Инспектор напишет в «личку»
Собственные электронные офисы на сайте налоговой службы открыли около 400 индивидуальных предпринимателей региона.
Стремление упростить процедуру общения малого бизнеса с налоговыми органами вылилось в новый электронный сервис. Новосибирская область стала одной из первых в России, где протестировали систему «Личный кабинет налогоплательщика для индивидуального предпринимателя».
Возможности расширяются, обязанности остаются
Уже месяц сервис действует в рабочем режиме.
— Он не только удобен, это еще и бесплатный помощник в бизнесе, — подчеркнул заместитель руководителя управления Федеральной налоговой службы России по Новосибирской области Андрей Снегирев. — Разработчики учли замечания и предложения бизнес-сообщества по предыдущим интернет-сервисам налоговой службы: по открытости, доступности, по тому, насколько понятна информация, касающаяся обязательств, их исполнения, того, что предпринимателю необходимо сделать, чтобы его деятельность не вызывала нареканий со стороны налоговиков. Сервис не отменяет никаких обязанностей налогоплательщика: платить законом установленные налоги, предоставлять отчетность и прочее, но сделать это теперь можно без визита в налоговую инспекцию.
Наш собеседник уточнил, что «Личный кабинет налогоплательщика для индивидуального предпринимателя» является продолжением последовательного перевода госуслуг в электронный формат, чтобы минимизировать визиты в госучреждения. По линии налоговой службы уже внедрены личные кабинеты для физических и юридических лиц. Первым уже воспользовались более 280 тысяч жителей Новосибирской области, вторым — порядка 1,5 тысячи предприятий региона.
Два года назад предпринимателям был предложен сервис электронной регистрации с любого устройства с выходом в Интернет — планшета, смартфона, компьютера. Не требуется личное присутствие при подаче документов. Предпринимателю придется прийти в налоговую только за финальными документами для своей деятельности. Сервисом воспользовались около 4,5 тысячи предпринимателей области.
И вот новый сервис — https://lkip.nalog.ru — конкретно для «ипэшников». Правда, пока с ним не получится работать со смартфона, но и мобильная версия появится, обещают разработчики.
Элементарно!
Как показывает практика, в создании благоприятной среды для предпринимательства не последнюю роль играют понятность и простота взаимодействия с налоговыми службами. С внедрением различных электронных сервисов эффективность работы с налогоплательщиками выросла на 30 процентов, констатируют в УФНС.
Взаимодействие не составляет трудности для крупных компаний, содержащих штат квалифицированных бухгалтеров и юристов. Индивидуальный предприниматель — другое дело. Часто владелец микробизнеса совмещает в одном лице функции директора, счетовода и еще бог знает кого. Хватает ли ему компетенций? Вопрос скорее риторический, ведь бизнес, оказывающий предпринимателям сопроводительные и консультационные услуги в налоговой сфере, давно и успешно процветает.
Однако круг клиентов таких фирм может в ближайшее время сократиться. Чтобы грамотно написать заявление в инспекцию, понять алгоритм решения той или иной проблемы с отчетностью, бежать к платным помощникам не придется. Все это можно сделать самостоятельно, воспользовавшись новым сервисом.
Интерактивный офис
— Введены такие дополнительные функции, как заказ и получение юридически значимых выписок из государственных реестров, а также различных справок и актов, — рассказывает Андрей Снегирев о преимуществах «Личного кабинета». — Очень востребована предпринимателями услуга сверки расчетов с бюджетом, за ней обращаются каждые три четверти ИП.
Если есть какие-либо неточности, то предприниматель может актуализировать информацию о себе путем подачи заявления через «Личный кабинет». Кроме того, через сервис можно получать данные о задолженности, работать непосредственно с документами, менять систему налогообложения — в распоряжении владельца электронного офиса предоставлена вся информация по подбору актуальных на данный период налоговых режимов, когда и как можно осуществить переход на новую систему налогообложения. Можно сравнить свою деятельность в различных системах налогообложения, выбрать оптимальный вариант для своего бизнеса.
Знакомимся с функционалом «лички» на примере тестового пользователя — некоего ИП Кукушкина. Андрей Снегирев, не вставая с кресла, поочередно кликает беспроводной мышкой по виртуальным опциям. На большом мониторе у стены открывается индивидуальное электронное офисное пространство. Причем сначала появляется видеоинструкция. «Личный кабинет» — полноценный интерактивный офис, — рассказывает диктор. — На главной странице пользователь может навести собственный порядок, переставив блоки по степени актуальности, как мебель в кабинете».
Тот же жизнерадостный голос за кадром посоветовал сразу подписаться на доставку сообщений от налоговой службы из «Личного кабинета» на личную электронную почту. В разделе «Моя почта» — большой выбор шаблонов обращений в адрес налоговой инспекции: об уточнении невыясненных платежей, о получении выписки по операциями по расчету с бюджетом. Сервис позволяет отслеживать все обращения и просматривать ответы на них. В разделе «Мои налоги» — сводная информация по расчетам с бюджетом. Есть раздел «Камеральные проверки» с указанием их статуса по всем налоговым органам. А «Календарь» поможет отслеживать ключевые даты, важные при взаимодействии с налоговой. К примеру, предстоящие сроки платежей.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Андрей СНЕГИРЕВ, заместитель руководителя УФНС России по Новосибирской области:
— Сдать отчетность, пройти процедуру декларирования индивидуальный предприниматель теперь может без личного визита в налоговую, — подчеркивает Андрей Снегирев. — Для предприятий нечто подобное уже действует: через телекоммуникационные каналы связи специализированных операторов. Но это, во-первых, предусматривает участие в процессе третьего лица, а во-вторых, данные отчетности отражаются не в онлайн-режиме, тогда как «Личный кабинет» позволяет работать в облаке актуальных данных. Но, пожалуй, самая важная деталь, отличающая «Личный кабинет налогоплательщика для индивидуального предпринимателя» от «Личного кабинета» юридического лица, заключается в облегченной процедуре авторизации. Для работы в сервисе можно воспользоваться либо логином и паролем от «Личного кабинета физического лица», либо, чтобы иметь возможность получать и отправлять юридически значимые документы, статус которых аналогичен документам, собственноручно подписанным и заверенным синей печатью, оформить усиленную неквалифицированную электронную подпись. В отличие от квалифицированной ее оформление не требует обращения в специализированные организации, а делается совершенно бесплатно, можно сказать, не выходя из дома — на сайте Федеральной налоговой службы или других аккредитованных организаций. Если у предприятия есть ранее выданная квалифицированная подпись, она также принимается.
ФАКТ
Численность индивидуальных предпринимателей в Новосибирской области колеблется в пределах 60 — 70 тысяч.
СПРАВКА
Налоговая служба постепенно внедряет новый программный комплекс АИС «Налог-3», который позволит внедрить глобальную экстерриториальность, без привязки к конкретной налоговой инспекции. Так, если у физического лица, индивидуального предпринимателя или предприятия есть несколько объектов имущества, расположенных на территории разных субъектов РФ, ему будет направлено одно налоговое уведомление, а не несколько — от каждого из территориальных налоговых подразделений, как это сейчас происходит. По сути АИС «Налог-3» создаст единое информационное пространство, в котором будет контролироваться исполнение обязательств налогоплательщика перед государством.