Наши крылья под контролем. Будь спокоен, пассажир!
Специалисты высокого класса постоянно следят за тем, чтобы все авиационные службы действовали четко и слаженно
Что всего важнее для пассажира, который готовится отправиться в полет? Разумеется, чтобы число посадок совпадало с количеством взлетов! Это главное. Дальнейшие нюансы можно публиковать отдельным томом: чтобы все прошло успешно, чтобы в порту или на борту не случилось какого-нибудь потрясения, чтобы в безопасности оставались твои жизнь и здоровье, чтобы целым и сохранным долетел багаж и так далее. А когда задержка рейса неизбежна — были нам обеспечены и комфорт, и своевременное предоставление всех предусмотренных воздушным законодательством услуг.
Едва ли рядовой путешественник представляет, сколько разных служб трудится на его благо. Не каждый знает, куда деваться и к кому обращаться в случае возникновения нестандартных ситуаций: скажем, обслужили тебя не так, не предоставили положенные услуги... Между тем за безопасностью и соблюдением прав пассажира следят незаметно для нас конкретные люди, профессионалы высокого класса, которые не только принимают от «летающего» населения жалобы и оказывают ему помощь. В первую очередь они ведут контроль за тем, чтобы все авиационные службы действовали четко, грамотно, слаженно, а главное — гарантируя нам безопасность и выполнение закона.
Все звенья в поле зрения
На территории нашей области и всей Сибири эти задачи решает Управление Государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (УГАН НОТБ СФО Ространснадзора).
Сказать, что сфера его компетенции широка и многообразна, не сказать ничего: зоркий инспекторский глаз, проницательный ум и твердая рука охватывают сегодня буквально каждое звено грандиозной системы, осуществляющей авиаперевозки. В свою очередь, работу этой системы регламентируют определенные законы и правила.
Связаны они, например, с использованием воздушного пространства РФ, с организацией летной деятельности, с технической эксплуатацией воздушных судов и аэронавигационного оборудования, с перевозкой пассажиров, багажа, грузов и почты. Есть требования, которые предъявляются к аэродромному и электросветотехническому обеспечению полетов, к авиатопливообеспечению воздушных перевозок. Наконец, как мы сами понимаем, обслуживать нас в полете и на земле должен отлично подготовленный персонал.
Насколько качественно по этим и другим направлениям отлажена работа? Госавианадзор, который регулярно проводит как плановые, так и внеплановые проверки, всегда в курсе дел.
— Люди у нас трудятся очень опытные, компетентные, — рассказывает Юрий Рожко, начальник УГАН НОТБ СФО Ространснадзора. — Приходят они к нам из разных сфер авиации, поэтому всю работу знают досконально. В частности, наши инспекторы-летчики, которые сами долгое время сидели за штурвалом, ведут надзор за работой действующих экипажей, контролируя, как они осуществляют пилотирование, как идет в экипаже взаимодействие. В случае необходимости ставится вопрос о том, где и как этих пилотов готовили, выходим на конкретные учебные центры. С техническим состоянием воздушного судна что-то не так? Проверяем, как выполнялось его техобслуживание. Есть у нас специалисты, которые контролируют готовность аэродромных служб, спецтехники к обеспечению полетов и так далее.
Только с целью безопасности!
Если выявлены нарушения воздушного законодательства, УГАН обязательно выдаст той или иной службе предписание с требованием устранить недостатки в установленные сроки. В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях (КоАП) государственный инспектор имеет право наложить административный штраф. А штрафы там внушительные. Терпеть убытки и наживать себе новые проблемы мало кто хочет, поэтому обычно механизм оказывается действенным.
В 2014 году по линии Госавианадзора в Сибирском федеральном округе было рассмотрено 339 дел об административных правонарушениях. Почти треть из них связана со статьей «Действия, угрожающие безопасности полетов». Только по указанной статье КоАП в минувшем году в СФО были привлечены к ответственности 77 лиц. Из них 50 должностные, остальные — юридические. Как видим, спрос чаще всего идет с конкретных людей.
Бывает, например, в аэропорту отсутствует схема расстановки и организации движения воздушных судов, спецтранспорта и средств механизации на аэродроме. Конечно, кто-то работает десятки лет, аэродром знает наизусть. Но кто-то пришел недавно, приступил к работе и не смог соблюсти все необходимые требования. Последствия могут быть самыми грустными, вспомним хотя бы известную ситуацию во Внуково… Так что схема должна быть, и ответственность за нее обязано нести конкретное лицо — начальник службы специального транспорта.
Или, скажем, летчик нарушил так называемый минимум погоды, проигнорировал запасный аэродром и посадил воздушное судно при слишком низкой облачности. Успешно посадил, виртуозно, выдержав должную траекторию. Никто не пострадал, и вроде бы нет резона кого-то наказывать, но… Угроза жизни пассажиров была? Была! Значит, Госавианадзор так просто дело не оставит.
— Любое авиационное событие рассматривается прежде всего с точки зрения безопасности, — подчеркивает Юрий Рожко. — В данном случае все закончилось благополучно, хотя могло быть иначе. И если командир экипажа выложит из своей зарплаты штраф, вряд ли ему захочется в другой раз идти на риск. Главное для нас пассажир. Все делается ради него.
Сибиряки — в числе лучших
УГАН НОТБ СФО Ространснадзора заключило соглашения и наладило тесное взаимодействие с Западно-Сибирской и Восточно-Сибирской транспортными прокуратурами, Управлением на транспорте МВД России по Сибирскому федеральному округу, региональными подразделениями следственного комитета, МЧС России. Руководители Госавианадзора участвуют в работе региональных антитеррористических комиссий и постоянно действующих координационных совещаний по обеспечению правопорядка.
Самыми тщательными, внимательными и дотошными всегда в Госавианадзоре слыли именно сибирские государственные транспортные инспекторы. Такая скрупулезность, множество возбуждаемых дел кому-то могут показаться излишними. Но московское руководство оценило практику наших специалистов и внедряет ее сегодня по всей стране, мотивируя этот шаг просто — все ради безопасности людей. Не побоимся сказать: и большие, стратегически важные задачи решаются, и конструктивные изменения в законодательстве происходят с учетом наработок сибиряков.
Так, в свое время они выдвинули инициативу: вести досмотр не только пассажиров при посадке в самолет, но вообще всех, кто желает попасть в здание аэровокзала. Система такого досмотра на входе нашего Толмачёво для нас давно уже дело привычное. Хотя этот опыт широко не использовался, пока сама жизнь не заставила взять его на вооружение. И вскоре новые требования к пропускному режиму были распространены на железнодорожные вокзалы и станции метрополитена с учетом в том числе нашего опыта.
По итогам 2014 года УГАН НОТБ СФО признано одним из лучших среди территориальных управлений Ространснадзора. Такого успеха сибирское управление добивается третий год подряд. И добивается прежде всего благодаря замечательной команде, где каждый отлично знает дело, продолжая держать равнение на своих самых опытных коллег, наставников и друзей. Среди них ветераны УГАН НОТБ СФО Ространснадзора: Владимир Степанович Масютин, который руководил управлением в 2009 — 2013 годах, задавая тон работе всех подразделений, начальники отделов Юрий Егорович Иванов, Маулит Насибулович Шафигин.
— Хочу поздравить весь коллектив с наступающим профессиональным праздником, поблагодарить за добросовестный труд, — говорит Юрий Рожко. — Вместе мы ведем важную, ответственную работу, которая требует определенной выучки, огромного опыта — не только профессионального, но и жизненного. Желаю вам крепкого здоровья, личного благополучия, успехов и оптимизма. Шлю поздравления с наилучшими пожеланиями также всем, кто трудится в сфере авиации и пользуется ее услугами. Это наш общий праздник. Пусть будет небо чистым и полеты удачными!
ОФИЦИАЛЬНО
В Новосибирске должностные лица УГАН НОТБ СФО Ространснадзора ведут прием посетителей по адресу: Красный проспект, 44, каб. 43.
График приема:
— понедельник — четверг: с 9:00 до 17:30 (перерыв с 12:30 до 13:00);
— пятница: с 9:00 до 15:00 (перерыв с 12:30 до 13:00).
Запросы и обращения в УГАН НОТБ СФО Ространснадзора граждане могут направлять в письменной форме по адресу: 630091, Новосибирск, Красный проспект, 44, по факсу 8 (383) 222-57-61, по электронной почте: ugan54@zsugan.ru, а также через официальный интернет-сайт управления.
ДОСТИЖЕНИЯ
По итогам деятельности в 2014 году УГАН НОТБ СФО признано одним из лучших территориальных управлений Ространснадзора. Такого показателя наше управление добивается третий год подряд