USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Деньги в шашечку

Юлия НАЗАРЕНКО
Фото Михаила ПЕРМИНА
Фото Михаила ПЕРМИНА

Новые технологии «помогают» нелегальным таксистам уходить от уплаты налогов

Налоговая инспекция заявила, что не имеет доступа к данным по заказам услуг такси, оформленным агрегаторами через Интернет. Кроме того, эта область деятельности могла бы заинтересовать следственные органы.

Эх, довезу!
Воспользоваться мобильным приложением по вызову такси чрезвычайно удобно. Вводишь начальную и конечную точки маршрута — стоимость поездки подсчитывается автоматически. Номер авто, время, через которое оно прибудет к подъезду, приходят на мобильник через пару секунд. Правда предугадать, кто окажется за баранкой, невозможно. Это может быть и работник официально зарегистрированного такси, и частник. В принципе возможность отказаться от поездки есть. Если не нравится машина и вызывают подозрения физиономия или профессионализм водителя, о расчете с получением чека речи, конечно, не идет.

Если требуется подтверждающий оплату проезда финансовый документ, обращаться придется исключительно к официальному такси, а не в виртуальную службу заказа. Но большинству пассажиров чеки не нужны. Поэтому факт получения денег за оказание таксомоторных услуг, заказанных посредством мобильного приложения, для надзорных и контролирующих органов тайна за семью печатями. Нет доступа ни ко времени и дате заказов, ни к стоимости услуг, ни к идентификационным данным водителей-перевозчиков и так далее. При этом все большее количество служб заказа такси применяют электронные программные комплексы.

— Анализ информации, имеющейся в распоряжении налоговых органов, позволяет утверждать, что в настоящее время широкое распространение получила деятельность нелегального частного извоза, организаторами которого выступают «службы заказа такси» — организации, оказывающие диспетчерские услуги водителям, — говорит заместитель руководителя УФНС России по Новосибирской области Андрей Снегирев.

Имя им — легион
Сколько же на самом деле занято в этом секторе и какое количество предпринимателей работает законно, зарегистрировавшись в качестве налогоплательщиков?

Первым имя — легион. По словам Андрея Снегирева, привлекая водителей, диспетчерские фирмы и службы заказа, как правило, не проверяют у них наличие разрешений. «Как следствие, большое количество перевозчиков — физических лиц не имеют статуса индивидуального предпринимателя», — считает наш собеседник.

Использование специализированных интернет-приложений, так называемых агрегаторов, делает эту сферу деятельности практически непроницаемой для надзора.

— По нашему мнению, выявление таких организаций со сбором информации об их деятельности возможно путем проведения правоохранительными органами в рамках своей компетенции соответствующих оперативных мероприятий, — говорит Андрей Снегирев. — Полученные сведения должны передаваться заинтересованным контролирующим органам, в том числе налоговым.

В налоговой службе уверены, что необходима регламентация деятельности фирм-посредников, диспетчерских служб, принимающих и продающих заявки физическим лицам-перевозчикам, аналогично требованиям к управляющим компаниям розничных рынков, предусмотренным Федеральным законом от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».

— Должно быть регламентировано заключение договоров только с зарегистрированными в установленном порядке индивидуальными предпринимателями, имеющими разрешение на осуществление перевозок в такси, и установлена обязательность предоставления налоговым органам сведений о заключенных с перевозчиками договорах, — заявляют новосибирские налоговики.

Нелишние деньги
Что касается «легалов», то «Советская Сибирь» ранее писала, что, по данным некоммерческого партнерства «Таксомоторные перевозчики Сибири», в регионе выданы порядка 11 тысяч разрешений на оказание услуг по перевозке пассажиров легковым транспортом. Налоговики говорят, что в реестре новосибирского минтранса значится около 10 тысяч выданных разрешений — на каждое транспортное средство выдается отдельный документ. Указанные разрешения получили 120 юридических лиц и 2 300 индивидуальных предпринимателей.

— Количество разрешений, выданных на одну организацию, варьируется от 1 до 782 единиц, — поясняет Андрей Снегирев. — При этом необходимо отметить, что большое количество разрешений сдано перевозчиками в орган выдачи в связи с прекращением использования транспортных средств в режиме такси.
В налоговой службе сообщили, что по состоянию на 1 июля 2015 года в региональных разделах баз данных единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГРЮЛ и ЕГРИП) содержатся сведения о 4 726 юридических лицах и о 3 509 индивидуальных предпринимателях, заявивших в качестве основного или дополнительного вида деятельности пассажирские перевозки или деятельность такси.

За январь — апрель текущего года налоговые поступления от таксомоторных перевозчиков составили 6 миллионов 780 тысяч рублей. Для сравнения: общий объем налогов и сборов, поступивших в консолидированный бюджет РФ на территории Новосибирской области за тот же период, составил 48 миллиардов 587 миллионов рублей, в том числе в бюджет региона — 33,6 миллиарда.

Казалось бы, вклад таксистов скромен. Но, как говорится, курочка по зернышку клюет. Деньги эти для бюджета далеко не лишние. Скажем, годовые расходы города Новосибирска по статье «Охрана окружающей среды» — таксисты областного центра вносят свою лепту в отравление атмосферы, вод и почв — составляют в этом году 5,5 миллиона рублей.

Фотографии статьи
Инфографика Михаила ЗАБУГИ