Посылка из деревни
Я хочу поделиться с земляками воспоминаниями моей мамы, Ефросиньи Степановны Косаревой. Ее давно уже нет с нами, но рассказы мы помним до сих пор.
В самом начале войны в нашей деревне Караульное Тогучинского района была объявлена мобилизация. Очень скоро на фронт ушли все годные к строевой службе мужчины, в деревне остались женщины, старики, подростки и дети. Часто в нашем доме собирались женщины, чьих мужей призвали на фронт. Вечерами они занимались рукоделием, вязали, пили чай и плакали, вспоминая своих близких. И вот как-то в июле прошел слух, что наши мужики еще не на фронте, а проходят подготовку на станции Юрга.
Бабы тут же решили собрать продуктов и отвезти им на лошади. Начали собирать по деревне табак, нарубили целый мешок, напекли два мешка хлеба, сала набрали килограммов двадцать. Председатель дал лошадь с телегой, а в придачу мешок овса. С посылкой решил послать мою маму Фросю как самую пробивную.
За несколько дней мать проехала пятьдесят верст и добралась до Юрги, благо было тепло. Нашла она и часть — как говорится, язык до Киева доведет. А вот пропуска-то нет. Подошла мама к часовому — тот сначала не пускает ни в какую. Тогда Ефросинья Степановна взяла буханку хлеба, шмат сала и дала часовому. За это он ей показал дыру в колючей проволоке. Так мама оказалась на территории военной части. Правда, довольно быстро ее остановил офицер, такой грозный, весь в ремнях, с наганом на боку. Но мама и тут не растерялась — рассказала, зачем приехала, а часового не выдала. Офицер оказался человеком хорошим, вошел в положение, приказал найти красноармейца Андрея Васильевича Косарева и даже дал ему увольнительную на два часа. Тот прибежал, не чуя ног под собой. «Как здесь оказалась, как добралась в такую даль?» Мама обо всем с отцом переговорила. Продукты отдали в столовую, приготовили еду для всех солдат. Когда мама вернулась домой, она всем бабам передала весточки от их мужей и пожелания здоровья. Вот такая история.