USD 102.3438 EUR 106.5444
 

Судьба «эвакуированных»

Юлия НАЗАРЕНКО

Депутаты, ратующие за смягчение порядка эвакуации автомобилей, припаркованных в неположенном месте, остались в меньшинстве

Профильный комитет регионального парламента инициативу не поддержал. Стремление облегчить участь «дважды наказанных автомобилистов» споткнулось о рифы защиты прав предпринимателей.

Несмотря на то что бизнес-омбудсмен не предъявлял никаких претензий, вероятность ущемления интересов коммерческих структур усмотрели ряд депутатов транспортного комитета Законодательного собрания Новосибирской области. В результате вопрос слетел с повестки дня предстоящей сессии парламента.

Копья ломаются, а воз и ныне там
Интересно, что «жертвой эвакуатора» можно стать не везде, где запрещено парковаться. Большинство нарушителей остаются без внимания. Как сообщил депутат Юрий Зозуля, ежедневно в Новосибирске, с четвертым по численности легковым автопарком в стране, эвакуируют всего порядка 150 авто. Полторы сотни на полуторамиллионный город? Если проехать по мегаполису, включая спальные районы, и подсчитать реальное число нарушителей, статистика скорей всего будет серьезней. «В десятки раз!» — подчеркивает Зозуля.

Обсуждать проблемы, связанные с принудительной эвакуацией авто, припаркованных с нарушениями Правил дорожного движения на улицах, активно взялись общественники, в частности Народный фронт.

Закон суров
Среди примеров эвакуации авто попадаются не самые красивые, говорящие не в пользу суровости наказания. Я не про паркмена, который провел десять часов в салоне эвакуированного авто. Вот реальный случай, рассказанный председателем Новосибирского регионального отделения Всероссийского общества инвалидов, представителем отделения Народного фронта Игорем Галл-Савальским: стоянка для инвалидов занята, инвалид паркуется рядом (я также наблюдала не одну такую ситуацию), но тут страшно не повезло — его авто увозит эвакуатор. Как человеку с ограниченными возможностями забрать машину со штрафстоянки? Это катастрофа. Второй пример — мамаша с больным ребенком на руках была вынуждена припарковаться кое-как возле детской больницы на Красном проспекте, в итоге ее машину тоже увезли. Оба владельца отсутствовали недолго, и нарушения можно было устранить без эвакуации, считает инициатор поправок депутат Максим Леоненко.

Кое-кто парирует, что подобные случаи — частности, ради которых не стоит отвлекаться от решения глобальной проблемы запруженного автомобилями Новосибирска. Лес рубят, как говорится, щепки летят. Помните, у юмориста Евдокимова была реприза: «Иду я из бани, морда красная», взял березку за тонкий конец и всех в реку загнал — и своих, и чужих. А когда их там сортировать-то? Нарушили — получите штрафную квитанцию. А вот эвакуация… Дело еще более затратное, учитывая деньги, время и хлопоты.

Напомним, что еще в сентябре на сессии Заксобрания несколько депутатов предложили позволить владельцам неправильно припаркованных авто, подписав протокол о нарушении и оплатив штраф, забирать транспортное средство. Однако мнения разделились, депутаты, представляющие транспортный комитет, выступили с критикой поправок.

В частности, инициативу опротестовал глава комитета по транспортной, промышленной и информационной политике Фёдор Николаев. По его мнению, после присоединения к автомобилю троса эвакуатора судьба транспортного средства полностью предопределена, независимо от присутствия или отсутствия владельца. Такая же принципиальная позиция и у прокуратуры: государство не должно проявлять лояльности к нарушителю.

— Мы учитывали то, что речь идет не о простых гражданах, которые совершают правомерное поведение, а о правонарушителях... И мы не стремились их поставить в некие комфортные, удобные условия, — напомнила старший помощник прокурора Новосибирской области Елена Зерняева.

Преступление и наказание. И бизнес
Праведный гнев законников, правда, почему-то допускает, что автовладелец, уже понесший наказание в виде штрафа, должен заодно оплачивать по сути навязанную ему услугу по эвакуации, притом что сам он тут же находится и в состоянии устранить нарушение без привлечения спецслужбы.

— Наказание за неправильную парковку должно быть неотвратимым. Однако в Новосибирске сложилась практика эвакуации задержанных транспортных средств даже в присутствии водителя, хотя эвакуация только обеспечительная мера, которая используется, когда нарушение не может быть устранено на месте, — настаивает инициатор поправок депутат Максим Леоненко.

Вот тут возникает дилемма: а кто оплатит понесенные расходы на приезд-отъезд платформы службе эвакуации, уже вызванной к месту событий? Тоже вроде справедливый вопрос. «Эвакуаторы несут экономические потери, прибывая на место, когда они заводятся, происходит расход топлива. Мы этот момент учитывали», — подчеркнула помощник прокурора.

Ага, тут механизм защиты прав предпринимателей сразу срабатывает. Не зря наш регион называют одним из самых благоприятных для бизнеса. Кстати, как отметил депутат Зозуля, услуги частного эвакуатора в два раза выше, чем муниципального: соотношение — 1 500 к 730 рублям.
Между тем, как еще в сентябре на первом обсуждении поправок подметил коммунист Вадим Агеенко, внимание правоохранительных органов должен больше привлечь не вопрос о том, что государство облегчает жизнь нарушителю, а вероятность «коррупционности схемы» в эвакуаторном бизнесе. Шум вышел большой, у депутатов так и не получилось договориться.

Зачем же машину ломать?
Закон остался в прежнем виде. Очередная попытка его изменить. Доводы серьезные, но снова провал. В частности, на авторов инициатив «обрушился» зампредседателя парламента Валерий Ильенко. Вице-спикер напомнил, что на законопроект не получено заключение уполномоченного органа на предмет регулирующего воздействия, поскольку речь идет о деятельности коммерческих организаций — службы эвакуации.

Кроме того, он остался недоволен тем, что присутствовавший на заседании комитета представитель бизнес-омбудсмена не нашел, чем поддержать. «Зачем же вы пришли?» — спросил депутат Ильенко.

Однако странно, что вопрос об экспертизе не возник еще в сентябре. Тогда бы как раз выяснилось, кто может дать оценку: специалисты министерства экономического развития или… специалисты аппарата Законодательного собрания? Между тем, как подчеркнул Юрий Зозуля, ежемесячно эвакуация нарушителей на штрафстоянки приносит бизнесу колоссальные барыши. Потому-то и создается впечатление, что затягивание решения вопроса вовсе не случайно, а в интересах предпринимателей.

Однако спор вокруг эвакуации не ограничился обсуждением возможности забрать машину до определения ее на штрафстоянку. Беда в том, что при погрузке на платформу эвакуатора автомобиль подвергается порче.

Максим Леоненко справедливо заявляет, что специализированные организации должны применять только эвакуаторы, обеспечивающие сохранность автомобиля при погрузке. Известно немало случаев повреждения лакокрасочного покрытия, бамперов и, что самое дорогостоящее, коробок передач. И в отличие от интересов эвакуаторного бизнеса права владельцев покореженных при эвакуации авто прокуратура защищать почему-то не спешит. Суд же отказывается возмещать ущерб от транспортировки на штрафстоянку в полной мере.

Заместитель председателя транспортного комитета Сергей Субботин заметил, что повреждения автомобилей в ходе эвакуации можно исключить путем введения необходимых условий в конкурсную документацию при проведении аукционов.

Профильный комитет принял решение пока не выносить на мартовскую сессию Заксобрания законопроект «О внесении изменений в закон Новосибирской области «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, а также возврата транспортных средств», но создать рабочую группу по доработке документа.

КОММЕНТАРИИ
Юрий ЗОЗУЛЯ, член комитета Законодательного собрания по социальной политике, здравоохранению, охране труда и занятости населения:
— В других субъектах Российской Федерации почему-то не существует противоречия ни с федеральным законом, ни с местным законодательством. Там работают нормы, позволяющие участникам дорожного движения забирать свой автомобиль, если эвакуатор еще не тронулся с места. И это не потрясает основ государственного строя... Подобные меры — «комариный укус» с точки зрения решения системной проблемы, но совершенно четкий и конкретный доход, получаемый конкретными организациями.

Фёдор НИКОЛАЕВ, председатель комитета Законодательного собрания по транспортной, промышленной и информационной политике:
— Надо говорить об интересах людей. Не только о тех, чьи автомобили были задержаны и кто вынужден терять время, вызволяя их со специализированных стоянок, а о большинстве новосибирцев, которые страдают из-за неправильно припаркованных автомобилей, из-за невозможности въезда машин скорой или пожарной служб. Закон недостаточно проработан, чтобы выносить его на сессию в первом чтении. В ближайшее время рабочая группа соберется, чтобы доработать законопроект. Возможно, кроме поправок, предложенных коллегами, в него войдут и другие положения, максимально отражающие интересы новосибирцев. Что касается сроков, постараемся все регламентные процедуры пройти за оптимальное время.

ФАКТ
В течение года на штрафстоянки попадают 19 процентов от общего числа зарегистрированных в Новосибирске автомобилей, 3,5 процента — повторно.