Сколько можно стучать кулаком?
Серые зарплаты ежегодно крадут у областного бюджета миллиарды рублей. Власти региона готовы пойти на крайние меры
Для оценки ежегодных потерь консолидированного бюджета области от серых зарплат Управлением федеральной налоговой службы (УФНС) России по Новосибирской области был произведен расчет суммы налога на доходы физических лиц, не поступившего в бюджет в результате получения физическими лицами серых доходов. Расчет показал, что годовые потери бюджета региона составляют до 30 процентов от суммы поступающего НДФЛ. Речь идет о 13 миллиардах рублей.
Налоговики не первый год говорят о массовых нарушениях в этой сфере. И то, что вскрывают проверки на предприятиях, лишь верхушка айсберга. В 2014 году из 354 выездных проверок в 280 случаях налоговики выявили нарушения соблюдения законодательства о налогах и сборах.
— В результате дополнительно начислено НДФЛ в бюджет в сумме 699 миллионов рублей, — сообщил начальник управления налоговой политики и прогнозирования доходов бюджета министерства финансов и налоговой политики Новосибирской области Андрей Кизилов.
Это ни много ни мало — два процента от поступившей суммы НДФЛ в консолидированный региональный бюджет за 2014 год. Курочка по зернышку, как говорится.
В минфине также сводят информацию трудовой инспекции, которая фиксирует высокий процент нарушений трудового законодательства: более половины из двух тысяч проверок в прошлом году показали плачевный результат.
Чем и кому латать бюджетное одеяло
В ситуации, когда власти региона вынуждены мобилизовать весь потенциал на пополнение бюджетной копилки, факт появления жесткой инициативы выглядит закономерным.
Автором проекта закона Новосибирской области «О денежном вознаграждении гражданам, предоставившим информацию о совершении работодателями отдельных правонарушений» выступил минфин. Тот самый, которого в ходе дебатов по сокращению расходов в связи с дефицитом казны на комитетах регионального парламента рвут на куски.
Баталии не прекращаются уже более полугода. Каждая новая корректировка бюджетного документа в сторону уменьшения вызывает справедливое недовольство депутатов Законодательного собрания. Областным законодателям приходится соглашаться с доводами финансистов. И до сих пор никто не предлагал ничего существенного, что реально поможет превратить серые зарплаты в белые, скрытые доходы — в явные.
Минфин взял на себя эту неблагодарную миссию. В ведомстве уверены, что принятие законопроекта будет способствовать активизации общественного мнения в отношении серых доходов, повышению ответственности работодателей, обеспечению законности и правопорядка в сфере налогообложения, сокращению объемов нелегально выплачиваемой заработной платы работникам руководителями хозяйствующих субъектов. Пополнение доходной части областного бюджета Новосибирской области немаловажно, но будет являться следствием действия закона в случае его принятия.
Все ли ясно?
В чем суть проекта документа? Гражданин может обратиться с заявлением о совершении работодателем правонарушения в области трудовых правоотношений в УФНС, либо в Гострудинспекцию, либо в полицию. Предполагается, что одновременно гражданин для получения вознаграждения будет направлять копию вышеуказанного заявления в орган, уполномоченный на осуществление выплаты денежного вознаграждения, — региональный минтруд.
Денежное вознаграждение гражданину выплачивается в случае соблюдения следующих условий: во-первых, установления факта совершения правонарушения на основании решения компетентного органа или суда; во-вторых, подтверждения со стороны налоговых органов начисления (доначисления) и поступления сумм налогов в областной бюджет, которые не поступили в результате совершения работодателем правонарушения.
Проектом областного закона денежное вознаграждение устанавливается в размере 10 процентов от суммы поступивших в казну денежных средств с учетом перечисленных в бюджет налоговых санкций и пени. Но вознаграждение не может превысить один миллион рублей. Кроме того, с премиальных, как и с легализованной заработной платы, должен быть уплачен НДФЛ в размере 13 процентов.
Все как будто ясно, но... С другой стороны, выходит, что, не одобряя жесткие меры, мы одобряем тот произвол, который творится с выплатами зарплат в конвертах? И нам так остро не хватает школ, поликлиник, денег на капремонт и так далее. Мы не так богаты, чтобы быть расточительными.
Страсти вокруг инициативы регионального минфина, предложившего премировать граждан, раскрывающих тайны серых зарплат и других налоговых нарушений со стороны работодателей, разгораются. Вопрос не внесен в повестку предстоящей сессии регионального парламента, но так или иначе законодателям предстоит принять почти судьбоносное решение.
У вас есть альтернатива?
В случае принятия закона это отразится не только на пополняемости дефицитной казны, но и, как считают некоторые эксперты, откроет новую эру взаимоотношений как членов общества с государством, так и между собой.
Вот уже кто-то вспоминает годы репрессий, когда доносы использовались некоторыми гражданами далеко не из патриотичных побуждений, а с совершенно ясными утилитарными намерениями — занять чью-то должность, жилплощадь и так далее. В конце концов, просто хотелось отомстить обидчику. И вот этого мы сегодня, наверное, боимся — того, во что система поощрений может вылиться. Память у нашего народа многовековая. В сфере бизнеса сегодня у кого-то тоже может возникнуть желание «расчистить площадку», а у работника — поквитаться с шефом. Что и говорить, вознаграждение за негативную информацию привлечет внимание не только порядочных людей, но и личностей иного сорта. Вот такие настроения.
— Я отрицательно отношусь к инициативе областного минфина ввести премию сотрудникам предприятий, в случае если они сообщат о налоговых нарушениях со стороны работодателя, — говорит Вячеслав Маркелов, президент Новосибирской торгово-промышленной палаты. — Зная нашу действительность и наших людей, ретивость контролирующих организаций, я понимаю: будут вставляться палки в колеса работающим предприятиям. В принципе это не в традициях российского народа. На Западе — да. Такого вида информирование существует, но если мы принимаем это за образец, нужно расширять практику и на другие сферы. В европейских странах есть анонимные заявления на врачей — коллеги пишут на коллег. А соседи — на соседа и так далее. Тогда и нам нужно подобную систему вводить везде, но почему именно с предпринимательства начинать эту инициативу?
Вячеслав Маркелов считает, что законодателям нужно крепко подумать, прежде чем принимать такие решения.
Глупо полагать, конечно, что министру финансов и налоговой политики области Виталию Голубенко хочется поставить подножку бизнесу. Ему совершенно точно известно, из чего складывается региональная копилка. В Новосибирске доля малого и среднего бизнеса в валовом продукте — больше 30 процентов. Для сравнения: в России эта доля едва превышает пятую часть ВВП.
Итак, инициатива, какая бы жесткая она ни была, есть. Будет ли альтернатива?
КСТАТИ
В минфине области акцентируют, что разработка законопроекта, кроме всего прочего, обусловлена необходимостью защиты интересов граждан в трудовых взаимоотношениях, так как в первую очередь последствия получения серой заработной платы негативно сказываются именно на работниках. Не секрет, что отдельные хозяйствующие субъекты работают по нелегальным схемам выплаты заработной платы работникам, уклоняются от оформления либо ненадлежащим образом оформляют трудовые договоры. Также происходит занижение налогооблагаемой базы по НДФЛ и страховым взносам с целью уклонения от уплаты налога в бюджет и взносов в государственные внебюджетные фонды.
Работник, получающий всю или часть заработной платы в конверте, лишается различных социальных пособий (пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам), при увольнении получает расчет исходя лишь из официальных выплат, поскольку компенсация за неиспользованный отпуск также рассчитывается исходя из официальной заработной платы. Помимо этого, получающий серую заработную плату работник проигрывает при получении кредита в банке — как по размеру суммы, так и по ставке кредитования. И самое главное, каждый работник, получающий заработную плату в конверте, должен отдавать себе отчет в том, что он лишает себя пенсионных накоплений, которые в свою очередь влияют на величину будущей пенсии.
ФАКТ
Почти восемьдесят процентов выездных налоговых проверок заканчиваются доначислением НДФЛ.