USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Александр ТУРЛАКОВ: «Давайте будем объективны и честны!»


Унылые лица, стенания и страх перед туманным будущим для этой хлебосольной и гордой земли — большая редкость: люди в основном предпочитают трудиться, сохраняя бодрость духа и оптимизм даже в самых отдаленных точках Усть-Таркского района, который уже сам по себе не ближний свет... А проблемы, коль скоро наша жизнь без них немыслима, стараются решать сообща, при взаимной помощи и поддержке.

Занято население главным образом в сельскохозяйственном секторе — соответствующие угодья составляют порядка 60 процентов территории района. Многие находят себя в малом и среднем бизнесе, который сегодня здесь активно набирает обороты. Серьезную ставку местная власть делает на укрепление социальной, культурной и спортивной сфер.

Двадцатого февраля в районном Доме культуры состоится традиционное собрание трудовых коллективов и общественности. Будут подведены итоги 2014 года во всех отраслях народного хозяйства, отмечены по заслугам выдающиеся его представители, рассмотрены перспективные планы.

Нет проблем, есть особые ситуации
— С какими мыслями и настроением вы подходите к событию? — обращаюсь к главе Усть-Таркского района Александру Турлакову.

— Настроение рабочее, — тон Александра Петровича более чем уверенный. — Каждый год по-своему сложный. Но! В последнее время мы слишком много проблем создаем искусственно, сами себе. Нагнетаем страсти вокруг тех или иных объективных процессов, чуть что не так — сетуем на кризис, начинаем героически противостоять мнимым угрозам, забывая или не желая делать то, что нам действительно под силу. Думаю, такую психологию пора менять.

— Хотя общая экономическая ситуация все же сказывается на развитии территорий…

— Что бы мы ни переживали — это все обычная, сложная, суровая наша жизнь в сельской глубинке. Возникающие проблемы я бы и проблемами не назвал: это просто ситуации, которые требуют особого подхода. Вот в девяностые был кризис: мы месяцами без зарплаты сидели, без угля, устои государства трещали по швам, перспективы были, мягко говоря, смутные. Но мы выстояли! А сейчас что? Да, в российской и мировой экономике не все гладко, но надо собраться с силами и постараться максимально укрепить тылы на своей территории, где от тебя что-то зависит.

— Какие же ситуации у вас ныне требуют особого подхода?

— Связаны они с решением наших повседневных задач: поскольку мы сельскохозяйственный район, надо повышать уровень плодородия наших земель, урожайность, удои, объемы мясного производства, совершенствовать материально-техническую базу хозяйств. Есть мысль запустить перерабатывающую промышленность. Шаг в этом направлении уже сделали — начали восстанавливать наш маслозавод. Вернее, никто его не разрушал, но сейчас встал вопрос о новых технологиях, что позволило бы на современном уровне вести переработку продукции растениеводства, получать масла — рапсовое, рыжиковое... Продолжаем строительство жилья, прилагаем все силы, чтобы шло оно без перебоев. Так, в райцентре в данное время возводится очередной трехэтажный дом на восемнадцать квартир, которые будут распределены между работниками бюджетной сферы и детьми-сиротами. Два аналогичных дома у нас уже заселены.

Просто новый формат?
— Александр Петрович, насколько я знаю, вы всегда стремились делать все, чтобы условия для проживания в районе были привлекательными.

— И сейчас стремимся. Но надо смотреть на вещи трезво: чуда не произойдет, молодежь даже при идеальном раскладе в район не повалит валом. Жизнь другая теперь, отток людей из глубинки — процесс естественный. С другой стороны, хватит уже хоронить село, это все эмоции! Оно не умирает, просто, скажем так, переходит в иной формат. Все говорят о дефиците кадров, но будем честны перед собой: люди в прежнем количестве сельским территориям уже и не требуются. Трудоспособного населения должно быть столько, сколько надо для обеспечения процесса нашего производства, жизнедеятельности села. А процесс этот оптимизируется, идут различные укрупнения, сокращения, внедряются безлюдные технологии и так далее.

— То есть вы о дефиците кадров уже не говорите?

— Отчего же! Он остается, в частности, в сельском хозяйстве, в социальной сфере. Селам не хватает учителей, медицинских работников, других специалистов. Вот мы и стараемся их привлечь: строим жилье, обеспечиваем иные блага цивилизации из числа тех, которые от нас зависят. Судя по реальной картине, кое-что получается: сегодня молодые кадры остаются в районе либо возвращаются после учебы чаще, чем это было всего несколько лет назад. Хотя пока не в той мере, как хотелось бы.

Если мы хотим сохранить…
— Наверняка столь радостная картина характерна только для райцентра и крупных сел?

— Это закономерно. Кто-то до сих пор питает иллюзии насчет того, чтобы сохранить малые деревни. Но как это сделать? А главное, зачем? Наша задача — создать более-менее нормальные условия тем людям, в основном старшего поколения, которые там остаются жить. Организовать для них торговлю, транспортное сообщение с «большой землей», медицинские услуги. Пусть деревня живет, сколько ей отмерено, и не надо перечить объективным процессам, пытаясь поднять ее на прежний уровень. Но вот укреплять центральные усадьбы — дело другое, вполне перспективное. По целевым программам там у нас уже реконструированы либо построены школы, спортивные залы, детские сады, другие социально значимые объекты. Теперь нужна новая серьезная программа, согласно которой мы могли бы аккуратно переселить людей трудоспособного возраста и их детей в центральные усадьбы из исчезающих населенных пунктов.

— Сколько же там таких жителей остается?

— Разумеется, крайне мало, хотя они тоже могут принести району пользу. Не стоит ждать момента, когда эти люди сами осознают бесперспективность своего существования и отправятся искать себе место под солнцем за пределами района. Это будет уже наша проблема: не удержали! Если же мы хотим сохранить людей, нарастить с их помощью производство в центральных усадьбах, то нельзя откладывать дело в долгий ящик. Но, повторю, должна быть соответствующая программа: самостоятельно район этот вопрос решить не в силах.

— Хотя от него тоже многое зависит. Продуманная концепция, скажем…

— Конечно, многое! Но как часто бывает? Уйдем с головой в размышления, потом глядь, а драгоценное время тоже ушло. Так что любое большое дело лучше начинать сильно не задумываясь, иначе, заметив трудности, отступишь.

Фотографии статьи
Новая гордость Усть-Тарки — крытая ледовая площадка, которая летом будет использоваться также для различных спортивных и культурных мероприятий. Фото Натальи МАНТОРОВОЙ