В поисках невыловленного
Что нужно сделать для того, чтобы рыбохозяйственная отрасль региона перестала числиться в «подающих надежды» и на деле реализовала свой потенциал?
Любой совет под руководством губернатора — мероприятие по определению серьезное и важное. Но накануне рыбохозяйственного совета было очевидно — сегодня разговор будет предельно детальным: прокаленные солнцем и ветром лица представителей отрасли недвусмысленно выражали готовность много чего сказать и предложить «по существу вопроса». Одного из участников даже сломанная нога и костыли не остановили — настолько большим был интерес.
Третьи в России
Когда мы слышим часто употребляемое словосочетание «большой потенциал», то не всегда глубоко вникаем в суть. Как бы по умолчанию потенциалом того или иного размера обладают чуть ли не все люди и сферы экономики, вопрос в том, как им распоряжаться. Но в случае с рыбохозяйственной деятельностью это определение как никогда точно отражает суть. Мало кто знает, что по площади озерного фонда Новосибирская область занимает третье место в России после Тюменской и Мурманской областей. А если вспомнить, что на территории региона еще и около 430 рек, включая одну из крупнейших в мире, то размеры потенциала приобретают просто невероятный размах.
Конечно, не все озера, которых более трех тысяч, пригодны для товарного рыбоводства и промышленного рыболовства. Большая часть (80 процентов) промышленного вылова в регионе приходятся на крупнейшие из водоемов — Чаны и Сартлан. Но есть довольно успешные примеры хозяйственной деятельности на небольших озерах, где год за годом растут объемы как выловленной, так и переработанной на месте рыбы. Валовый региональный продукт рыбоводческой отрасли в прошлом году составил более 1,4 миллиарда рублей. С принятием в 2011 году целевой областной программы поддержки рыбной отрасли существенно увеличились объемы господдержки, результаты растут по всем показателям. Вроде бы все нормально, но перед отраслью ставят совершенно масштабные задачи: через четыре — пять лет в два раза увеличить объемы вылова, создавать новые рабочие места и наращивать перерабатывающие мощности. При этом без использования больших бюджетных средств. Разве такое возможно? Мнения по этому вопросу разделились, хотя в одном все выступавшие сошлись — потенциал действительно огромен.
Рыба ищет где глубже
Одна из главных проблем, которая была обозначена на заседании совета, — естественное обмеление и зарастание озер. Хотя бы просто потому, что чистка и углубление озер — пожалуй, самая расходная часть бизнеса. Как, впрочем, недешево и строительство перерабатывающих мощностей, создающих для выловленных даров природы более высокую добавленную стоимость. А если вспомнить еще и стоимость рыбопосадочного материала, без которого не обойтись, то кажется, что занятие это малоперспективное. Рыбаки, однако, считают свое дело неплохим бизнесом, но рассчитывают на поддержку областного бюджета. Более масштабную, чем сейчас. Губернатор поддержку обещает, но адресную.
— Все понимают, что времена «дайте денег, а уж мы сделаем» прошли и любая поддержка должна не просто держать отрасль на плаву, а работать на ее развитие, — отметил Владимир Городецкий. — Нужны комплексное видение развития отрасли, обозначенные направления с целевыми показателями и сроками их достижения. Как это было с законом о поддержке сельхозпроизводства в регионе, который за восемь лет своей реализации постоянно модернизировался, направления поддержки менялись в соответствии с требованиями времени. Также должно быть и в вашей отрасли, которая, и я полностью согласен с выступавшими, одна из очевидных точек роста экономики региона, к тому же сопряженная с социальным аспектом — занятостью в сельской местности.
Губернатор поручил департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области доработать в течение недели итоговое решение совета, чтобы уже до конца первого полугодия появился документ, дающий четкий ориентир всей отрасли. Если будет нужно, то появится отдельный областной закон по господдержке рыбной отрасли, но теоретически можно вписаться в уже существующие и действующие региональные механизмы.
Легко не будет
Стоит отметить, что по ряду вопросов, особенно в сфере ведения прудового хозяйства, а также по практически неиспользуемым ни населением, ни бизнесом заморным озерам одного желания региона недостаточно — очень многое упирается в несовершенство отдельных положений федерального законодательства. Изменения тут не то чтобы невозможны, просто процесс гораздо сложнее и длительнее, чем на областном уровне. Так что легко не будет, но на стороне рыбоводов и рыболовов один большой плюс — указы Президента об импортозамещении, в том числе и в продовольственной сфере.
Каких только «анчоусов, пангасиусов и прочих шпрот» мы не видывали на прилавках наших магазинов, но после введения Россией продовольственных контрсанкций вдруг все заметили, что и наша речная и озерная рыбка очень даже неплоха. По словам областного министра промышленности, торговли и развития предпринимательства Николая Симонова, торговые организации региона убедились, что своя рыба есть, она пользуется спросом и ее хотят больше. Поэтому министерство готово использовать часть своего грантового фонда на поддержку производителей рыбы.
Это хороший сигнал, и еще раз спасибо санкциям и контрсанкциям, что на наше собственное рыбоводство обратили более пристальное внимание. Теперь нужно не упустить момент, потому что второй такой возможности может и не предоставиться. А для этого нужно вкладывать в отрасль, строить цеха по переработке, активнее и качественнее заниматься рыбопосадочным материалом, работать над преодолением законодательных барьеров. Словом, работать комплексно, с прицелом на долгие годы.
ЦИФРА
Если в 2010 году объем зарыбления водоемов области составлял около трех миллионов мальков, то в прошлом году он достиг уже 65 миллионов. Зарыбление осуществляется как при поддержке областного бюджета, так и по программе компенсации экологического ущерба хозяйствующими субъектами.