USD 100.2192 EUR 105.8090
 

Владимир ТОДЕР: «Быть на стороне закона — надёжнее всего»

Виталий ЗЛОДЕЕВ

Как не остаться без работы, как себя вести в случае потери рабочего места и что полезно почитать на досуге?

Хотим мы этого или нет, но существующая экономическая ситуация сильно обострит и без того сложные вопросы трудовых отношений. Практически неизбежны сокращения персонала во многих отраслях экономики, труднее будет и с поиском новой работы. Как минимизировать свои проблемы, «Советской Сибири» рассказал руководитель Государственной инспекции труда, главный государственный инспектор труда в Новосибирской
области Владимир ТОДЕР.

Несомненный приоритет
— Владимир Александрович, практически в любой работе существуют критерии, позволяющие оценить эффективность той или иной деятельности. Что является мерилом успеха для сотрудников инспекции труда?

— Есть безусловный, многолетний приоритет и основной критерий оценки нашей деятельности — количество восстановленных трудовых прав граждан. Вкупе с этим идет и количество устраненных работодателями нарушений по нашим предписаниям. Сами по себе цифры не самоцель, скорее некий ориентир в работе, так как существует важный аспект: деятельность Государственной инспекции труда — это не улица с односторонним движением, очень многое зависит и от активности тех, чьи права мы призваны защищать.

— Как я понимаю, в вашей работе существуют так называемые плановые мероприятия, которые не являются секретом, всю информацию можно узнать на сайте инспекции. Но есть и проверки инициированные, чаще всего по обращениям граждан. В какой пропорции эти проверки распределяются у вас?

— Все правильно, только добавлю, что, помимо граждан, инициировать надзорные мероприятия (проверки) могут также Правительство РФ или наша федеральная инспекция. Если говорить об итогах 2014 года, нашими инспекторами была проведена 2 971 проверка, и лишь порядка 20 процентов составляли плановые мероприятия. Зафиксировано более 9 000 нарушений трудового законодательства. Кстати, за год от граждан поступило более 6 000 обращений.

Я бы, правда, не стал зацикливаться на статистике, вычислять средние цифры нарушений на одну проверку, потому что были мероприятия, по итогам которых не принимались меры реагирования, и были обращения, остававшиеся без удовлетворения.

— А в чем причина?

— Спектр причин на самом деле не очень широк, основные проблемы повторяются из года в год. Самое главное и печальное, что когда мы принимаем жалобу человека на работодателя, начинаем разбираться, в итоге выясняется, что трудовые отношения не оформлены, нет договора. Очень часто бывает (эта проблема особенно остра в малом и среднем бизнесе), когда работодателя уже нет как такового: фирма закрылась или переоформилась под другим именем. Зачастую работодатели, узнав, что на них пожаловались в трудовую инспекцию, быстренько все сами устраняют, и когда наши инспекторы приходят, вопрос уже решен. Наконец, одна из последних массовых причин — истечение срока давности с момента нарушения трудовых прав сотрудника. Однако если в 2014 году этот период составлял всего два месяца, то с 1 января он законодательно расширен до года. Что, безусловно, играет на руку работникам и уменьшает шансы работодателей уйти от ответственности.

На чьей вы стороне?
— Нынешний Трудовой кодекс существует уже порядка десяти лет, и у людей, хотя бы немного с ним знакомых, сложилось устойчивое впечатление, что и ТК РФ, и собственно Государственная инспекция труда в большей степени находятся на стороне работника, чем работодателя. Это действительно так или люди выдают желаемое за действительное?

— Трудовой кодекс — это закон Российской Федерации, и нам тут не приходиться заниматься выбором, мы однозначно на стороне закона. Бывает, работники жалуются, что мы не защитили их права. Да, по статистике, нарушений со стороны работодателей больше, но они и закон знают лучше, а огромное большинство обращающихся к нам граждан не знают даже элементарных азов трудового законодательства, ни разу в жизни не открывали Трудовой кодекс. Отсюда зачастую и обиды, хотя обижаться нужно только на свою безграмотность.

— То есть вы рекомендуете всем почитать Трудовой кодекс?

— Как говорят в таких случаях — настоятельно. Это само по себе увлекательное и познавательное чтение, а если еще почитать комментированное издание Трудового кодекса (все можно найти в Интернете), то никакая инспекция труда не нужна: там даны ответы абсолютно на все вопросы. Стоит отметить, что перед обращением к нам многие стараются все-таки почитать закон, но если брать массово, то ситуация не очень оптимистичная.

— Вы говорили более чем о шести тысячах обращений. То есть каналы связи трудящихся с инспекцией налажены хорошо?

— Честно признаюсь, в сельских районах хотелось бы большего, но там есть удаленные рабочие места, обращения можно подать через сеть МФЦ, существует практика выездов инспекторов в районы. В Новосибирске ситуация существенно лучше: в нашем главном офисе на улице Федосеева в рабочие дни постоянно дежурит инспектор, принимающий людей, существуют телефоны горячей линии, можно обратиться через МФЦ. Особая наша гордость — интернет-сайт. Во-первых, через него очень легко подать обращение, там есть буквально пошаговая инструкция, а во-вторых, на сайте есть раздел «Онлайн-инспекция труда», где по всем аспектам трудового права существуют ответы на наиболее часто встречающиеся ситуации. Причем это не просто какие-то шаблоны, а ответы из практики, из реальных обращений и принятых по ним мерам. В крайнем случае, если на свою проблему человек не находит ответа, можно провести онлайн-консультацию. Так что в плане доступности мы открыты для всех. Когда у человека есть реальное желание решить свою проблему, он всегда найдет отклик.

Серость — не односторонняя проблема
— Владимир Александрович, сейчас это очевидно всем, об этом говорил и Президент России: ближайшие несколько лет будут сложными для экономики, что неминуемо отразится на рынке труда, будут возникать трения в отношениях между работниками и работодателями. Инспекция труда собирается как-то по-особенному реагировать на ситуацию или работа будет вестись в привычном режиме?

— В многом схожая ситуация была в 2008 — 2009 годах, в так называемую первую волну кризиса. Тогда мы убеждали работодателей, что не обязательно сокращать людей, есть и другие способы: сокращение трудовой недели или продолжительности рабочего дня. Увы, многие руководители, особенно если речь идет о частных предприятиях, действуют по принципу «я здесь хозяин, что хочу, то и делаю». Если у сотрудника на подобном предприятии все нормально, он официально трудоустроен, у него существуют четко прописанные должностные инструкции, то преимущество изначально на его стороне. Да, можно решить вопрос по сокращению штата или по договоренности сторон, а как быть, если ты работаешь «в серую»? Тебя могут уволить без объяснений, снизить отчисления в конвертах на любую сумму. Как быть нам, когда приходит человек без трудового договора и требует, чтобы мы восстановили его права?

— Недавно была создана областная межведомственная комиссия по легализации неофициальной заработной платы, в деятельности которой вы тоже участвуете. Борьба с серыми зарплатами ведется долгие годы, а есть ощутимые результаты на данном направлении?

— Все было бы гораздо проще, если бы сами работники массово хотели выйти из «серости». Парадокс получается, и это уже многие годы мы наблюдаем: пока у фирмы все хорошо, пока нормальные отношения с работодателем и деньги в конвертах поступают регулярно, никто слова не скажет. Как только возникают проблемы — бегут к нам. Процесс этот долог и тяжел, тут много нужно работать, в том числе и в информационном плане. Если человек поймет, что, условно говоря, получать официально 30 тысяч гораздо надежнее и перспективнее, чем 50 тысяч в конверте и иметь при этом крайне туманные перспективы. Кризис, кстати, может стать хорошим помощником в этом вопросе, и наша борьба не будет односторонней, работники пойдут навстречу. Хочется в это верить, хотя мы понимаем, что будет очень и очень трудно: менталитет «серой» работы укоренился крепко, потребуются долгие годы, чтобы ситуация существенно улучшилась. Но делать это нужно!

— В заключение нашей беседы хочется услышать от вас если не универсальный совет, то хотя бы алгоритм поведения человека в условиях кризиса. Многие нервничают, так как сообщения о сокращениях поступают чуть ли не ежедневно, из самых разных отраслей экономики.

— Главное, повторю, иметь официальную работу. Тогда вы находитесь на одной стороне с законом, и даже если это не спасет от сокращения, то даст возможность получить компенсацию и, соответственно, некоторое время на поиск новой работы. И, конечно же, самим образовываться: знать свои права и не стесняться их защищать.

ЦИФРА
В прошлом году по результатам исполнения предписаний Государственной инспекции труда в Новосибирской области общая сумма произведенных выплат задержанной заработной платы составила 368,1 миллиона рублей.