Женственная и «железная»
Как, не скрывая возраст, им гордиться? За ответами на этот и другие вопросы в преддверии 8 Марта мы пожаловали к Людмиле Вороновой
На том, чтобы вычитать интервью перед публикацией, наша героиня особо не настаивала:
— Знаете, я какая? Я ведь все по-своему захочу переделать, но у вас-то собственный стиль…
Да, она такая! Привыкшая с младых ногтей быть лидером, уважая при этом позицию других. Не пучок — лавина энергии, веселая и дружелюбная, жадная до всего нового и щедрая душой, готовая в любой момент протянуть тебе крепкую руку помощи, Людмила Воронова искренне убеждена: какие-либо сверхъестественные свойства ее натуре чужды. То есть на седьмом десятке лет не только оставаться юной и, выразимся так, жизнеобильной, не просто заниматься спортом, но и привозить медали с Ironman — это… нормально.
Вы в курсе, что такое Ironman? «Айронмэн» (буквально «Железный человек») — длинный триатлон, традиционная серия мировых стартов, суть которой в уме человека «нормального» приживается весьма условно. Надо вплавь одолеть 3,8 километра, затем проехать 180 километров на велосипеде и увенчать это удовольствие марафонским забегом на 42 километра. Разумеется, никаких передышек между этапами. А учитывая, что такая гонка периодически проходит в жарких странах, например в Малайзии, накиньте плюс ко всему еще и воздух, раскаленный до 40 градусов…
Всего хотелось, особенно побед
— Людмила Григорьевна, вы, должно быть, родились с задатками уникума?
— Просто у меня с детства было стремление со всеми соревноваться и побеждать. Хотя я не из спортивной семьи. Папа был музыкантом, играл на гобое в оркестре Дальневосточного военного округа. Мама трудилась в управлении железной дороги.
Ни в какие секции родители меня не водили, но детство мое выдалось очень активным: старшие девчонки с нашего двора научили меня читать и писать, пацаны — играть в хоккей, карты, шахматы и казаки-разбойники.
— Повезло вам с двором!
— Согласна. Кстати, именно благодаря ему я начала заниматься спортом целенаправленно. Как-то мы пошли и всей толпой записались на плавание.
Уже в школе я предпочла бассейну секцию спортивной гимнастики, стала кандидатом в мастера спорта. Нисколько об этом выборе не жалею: гимнастика дала мне в жизни замечательный урок, научила стойкости, выдержке, отлично закалила характер.
— Однако вы ее довольно быстро оставили...
— Просто я всеядная. Вот и перепробовала все, что могла: пошла на бальные танцы, на английский язык, в математическую школу, затем в музыкальную, которую окончила по классу аккордеона…
— Была ли у вас какая-нибудь заветная детская мечта? Например, часто девчонки размышляют о сцене, о семье…
— Конечно! Мечтала я о дипломе физкультурного института, но мама меня не пустила: не хочу, говорит, чтобы ты всю жизнь ходила в штанах. В итоге я поступила в хабаровский политех, окончила его с отличием. Попала по распределению на новосибирский станкостроительный завод и вскоре стала начальником цеха.
Мечта детства сбылась позже, когда я, уже работая в спортивной сфере, получила второе высшее — окончила факультет физической культуры НГПУ. Еще мне хотелось выполнить мастерский норматив, неважно, по какому виду спорта. И со временем я его выполнила по полиатлону. А семья — это само собой... У меня две дочери и трое внуков, все мы очень дружны и поддерживаем друг друга в любых начинаниях.
— О чем теперь мечтаете?
— Снова заиграть на аккордеоне.
— Так в чем проблема?
— У меня его просто нет… пока.
Дружить с энергией, стартовать с умом
— Говорите, вам многое дала гимнастика. А какие еще увлечения из вашего «всеядного» списка помогли и, быть может, до сих пор помогают в жизни?
— Математика. Многие житейские вопросы я решаю так же, как раньше задачки: иной раз долго не приходит ответ, но вдруг в последний момент… раз — и осенило! Какие-то дела начинаю, даже не задумываясь, получится или нет. Главное, взяться, а решение придет в процессе работы.
Подобный принцип помогает мне также преодолевать Ironman. Для меня это своего рода математическая задача, у которой есть несколько решений. Знаю: если так не получится, можно попробовать вот этак, если не таким способом распределить силы, то другим… Подхожу к этой работе как к любой другой: прежде всего с мыслями о том, что надо ее просто взять и сделать.
— Формулы формулами, но, Людмила Григорьевна… Это все же нечеловеческие нагрузки! Откуда энергия?
— Изнутри. Надо просто научиться в себе ее добывать, с ней работать, не растрачивая ее на сомнения и лишние думы. И, конечно, из окружающей среды, от всех, кто нашу работу так или иначе воспринимает. Вы ведь тоже бегаете?
— Немножко. Тяну только полумарафон…
— Ну и что? Замечали, должно быть: одно дело просто перебирать ногами и совсем другое — когда люди на тебя смотрят, тебя поддерживают. Сразу грудь вперед, улыбка на лице — и сил прибавляется.
Вот в прошлом году я одолевала очередной Ironman в Малайзии, но так случилось, что времени на подготовку было мало. К тому же я сломала руку — пришлось тренироваться в гипсе, что не очень удобно. И когда трезво оценила свои возможности, то поставила себе задачу: на сей раз не результат показать, а просто одолеть дистанцию и получить от этой работы удовольствие.
— Получили?
— А как же! Там было много для этого предпосылок: тропики, шикарная растительность — уже приятно! Публика замечательная. Дикие обезьяны сидят вдоль трассы, едят бананы, тоже за нашей гонкой наблюдают. Это же весело, это все позитивные эмоции, которые тебя великолепно подстегивают!
А помните омский марафон? Там оркестр играет. Как-то мы с моим тренером, Алексеем Ивановым, бежали, уже приближались к финишу, было тяжело — и вдруг оркестр заиграл «Цыганочку». Мы так и взбодрились — давай буквально пританцовывать на ходу. С тех пор я на всех соревнованиях, если чувствую усталость, всегда танцую — мысленно.
Здоровье — это навык
— Простите, вы сказали, что ломали руку…
— Со спортом это не связано. Просто мужик на улице попытался как-то у меня сумочку вырвать. Естественно, я оказала сопротивление и убежала…
— Вот! К вопросу о том, как полезно современной женщине быть тренированной! А руку в «бою» повредили?
— Да, но только на следующее утро обнаружила, что она сломана. Очевидно, моя самозащита вышла мне таким маленьким боком. Бывает.
— Вернемся вновь к Ironman. Думаю, никто не поспорит: чтобы такие вещи сносить, нужен бешеный запас здоровья.
— Здоровье складывается из умения нашего организма четко и слаженно работать. Причем работать долго и не уставать. Казалось бы, длинный триатлон — сплошные мучения. Но я двигаюсь в аэробном режиме, не задыхаюсь, кислорода организму хватает. Главное — не переусердствовать, найти свой собственный темп и ритм.
Знаю, что, если начинаю заболевать, нужно потихонечку побегать или поплавать. Очень осторожно, медленно. Тогда организм, понемногу разогреваясь, активизирует внутренние силы и сам начнет себя лечить.
В тот же Ironman нередко приходят люди, перенесшие те или иные заболевания. Приходят диабетики, которые от своего недуга освобождаются, потому что начинают двигаться — медленно, но долго. Циклические, аэробные виды спорта дают здоровье прежде всего.
Сейчас я до своих подопечных в колледже пытаюсь это донести. На четвертом курсе ребята сдают мне экзамен: мальчики бегут десять километров, девочки — пять. На четверку достаточно просто выдержать дистанцию, на пятерку — уложиться в определенное время.
— И все сдают?
— Все. Троечников у меня нет. Кстати, многие считают, что я в первую очередь спортсменка. Но знаете, каково мое основное призвание? Педагогика!
О каблуках, бутербродах и секретах молодости
— Признайтесь, хотя бы на 8 Марта наша «айронвумэн» наденет праздничное платье?
— Что значит «хотя бы»? Платья я обожаю, у меня их много, и мне они очень идут! Обувь без каблуков себе не представляю, только на каблуках хожу. Вне работы, разумеется, которая требует определенной экипировки. Люблю сочетание спортивного стиля с самым что ни на есть женственным. Короткие юбки люблю.
— А с кухней дружите?
— Готовить умею, у меня прекрасно получается рыба в тесте и маринованная, борщи, тортики всевозможные… Моя мама очень красиво готовила. Про «вкусно» я вообще молчу — красиво! Она никогда просто так ничего не подавала на стол, все оформляла оригинально.
Я с детства привыкла к тому, что так и должно быть. Иной раз простых бутербродов наделаю, но уложу их как-нибудь мудрено, гости пробуют: как вкусно, а что ты такое добавила? Да ничего особенного: майонез на хлеб, какую-нибудь присыпку сверху и главное — душу.
— Людмила Григорьевна, что бы вы хотели пожелать в честь наступающего женского праздника всем его виновницам — независимо от возраста и рода занятий?
— Самое главное — на все вещи, на все дела, которые мы делаем, надо смотреть только с положительной стороны. Надо видеть в любом деле, даже если оно слишком тяжелое для вас и неприятное, все равно хотя бы мизерную толику позитива. И от этого плясать.
Конечно, больше улыбайтесь! Просто улыбайтесь, чтобы создать вот этот импульс положительный. Наконец, надо всю жизнь чему-нибудь учиться, открывать для себя новые и новые горизонты. Пока есть этот порыв, есть желание познавать жизнь во всем ее многообразии, вы остаетесь молодыми и способными на гораздо большее, чем кажется изначально…