USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Апрельские «пилюли» авторынку

Юлия НАЗАРЕНКО

С 1 апреля и до конца года свеженький автомобиль новосибирцы теоретически могут приобрести в кредит под 15 процентов годовых. Шутка?

Уверенные ожидания скорого подъема продаж, высказанные новосибирскими автодилерами, оказались вполне обоснованными. Как и прогнозировалось с отсылкой на информацию банковских источников, в апреле, а точнее, с сегодняшнего дня в России стартовала программа льготного автокредитования. До конца года, как заявляют в Минпромторге РФ, снижение ставок поможет продать не менее 200 тысяч транспортных средств.

Кроме того, с 1 апреля заработала государственная программа льготного автомобильного лизинга. В соответствии с ней бюджетными субсидиями предполагается компенсировать лизинговым компаниям часть авансового платежа — 10 процентов стоимости автомобиля, но не более 500 000 рублей на одно транспортное средство и не более 5 миллионов рублей на одного лизингополучателя. При этом размер субсидии не должен превышать скидку, предоставленную в рамках договора лизинга. Под эту схему планируется реализовать дополнительно 10 000 легковых авто, 5 400 грузовиков и 600 автобусов, произведенных в России.

Да не оскудеет конвейер
Не теряющие оптимизма руководители автосалонов не верят в то, что рынок может упасть более чем на 25 процентов к прошлому году. Так или иначе, тем, кто не успел купить новую машину в прошлом году, повезло. Спасая российский автопром, государство готово обеспечить банкам субсидии в размере предоставленных ими скидок по кредитам исходя из двух третей ключевой ставки Банка России.

Таким образом, размер скидки может составить до 9,33 процента, а льготная кредитная ставка не превысит 15 процентов, сообщает Минпромторг РФ. В программе могут участвовать только новые автомобили, произведенные в 2015 году, говорится в релизе Минпромторга. Кроме того, стоимость приобретаемого автомобиля не может превышать 1 миллион рублей (отметается, таким образом, покупка продукции зарубежного автопрома), а его полная масса — 3,5 тонны. Предоплата должна составлять не менее 30 процентов от стоимости автомобиля, максимальный срок действия кредитного договора — три года.

М-да, условия довольно жесткие. Раньше можно было уложиться в 15 процентов первоначального взноса. А сейчас и цены на авто выросли: по данным «Автостата», на некоторые марки рост составил 20 — 30 процентов, и 75 тысячами рублей на первом этапе уже не обойдешься.

Но что есть, то есть. На том, как говорится, спасибо. «Это могут быть и легковые, и при этом легкокоммерческие, а также грузовые автомобили и автобусы, в зависимости от того, кто является приобретателем и в каком направлении это будет использоваться, — прокомментировал решение Правительства министр промышленности и торговли Денис Мантуров. — Дополнительно выделяются средства на закупку муниципальными образованиями трамваев и троллейбусов — это около 600 миллионов рублей.

По мнению федерального ведомства, программа льготного автокредитования поможет стабилизировать объемы производства и продаж автомобильной техники отечественного производства и, что немаловажно, сохранить рабочие места на предприятиях автомобилестроения и смежных отраслей.

Какой кредит не повредит?
Забавное «снижение» заявляют некоторые банкиры. Так, Инвестторгбaнк уменьшил процентные стaвки нa услуги aвтокредитовaния аж до 24 — 25 процентов годовых. А если покупатель отказывается от приобретения стрaхового полисa КАСКО, то стaвки округляются до 30 процентов. Также бaнк предусмaтривaет «взятие комиссии с зaемщикa, которaя состaвляет 1,5 процента от общей суммы предостaвляемого бaнковского зaймa. Минимaльнaя суммa комиссии состaвляет 10 тысяч рублей, выплaчивaется онa в день оформления кредитa собственными средствaми клиентa. Если покупaтель откaзывaется от оплaты комиссии, то годовaя стaвкa будет повышaться нa 2 процентных пунктa, — уточняет avto-loan.ru. — Зато прогрaммa автокредитовaния не предусмaтривaет обязaтельного личного стрaховaния клиентa».

Не понятно, в чем привлекательность такого предложения? Надо сказать, кредитная ставка в 25 процентов на покупку авто по Новосибирску стала обычным делом. После взлета ключевой ставки Центробанка кредиты подорожали в целом. Брать займы стали реже, дают в долг теперь не все.

Сейчас сектор автокредита должен значительно оживиться. Мы обзвонили несколько финансово-кредитных организаций. Совместно с автодилерами крупные новосибирские банки либо уже готовы, либо собираются предложить условия поинтересней.

«УАЗ Центр Новосибирск» и ВТБ24, к примеру, предлагают автокредиты под 19,9 процента годовых, а с ускоренным рассмотрением заявки — от 21,9 процента. Вот еще находим январское спецпредложение для юридических лиц, а также владельцев бизнеса от компании «Автомир-Новосибирск» совместно со Сбербанком: от 14,5 процента годовых с трехдневным сроком рассмотрения заявки и 10-процентным первоначальным взносом.

Эксперты советуют еще немного подождать, поскольку в госпрограмму обещают включиться несколько десятков банков. Кроме того, как прогнозирует Игорь Кошкин, директор новосибирского дилерского центра УАЗа, цены на авто могут снизиться к лету. Их уже пересматривает, к примеру, производитель, а следом за ним и дилеры «Пежо». Если спрос сильно не разогреется, этому примеру последуют и другие марки.

Утилизация продолжается. Пока…
На 2015 год программа утилизации и trade-in была продлена. До июля по стране рассчитывают на обмен 100 тысяч авто, не меньше. В Новосибирске услугу предоставляют 20 официальных дилеров и неофициальных салонов, сообщает Автодрайв.ру. «УАЗ Центр Новосибирск» сообщает, что в акции могут участвовать легковые автомобили, внедорожники, коммерческие грузовики, автобусы и грузовики старше шести лет.

Однако важно знать, что финансирование по программе урезано с 10 миллиардов рублей в два раза. В первой половине года, сообщает сайт федерального Минпромторга, будут действовать прошлогодние условия. О дальнейших видах на услуги утилизации и trade-in с господдержкой чиновники главного торгово-промышленного ведомства не говорят. Зато отмечают, что эти меры не смогли удержать авторынок от падения. И, наверное, желающим воспользоваться программой не стоит откладывать это на вторую половину года.

На всякий случай напомним суть программы: владелец сдает машину в утиль, взамен получает скидку на приобретение нового авто. По программе trade-in скидка составит от 40 до 300 тысяч рублей. Правда, получив сертификат на определенную сумму скидки, приобрести можно только отечественный автомобиль. Или собранный в России.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Антон СОРОКО, аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ»:
— Объем выдачи автокредитов в России в 2015 году должен начать восстанавливаться, но достаточно медленно. По итогам 2015 года ожидаем сокращение суммарного объема выдачи займов в сегменте автокредитования. При самом негативном сценарии он может сократиться на 40 — 50 процентов, при нейтральном — на 20 — 25 процентов.

Алексей ВОЛКОВ, директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй:
— По нашим оценкам, в 2015 году выдача кредитов населению может сократиться в два раза. В случае же поддержки государства в объемах предыдущих программ столь резкого падения не произойдет: выдачи автокредитов снизятся, но не так значительно — на 20 — 30 процентов по отношению к 2014 году. В сложившихся условиях этот результат можно будет считать приемлемым, позволяющим автомобильной отрасли менее болезненно пережить очевидную стагнацию.

Владимир МОЖЕНКОВ, президент Российской ассоциации автомобильных дилеров:
— Некоторые компании уже пробовали самостоятельно запускать лизинговые схемы. Если брать цивилизованный рынок, то в Голландии 70 процентов автомобилей продается через лизинг физическим лицам. По некоторым маркам в США лизинг доходит до 92 процентов. Думаю, это та услуга, которая будет востребована и на российском рынке.

СПРАВКА
Порядка 78 % россиян не собираются в ближайшее время приобретать новый автомобиль. Подобные планы есть у 20 %, из них в течение месяца намерены купить автомобиль 1 %, в течение полугода — 3 %, в течение года — 4 %, через пару лет — 12 %. Таковы данные Всероссийского центра изучения общественного мнения.

КСТАТИ
«Советская Сибирь» писала, что аналитики рынка солидарны с главой Минпромторга РФ в том, что авторынок рисковал просесть наполовину. В Москве принимаются решения в поддержку отрасли. На достижение этой цели направлены предложения, озвученные премьер- министром на прошлой неделе. Размер поддержки будет исчисляться десятками миллиардов рублей. В том числе субсидии банкам, обеспечивающим льготное автокредитование, новые условия лизинга, продолжение программы утилизации и дополнительная закупка федеральными структурами грузового, коммерческого транспорта, специальной техники.

Фотографии статьи
Программа льготного автокредитования поможет стабилизировать объемы производства и продаж отечественных автомобилей. Фото Аркадия УВАРОВА