USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Служить бы рад, но и учиться надо

Виталий ЗЛОДЕЕВ

Российской армии нужен не план любой ценой, а здоровые и желающие служить солдаты

Первого апреля в Новосибирской области, как и по всей стране, стартовала весенняя призывная кампания 2015 года. По плану, доведенному Генштабом Мин- обороны РФ, из нашего региона в войска должны попасть около 3 000 новобранцев. Это примерно столько же, как и во время двух кампаний прошлого года. Ожидает ли их во время службы что-то новое и с какими сложностями сталкиваются работники военкоматов, узнал корреспондент «Советской Сибири».

Приятное затишье
При нынешнем министре обороны (Сергей Шойгу возглавляет ведомство с ноября 2012 года) Российская армия постепенно перестала быть центром постоянных скандалов. Конечно, в такой огромной структуре нельзя полностью исключить возможность различных происшествий, но, без сомнения, мы видим намного меньше в СМИ историй о воровстве, дедовщине, драках и побегах, чем пять — десять лет назад.

Армия становится более спокойной и профессиональной, заточенной на выполнение основной задачи поддержания постоянной боеготовности. И пусть служить осознанно и с удовольствием идут немногие призывники, но и у них, и у родителей на душе сейчас гораздо спокойнее.

Нынешний весенний призыв практически ничем не выделяется на этом спокойном, позитивном фоне — изменений по сравнению с прошлым годом нет. Разве что жители Крыма впервые пойдут служить в Российскую армию по призыву. Для них, правда, пока сделано исключение — год в сапогах они проведут в пределах родного региона.

Новосибирские призывники, наоборот, могут оказаться практически в любой точке страны, хотя примерно половина будет служить в частях Центрального военного округа (ЦВО). Но близость к дому тут может быть условная: в ЦВО входят 29 регионов РФ — от Урала до Дальнего Востока. Впрочем, настоящие солдаты говорят, что неважно, где служить, важно — как: когда занят интересным делом, год пролетает незаметно.

План не любой ценой
Призывной возраст в России — от 18 до 27 лет, но, как показывает статистика, 18-летних призывников около 35 — 40 процентов. Главным поводом для отсрочки является учеба: зачастую ее получают студенты учреждений профтехобразования. Однако и после вузов служить идет немало ребят — порядка 20 процентов от общего количества. Причем наличие специальности может даже сыграть на руку: как сказал в студии ГТРК «Новосибирск» начальник отдела по подготовке и призыву областного военкомата Евгений Краев, если знания, полученные на гражданке, востребованы и в армии, то ими скорее всего воспользуются по назначению, а не отправят новобранца с дипломом вуза, условно говоря, «землю копать».

С пониманием будут относиться призывные комиссии и к тем, у кого защита диплома намечена на май-июнь — их либо призовут в самом конце кампании, либо дадут отсрочку до осени. План по призыву наш регион выполняет довольно спокойно, поэтому военкоматы не собираются идти на специальные ухищрения и «стричь всех под одну гребенку».

И уж точно не будет никаких злоупотреблений по медицинской линии. По словам Краева, у многих складывается ложное впечатление, что врачи на комиссиях с военкоматами заодно, хотя на самом деле это обычные гражданские эскулапы, которым планы военного ведомства совершенно неинтересны — у них свои принципы.

И даже если на первом этапе врачи не выявили какой-то диагноз, не позволяющий служить, будет и второй этап проверки, более строгий — военно-врачебная комиссия. То, что она работает качественно и беспристрастно, говорит одна цифра: из почти 6 000 тысяч новосибирцев, призванных в 2014 году, досрочно вернулись из армии по состоянию здоровья всего шестеро. Больные в армии не нужны, хотя кое-кто продолжает думать иначе.

Бесперспективный бег
По большому счету, не очень интересны и те, кто всеми правдами и неправдами пытается от службы улизнуть. Допустим, затащат уклониста на аркане, а что толку — нормально отдавать долг Родине он вряд ли будет, хорошо если еще бед не натворит.

Но тут в силу вступает закон, который обязывает любого юношу, достигшего 18-летнего возраста, хотя бы для начала получить повестку. Возможно, он имеет право на отсрочку, быть может, не пройдет по здоровью — показатель годности среди молодежи региона составляет 69 процентов. Однако люди предпочитают «бегать», обрекая себя на уголовное преследование, а также лишение многих перспектив в дальнейшей жизни.

По данным военного комиссариата Новосибирской области, количество молодых людей, подлежащих прибытию на призывную комиссию, но так и не получивших повестки, в каждый из последних сезонов стабильно колеблется на уровне 2 000 человек. При этом многих из них нельзя назвать уклонистами в прямом смысле слова.

Нередко бывает так, что человек учился в Новосибирске, стоял здесь на учете, а потом вернулся домой — часто в другие регионы, а про военный учет забыл. Сейчас эта забывчивость стоит 500 рублей, но вскоре должны быть внесены поправки в Административный кодекс РФ, и сумма возрастет до 2 000 рублей.

Но, если действительно уклоняться, можно и под уголовную статью попасть. Закон предусматривает в таком случае до пяти лет лишения свободы, но в действительности максимумом является условный срок. Хотя и это огромнейшее пятно на репутации и дальнейшей карьере.

— По итогам осеннего призыва 2014 года в разработку к следственным органам региона попал 41 уклонист, — отметил Евгений Краев. — В отношении одного из них уже возбуждено уголовное дело, еще по четверым «бегунам» в возбуждении уголовного дела отказано, остальные пока в работе. Но, помимо текущих неприятностей, у этих ребят и будущее подпорчено: по недавно принятому закону они не смогут занимать должности в муниципальных и государственных структурах, о работе в силовых ведомствах: полиция, МЧС и так далее — также речи быть не может. Кстати, недавно был случай, когда молодой человек должен был быть назначен на должность судьи, но всплыл эпизод из его юности, и в назначении было отказано. Это позиция государства — таким образом поднимать престиж воинской службы. Отслужить гораздо перспективнее, чем бегать и скрываться.

Согласие — результат диалога
В прежние времена одной из возможностей избежать военной службы была так называемая бронь, когда особо ценных специалистов или рабочих освобождали от армии в угоду нуждам промышленности или науки. Нечто подобное 24 марта этого года предложил министр труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области Игорь Шмидт. В ходе заседания совета по развитию профобразования при губернаторе он высказал мнение о необходимости призывать выпускников профессиональных учреждений для службы в армии только через полгода после итоговой аттестации. По словам министра, призыв сразу же после государственной итоговой аттестации влияет на систему подготовки кадров и не дает возможности довести молодых специалистов до их первых рабочих мест. Из 1 237 выпускников-юношей 2015 года до рабочего места, по мнению Шмидта, не дойдут порядка 74 процентов.

Губернатор Владимир Городецкий тогда заметил, что логика в постановке этого вопроса есть, но нужно обсудить его с военным ведомством. Евгений Краев, в свою очередь, сказал, что этот вопрос поднимается на уровне регионального минтруда не впервые, но до конкретных разговоров с военными дело пока так и не дошло.

— Я согласен, что логика здесь действительно есть, — отметил представитель военкомата, — выпускник придет на предприятие, познакомится с производством, проявит себя, а потом — год спустя — спокойно вольется в уже знакомый коллектив. Но любое соглашение, договоренность — это результат диалога, а его пока нет.

Кроме того, по словам Краева, есть неумолимая статистика. Если взять вот этих 1 237 выпускников учреждений профобразования, то после прохождения медосмотра и с учетом различных семейных проблем останется примерно половина — 600 — 650 человек. Примерно столько же весенне-летних выпускников 2014 года с профессиональным образованием ушли в армию осенью прошлого года. Так вот, во время анкетирования (в котором есть вопрос о том, где призывник учился или работал до армии) выяснилось, что более половины выпускников даже не начинали работать, хотя времени прошло немало. Так что вопрос об особых преференциях рабочим специалистам действительно дискуссионный.

ЦИФРА
В прошлом году из Новосибирской области служить по контракту ушли 1 444 человека. Судя по результатам первого квартала текущего года, этот показатель будет существенно превышен. За три месяца 2015 года количество первичных обращений по поводу контрактной службы на 80 процентов больше, чем год назад, 200 с лишним человек уже подписали контракты, еще сотни проходят необходимые тесты и проверки.

Фотографии статьи
Фото Михаила ПЕРМИНА