USD 102.5761 EUR 107.4252
 

И снова «А зори здесь тихие...»

Подготовила Татьяна ШИПИЛОВА по материалам vokrug.tv.ru

Режиссер и продюсер фильма Ренат Давлетьяров о том, зачем нужна новая экранизация повести Бориса Васильева

Вторую неделю в прокате — киноверсия военной повести 70-х, дополнившая премьерный ряд фильмов, показанных в праздничные дни на российском телевидении.

О поколениях
— Картина Ростоцкого была одним из самых ярких впечатлений моего детства, — рассказывает Давлетьяров. — Мой дед погиб в 1942 году. Война коснулась и моего поколения. Сейчас тинейджеры воспринимают немцев как славных ребят, с которыми в Таиланде они вместе отдыхали. Нынешние подростки ни в чем не виноваты. Это естественный исторический процесс. В моем детстве в слове немцы был скрыт какой-то сакральный смысл. Ни во что, кроме немцев и наших, мы не играли. Восприятие военного кино на поколенческом уровне — разное, и это естественно. Думаю, что пройдет еще какое-то время, и неизбежно Великую Отечественную войну и фильмы о ней новое поколение будет воспринимать так же, как мы сейчас воспринимаем Первую мировую войну, в которой погибло огромное количество людей и было место и подвигу, и всему остальному.

О кастинге
— Что касается актерского кастинга, то он был, как всегда, мучительным и нервным. Я не знаю, может быть, существуют такие режиссеры, которые точно знают изначально, кого будут снимать, но выбор актеров в новую экранизацию «А зори здесь тихие…» длился до последнего дня. Ни за кем не было железно застолбленных ролей — все проходили пробы. Предварительный кастинг на главные роли прошла чуть ли не тысяча девушек. Кстати говоря, первым вопросом, который я задавал претенденткам, был: «Читали ли повесть Бориса Васильева и смотрели ли фильм Станислава Ростоцкого?» И их ответы с одной стороны меня опечалили, потому что, только отправляясь на пробы, люди начинали читать. А с другой стороны, я подумал, что сам Бог велел делать экранизацию, чтобы хоть кто-то из представителей нового поколения, увидев картину, потом, может быть, прочел бы книгу...

О немцах
— Актеры, сыгравшие в фильме немцев, действительно немцы. Честно говоря, можно было обойтись без них, но я просто представил себе недоброжелателей, которые, если уж не до чего будет докопаться, скажут: «Где вы взяли эти лица? Это не немцы!» И я решил подстраховаться, вызвав настоящих актеров из Дюссельдорфа. Они никогда не были в России, ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге, а тут прибыли в Карелию, где их поселяют в городе Кондопога. Это было у них первое неизгладимое впечатление. Второе случилось, когда их привезли в лес и там они увидели меня. Я совершенно не похож на кинорежиссера на площадке. Причем, скорее всего, я что-нибудь орал в тот момент, когда они приехали... Немцы поначалу пребывали если не в депрессии, то в диком недоумении. По прошествии времени мне девочки из пресс-службы сказали, что у одного из немцев на странице в «Фейсбуке» появилась запись: «Я переживаю лучшие дни в своей жизни».

О бюджете
— Картину мы снимали с продюсером Владом Ряшиным на свои деньги. Когда было отснято уже 90 процентов, в Москве прошел конкурс на бюджетное финансирование, и нам частично компенсировали наши затраты. Никакого освоения госбюджета, как любят поговорить у нас, плотоядно потирая ручки, не было. Фонд кино и Первый канал появились, когда мы были уже далеко-далеко в пути.

СПРАВКА
Экранизации повести «А зори здесь тихие»: фильм режиссера Станислава Ростоцкого (СССР, 1972); сериал режиссера Мао Вэйнин (Китай — Россия, 2005); фильм режиссера Рената Давлетьярова (Россия, 2015).