USD 102.3438 EUR 106.5444
 

Назло судьбе, или Как превратить глубинку в Мекку

Ольга ДРОБЫШЕВА

Почему-то людей, которые готовы брать на себя ответственность и делать добро, часто называют чудаками. Но именно они нередко становятся потом примером для подражания и превращаются в народных героев. Эта история именно такая — про нашего земляка Евгения ХАРИНА,который вот уже 37 лет живет в селе Балман Куйбышевского района Новосибирской области. Каждый шаг по родной земле дается ему с огромным трудом: Женя родился с редким генетическим заболеванием — фосфат-диабетом. За мудреным названием — адская боль: кости, не выдерживая тяжести тела, гнутся и деформируются. Но мужчина не жалуется на жизнь, печет хлеб, поет в сельском клубе, построил храм и мечтает превратить свое село в место всероссийского паломничества.

Отрезаны от мира

Конечно, оптимизм дался Евгению Харину нелегко. Если сложить воедино все дни, проведенные им в больницах, получатся  годы. А еще позади более десяти операций, многие из которых, как потом признавались и сами врачи, особого улучшения состоянию его здоровья не приносили. Но мужчина не отчаивался: не желая сидеть на шее у родителей, занялся предпринимательством — открыл в деревне небольшую пекарню.

— Немало я видел инвалидов, пока лежал в больнице, — рассказывает Евгений. — Судьбы у них складываются по-разному. Одни отчаиваются и спиваются. Другие занимаются спортом, мечтают участвовать в Паралимпийских играх. Вот и я понял — нельзя человеку без цели, надо к чему-то стремиться!

И он стремился — вылечиться, приносить пользу обществу. А лет семь назад, прочитав о чудотворстве православной веры, отправился в Москву в Покровский монастырь, к мощам святой Матроны. Когда вернулся оттуда и зашел в районную больницу с улыбкой на лице, опираясь на трость, врачи только руками развели от удивления. Так у Евгения появилась цель — построить в своем селе храм в честь святой Матроны.

— Деревня у нас не такая уж маленькая, здесь проживают 258 человек, но осенью в грязь или зимой в метель мы оказываемся отрезанными от мира. Нанимаем бульдозер за свой счет, чтоб дорогу прочистил и нам хлеб привезли. Что уж говорить, с какими сложностями к нам скорая помощь добирается! А село у нас красивое. Озеро, природа, воздух будто хрустальный — не налюбуешься! Если построить храм, может, и потянутся люди в село? И возродится оно. Ведь ездят же люди по святым местам, паломничают, — мечтает Евгений.

Место под строительство подбирал очень долго. Земли пустой на первый взгляд много, ходил к местным чиновникам, а они отвечали, что все участки заняты. Наконец нашел на центральной улице заброшенный участок с домом. Администрация дала добро. На личные сбережения Евгений Харин нанял бульдозер и расчистил территорию. Также на собственные средства подрядил рабочих возводить храм. Односельчане сначала смотрели на это с усмешкой, а потом многие пришли помогать.

6 декабря 2013 года храм был освящен и в нем приняли крещение 15 односельчан Евгения. На деревенском сходе решили, что к весне общими усилиями поставят купол. Только планам этим не суждено было сбыться. В ночь с 21 на 22 февраля часовня загорелась. Сначала вспыхнула веранда, потом пожар проник вовнутрь. По селу прошли слухи, что это поджог. Но официальное заключение пожарных — неправильное устройство и использование отопительной печи. У Евгения были свои соображения на этот счет — кто-то же вскрыл ящик с пожертвованиями? Но заявление он писать не стал, решил: «Мне здесь жить. Судить я никого не могу. Если кто-то это сделал из злого умысла, Бог им судья».

Пожарные приехали вовремя, долго и упорно боролись с огнем, но сгоревшая часовня восстановлению не подлежала. Успели вынести из огня самое ценное — икону cвятой Матроны. Пожар уничтожил практически всt: церковную утварь, свечи, вазы... Нетронутыми остались и емкости со святой водой, лишь немного оплавились. Как тут в чудеса не поверишь?

«А мне бы крылья…»

От такого удара судьбы Евгений долго не мог прийти в себя: несколько дней не вставал с постели — нестерпимо болели ноги. Еще больше болела душа. В деревне три дня был траур, у бабушек, которые уже привыкли ходить в храм на службы, зашкаливало давление. Видя страдания людей, которые переживали вместе с ним потерю, Женя собрался с силами и решил проводить службы у себя дома.

Пожар случился незадолго до Прощеного воскресенья, а в сам праздник мужчина собрал в местном клубе односельчан, попросил у них прощения, угостил блинами, поднялся на сцену и запел известную песню Виктора Королева «Крылья»:

А мне бы крылья, крылья, крылья, чтобы лететь к тебе,
А мне бы силы, силы, силы, да назло судьбе.
А мне бы снова, снова, снова океан любви,
И чтобы что-то плохое не случилось с тобой — Бог тебя храни!

Эта песня  перекликалась с душевным состоянием, слезы, когда он пел, текли сами собой. Что уж говорить — плакала вся деревня.

Но душевной силы Евгению не занимать. Он согласовал с епархией новое строительство. Решил срубить небольшую часовню в своей ограде, чтобы была под присмотром. А пока шло строительство, вел службы у себя дома.

Залили фундамент, заказали сруб в Новосибирске, купол привезли из Барнаула. Евгений взял кредит, чтобы расплатиться за материалы, доставку, работу. Один только сруб обошелся в 180 (!) тысяч рублей. И вновь на помощь пришли сельчане. Один мужчина приехал из Тулы в гости к теще и остался помогать — машины с бревнами разгружал, стены ставил, а уезжая, пообещал: «Вернусь и сына своего сюда привезу крестить».

В конце мая этого года часовню освятили, в день открытия здесь крестили еще восемь человек. И помощник из Тулы привез на крещение своего годовалого сына, сдержал обещание.

— Если паломничество в наше село начнется, мы только рады будем. Может, и гостиницу придется строить, — шутит Женя. И тут же серьезно добавляет: — А что? Это ж новые рабочие места для нас, глядишь, в селе жизнь наладится

Впрочем, осталась у Евгения Харина еще одна мечта, личная — встретить свою судьбу, завести семью, детишек. Обыкновенная мечта обыкновенного героя.

Фотографии статьи