Забота не продаётся
Налоговые льготы для социально ориентированного бизнеса, обещанные Правительством страны, пока не вызвали особого интереса у предпринимателей
Между тем есть очень современные идеи. В Академпарке зреют новые технологичные бизнесы, ориентированные на социальные нужды. Например, автоматизирован процесс голосования для незрячих. Теперь им не потребуется посторонней помощи. Разработка резидента приборостроительного бизнес-инкубатора технопарка Академгородка, успешно испытанная на губернаторских выборах, готова к тиражированию.
Выпускник Зимней школы Академпарка — 2013 стартапер Дмитрий Казаков, руководитель проекта «ИнфоСенсор», рассказал, что в ближайших планах инновационной компании — создание новых избирательных модулей, а также информационного стенда для Новосибирской областной специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих.
Суть разработки — интерактивные информационные стенды, одинаково удобные для незрячих, слабовидящих, инвалидов-колясочников и здоровых людей. Проект стал лучшим стартапом форума Startup Bazaar в конце прошлого года.
С сенсора на землю
То, что предлагают инноваторы, является атрибутом комфортабельной жизни для пожилых и инвалидов. Новые технологии спешат вперед и перешагивают через барьеры, которыми окружены ограниченные физически люди.
Есть примеры, когда бизнес пытается вклиниться в этот сектор, предлагая, скажем, оказание по льготным ценам парикмахерских услуг, доставку продуктов и медикаментов. Проекты эти на первый взгляд мелкие, но они тоже важные. Беда в том, что да — бюджет финансирует благое начинание посредством социального гранта, но казенные деньги заканчиваются, и судьба проекта, если он не получит очередной бюджетный транш или поддержку каких-нибудь фондов, под вопросом.
Социалка оттого и лежит всем весом на государстве, что расходы на нее высоки, а возврат инвестиций долог или вовсе невозможен. Однажды пришлось составить разговор с одним из социальных работников Бердска. Выяснилось, что одинокие пожилые люди, за которыми закреплены специалисты соцслужбы, отказываются оплачивать дополнительные услуги, ограничиваясь перечнем гарантированных государством и бесплатных для получателя соцуслуг.
Существует прейскурант, и очень скромный, начиная с заклейки оконных рам, очистки их от бумаги и замазки до сопровождения на прогулках. Оценено и прочтение/написание письма. В 2012 году такая услуга оценивалась в 8 рублей 60 копеек. Доставка сумки с покупками, если речь идет о промтоварах (до семи кило), — 13 рублей. Столько же — стирка белья от одного до пяти кило в стиральной машине (вручную в два раза дороже). Влажная уборка помещения рассчитывалась исходя из стоимости мытья одного квадратного метра поверхности — 30 копеек. Наколоть кубометр дров с укладкой их в поленницу — чуть больше 38 рублей. Сопровождение клиента в театр и другие культурно-зрелищные учреждения, клубы общения — 86 рублей. (Данные взяты с сайта http://newtariffs.ru.)
Даже с учетом индексирования цен — смехотворное вознаграждение, которое предприниматель может получить из бюджета в виде возмещения затрат, вряд ли привлечет в эту сферу бизнес. За исключением людей, движимых альтруистическими или благотворительными идеями.
Это в целом подтверждает ответ, который мы получили, обратившись в региональное министерство социального развития. По наивности мы надеялись обнаружить хотя бы одного предпринимателя в реестре организаций — поставщиков социальных услуг. Из 85 представленных в списке только одно не является казенным или бюджетным учреждением.
— Пока особого интереса со стороны бизнеса к нашей сфере нет. Возможно, более активная позиция наблюдается в отношении сферы здравоохранения, может быть, образования, — сообщила Юлия Бессонова, консультант отдела мониторинга и информационного сопровождения регионального минсоцразвития.
Ситуация характерна для всех регионов России. По данным Минтруда РФ, в нашей стране 98,8 процента организаций, предоставляющих услуги соцобслуживания, являются государственными. Остальные — общественники, некоммерческие структуры, те, кто по своей воле участвует в социалке, не ставя при этом задачи по извлечению прибыли.
Кто придет на этот рынок?
Государство намерено стимулировать бизнес, готовый взять на себя часть забот об инвалидах и престарелых. Напомним, что 7 декабря Государственная дума России приняла закон, устанавливающий с 1 января 2015 года до 1 января 2020 года нулевую ставку налога на прибыль для организаций, работающих в сфере социального обслуживания граждан.
На вялую реакцию предпринимательства пенял министр труда и соцзащиты РФ Максим Топилин, выступая недавно на Всероссийском форуме социальных работников. Он заявил, что представители бизнеса пока не предлагают проектов в социальной сфере, несмотря на стимулы со стороны государства. Измененные санитарные правила и нормы, порядок заключения концессионных соглашений, наконец, нулевые ставки налога на прибыль (ее бы увидеть!) не всколыхнули интереса.
Пока. На раскачку ситуации после введения подобной льготы в медицинской сфере тоже может понадобиться несколько лет. Так что пока здесь режим ожидания.
Системного коммерческого проекта, который бы решительно выделил свой кусок социального пирога, в регионе пока не видится. Вероятно и потому, что еще не сформулировано четкого государственного интереса? Между тем именно государство по сути является главным заказчиком. Численность получателей социальных услуг в регионе — сотни тысяч. Предпринимателям должно быть понятно и ясно, заняв какую конкретную нишу в сфере, являющейся неотъемлемым элементом государственной системы социального обеспечения, они смогут иметь постоянный, может быть, не очень высокий доход. Возможно, генератором социальных бизнес-идей, опираясь на потребности региона, могло бы также выступить Агентство инвестиционного развития…
Значительные социальные бизнес-проекты, например резиденции для пожилых людей (а не дома престарелых в казенном исполнении), — это долгие деньги, вложения окупаются во временном промежутке от пяти до десяти лет. Такие проекты уже есть в Москве, где, понятно, уровень жизни и доходы значительно выше сибирских. Появится ли в Новосибирске частный пансионат для старушек? Такой, чтобы соответствовал всем нормативам, где жилось бы престарелым не хуже, чем в Маслянинском доме отдыха, за бюджетный счет?
Впрочем, кое-что лежит на поверхности: комбинаты социального питания, службы экстренной социальной помощи, инватакси, информационная и правовая поддержка и так далее. Данные Новосибирскстата говорят о том, что социальные ниши как поле деятельности предпринимательства в перспективе будут расширяться. Для Новосибирской области, как и для многих регионов России, характерно постепенное повышение доли людей старших возрастов в общей численности населения, отмечают аналитики. Удельный вес лиц пенсионного возраста на начало 2014 года составлял 23,4 процента населения области. Это на 0,4 процентных пункта выше, чем год назад. Динамика старения очевиднее на десятилетнем временном отрезке. С 2005 года число пенсионеров по возрасту увеличилось более чем на 90 тысяч человек.
Время возможностей
В прошлом году социальные услуги гражданам пожилого возраста и инвалидам оказывали 305 различных учреждений, из которых 14 стационарных, где проживали 4,7 тысячи человек — каждый четвертый находился на постельном режиме.
Основу системы нестационарного социального обслуживания составляют многопрофильные центры обслуживания. Они имеют отделения социальной помощи на дому, срочной социальной помощи, социально-реабилитационные отделения. В 2014 году 128 центрами и отделениями социального обслуживания на дому обслуживались около 13 тысяч жителей области. Социально-реабилитационными службами, а таковых в регионе в прошлом году насчитывалось 47, за 12 месяцев обслужены 28,2 тысячи пожилых и инвалидов, нуждающихся в социальной поддержке.
Услугами же служб срочного социального обслуживания за 2014 год воспользовались 211,9 тысячи человек. Интересно, что в кризисный 2009-й был зарегистрирован всплеск обращений за экстренными социальными услугами: социальная неотложка помогла более 550 тысячам человек, что по сравнению с 2008 годом вполовину больше. Фокус в том, что в поле внимания срочного социального обслуживания находятся как пожилые и инвалиды, так и люди трудоспособного возраста и физически здоровые, но попавшие в трудную жизненную ситуацию.
ЦИФРА
По данным Новосибирскстата, в области на начало 2015 года в 11 специальных домах для одиноких престарелых и 375 социальных квартирах проживали 819 человек, из которых более трети приняты на обслуживание различными службами оказания социальной помощи на дому.