Инвестиционная посевная: что посмеем, то и пожнём?
Экономический рост без привлечения инвестиций невозможен. Между тем сегодня сложилась непростая ситуация. По словам министра экономического развития Новосибирской области Ольги МОЛЧАНОВОЙ, объемы инвестиций в экономику региона в 2014 году незначительно сократились. И что же? На всеобщем фоне оттока денег, не только на уровне области, но и в масштабах страны, мы строим планы, на какие и в самые тучные годы, прямо скажем, не решались. Как ни парадоксально, у регионального минэконома на вопросы из серии «Где взять деньги?» есть вполне убедительные ответы.
Точки технологического прорыва
— Ольга Витальевна, что происходит на инвестиционном поле?
— В 2014 году общий объем инвестиций в экономику региона составил 180 миллиардов рублей, годом ранее — 184 миллиарда. Безусловно, это снижение заставляет принимать дополнительные меры. Наш главный ресурс, как известно, — кадровый. Смотрим, что наиболее активно востребовано? В России на ближайшую перспективу определено шесть направлений, они же отражены в инвестиционной стратегии Новосибирской области. Это как традиционные сферы деятельности — промышленность, сельское хозяйство, все, что связано с торговлей и сферой услуг, транспорт и логистика, так и новые сферы.
Для Новосибирска открываются хорошие возможности в области так называемых наук о жизни и человеке — в медицине, биотехнологиях, здравоохранении. Это связано и с импортозамещением. Именно в этих сферах развиваются новые технологии, призванные принципиально повысить качество жизни. И именно в этих сферах у региона хорошие позиции. Не только по Сибирскому федеральному округу, но и по России в целом. Три академии и инновационные организации Новосибирска обладают инновационным потенциалом. Нам нужно помочь им интегрировать свои усилия, чтобы получить совершенно новый продукт. Нужно подключить информационные технологии к исследовательскому и технологическому процессу. Компании соответствующего уровня у нас есть. Новые материалы, такие как нанокерамика, имеют свой потенциал. Необходимо прилагать совместные усилия, чтобы доводить это до конечного продукта. Те же нанотрубки — очень интересный проект не только для региона. Мы сегодня выпускаем продукцию, которая в разы дешевле, чем импортная. Продукция, которая имеет колоссальное влияние на современное производство (например, углеродные нанотрубки способны на 70 процентов улучшить характеристики используемых сегодня материалов, в том числе их прочность. — Ред.). Мы построили в Новосибирске такое производство мощностью 10 тонн. После реконструкции помещения в Академпарке появится возможность выпускать 50 тонн продукции в год. Ведутся переговоры с Татарстаном, где также намерены наладить производство нанотрубок на основе наших технологий в ежегодном объеме до 50 тонн и использовать их в нефтехимии.
С инвестиционной точки зрения актуально направление, связанное с рациональным природопользованием, энергоэффективностью, — наработки в этих областях у Новосибирска также есть. Кроме того, все, что связано с развитием новых видов вооружений, имеет перспективу. У нас 39 предприятий выполняют гособоронзаказ.
Безусловно, есть значимые проекты в медицине. Медицинский технопарк — первый частный парковый проект на территории области. И проект успешный. По инициативе Новосибирской области подготовлено распоряжение Правительства РФ о проведении конкурса для передачи в концессию имущественного комплекса в Первомайском районе. Медицинский технопарк будет в нем участвовать. Планируется разместить на этих площадях производство тех изделий, которые совместно разработаны медицинским технопарком и НИИТО. Это будет линейка новых продуктов. В основном планируется вложить частные средства. Подана заявка на рассмотрение этого проекта на заседании инвестиционного совета при губернаторе, где проект был одобрен. Конечно же, он получит поддержку областного бюджета.
Транспорт — наше все
— Очень важно для нас развитие транспортно-логистического направления, — продолжает глава минэконома. — Даже сейчас, в такое сложное время, увеличивается объем грузоперевозок. Здесь есть безусловные перспективы. Это могут быть проекты, осуществляемые как за счет средств федерального бюджета, так и частных инвестиций. Среди примеров — подготовка проекта строительства четвертого моста на принципах государственно-частного партнерства общей стоимостью более 25 миллиардов рублей. Это один из крупнейших проектов в РФ. Если его рассматривать вместе с прилегающей инфраструктурой, то стоит это около 80 миллиардов.
— Проект действительно беспрецедентный по размеру инвестиций. Откуда такие деньги придут?
— Речь идет не только о строительстве собственно мостового перехода, но и о создании на прилегающих территориях зоны деловой активности. К таким крупным проектам необходимо привлекать не одного, а пул инвесторов, которые будут специализироваться на строительстве тех или иных объектов. Это позволит сдавать эти объекты в оптимальные сроки и с минимальными затратами. Заинтересованность в участии уже проявили крупные российские банки, которые, скорее всего, тоже образуют консорциум, а также представители бизнеса Японии, Китая и Франции. Когда мы встречаемся с послами, они интересуются наиболее крупными инвестпроектами региона, и мы сразу предлагаем посмотреть вариант четвертого моста.
Нельзя не отметить проект аэропорта Толмачёво, который имеет все предпосылки стать международным хабом. Объем инвестиций оценивается более чем в 10 миллиардов рублей. В основном это частные инвестиции. В первую очередь речь идет о грузоперевозках, а потом о пассажирских. Это позволит нам существенно увеличить объемы внутреннего регионального продукта. Кроме того, по оценкам специалистов, реализация проекта «Аэросити» может увеличить занятость работоспособного населения на этом территориальном отрезке примерно в два раза. Но данный вопрос требует участия Федерации, поскольку решается на уровне международных соглашений.
— Что питает такой оптимизм? Планы поистине наполеоновские, между тем сейчас не совсем благоприятное время — кризис на дворе.
— Вспомним, о чем говорили пять лет назад, и посмотрим, что сейчас есть в логистической сфере. В Новосибирске появилось много крупных логистических комплексов. Все, что касается западной зоны, уже освоено. На восточном направлении построены хорошие склады. Но если Промышленно-логистический парк строили за бюджетный счет, то на востоке Новосибирска реализуют проекты частные инвесторы, которые выкупали земельные участки, создавая свои складские комплексы. К правительству области инвесторы восточной транспортно-логистической зоны обратились за содействием в решении вопросов взаимодействия с РЖД и энергоснабжающей организацией. Мы помогаем найти решения, потому что понимаем растущие потребности, перспективы расширения грузопотока из Китая, Юго-Восточной Азии. Все это требует увеличения складского и транспортного потенциала нашего региона. Министерство транспорта области проводит активную работу по продвижению строительства Восточного обхода Новосибирска. Финансируется этот проект из федерального бюджета, общая его стоимость — 32 миллиарда рублей. Строительство будет проходить в три этапа до 2020 года.
Гречка для японцев
— Очень актуально для текущего момента развитие сельского хозяйства. С одной стороны, это продовольственная безопасность и импортозамещение. С другой, возможность увеличения экспортного потенциала, — подчеркнула Ольга Молчанова.
— Что именно планируется экспортировать из региона и куда?
— Если говорить о растениеводстве, то это не только пшеница, но и гречиха. К нам, в частности, приезжали представители Японии, они заинтересованы покупать у нас эту продукцию. Греча пользуется там большим спросом.
Для нас важно не просто продавать зерно, но и создать мощности по его глубокой переработке. Сейчас в различной степени готовности есть два крупных проекта в Кольцово и Барабинске. Один ориентирован только на глубокую переработку зерна, включая производство глютена, который готов закупать у нас Китай. Разработана проектно-сметная документация, идут переговоры по привлечению инвесторов. Второй проект — более комплексный, охватывает растениеводство, переработку зерна, включая производство комбикормов, формирование стада с улучшенными характеристиками генофонда, разработку новых технологий кормления с использованием новых продуктов на основе местного сырья и рецептуры.
Это и связь с наукой, и использование наших природных ресурсов для создания биодобавок, которые будут обеспечивать высокое качество продукции и рост скота в более короткие сроки. Такие разработки у наших ученых тоже есть. Это дорогой проект, он стоит более пяти миллиардов рублей.
— Каково сегодня соотношение частных и бюджетных инвестиций?
— По сложившейся практике, примерно 80 процентов составляют частные инвестиции, 20 процентов — бюджетные вложения. Думаю, эта тенденция сохранится.
Рожденные в кризис
— Что касается эффективности господдержки, которую регион оказывает частным инвестпроектам. В прошлом году Контрольно-счетная палата озвучила, в частности, негативный результат по проектам «Лиотех» и компании «Мейзон Л» со строительством кирпичного завода. Если с производством литий-ионных аккумуляторов более-менее понятно, то с кирпичным заводом — не совсем. Он же действует, и неэффективными эти вложения никак не назовешь...
— Здесь надо понимать, что такое бюджетная эффективность. Условия, заложенные в законодательстве, таковы, что все средства, которые вкладываются в реализацию того или иного инвестпроекта, должны сравниваться с тем объемом налогов, которой уплачивается после реализации проекта в областной и местный бюджеты. Мы должны обеспечить, чтобы сумма поддержки была меньше или равна той сумме, которую инвестор уплачивает в качестве налогов. Конкретно по фирме «Мейзон Л». Был кризис, и они не смогли вовремя выйти на проектную мощность и продемонстрировать бюджетную эффективность за тот период времени, который был оговорен в момент предоставления им господдержки. Сумма уплаченных налогов оказалась меньше полученной поддержки. И таких проектов у нас оказалось несколько. Я напомню, правительством области принято решение увеличить до семи лет срок обеспечения эффективности проектов. Но у «Мейзон Л» к этому времени срок оказания господдержки уже закончился. Поэтому несмотря на то, что проект интересный, что завод сегодня работает на полную мощность и его продукция пользуется большим спросом, нами принято решение: компания должна возместить в областной бюджет часть полученных средств господдержки.