USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Наши крылья под контролем. Будь спокоен, пассажир!

Наталья МАНТОРОВА

Специалисты высокого класса постоянно следят за тем, чтобы все авиационные службы действовали четко и слаженно

Что всего важнее для пассажира, который готовится отправиться в полет? Разумеется, чтобы число посадок совпадало с количеством взлетов! Это главное. Дальнейшие нюансы можно публиковать отдельным томом: чтобы все прошло успешно, чтобы в порту или на борту не случилось какого-нибудь потрясения, чтобы в безопасности оставались твои жизнь и здоровье, чтобы целым и сохранным долетел багаж и так далее. А когда задержка рейса неизбежна — были нам обеспечены и комфорт, и своевременное предоставление всех предусмотренных воздушным законодательством услуг.

Едва ли рядовой путешественник представляет, сколько разных служб трудится на его благо. Не каждый знает, куда деваться и к кому обращаться в случае возникновения нестандартных ситуаций: скажем, обслужили тебя не так, не предоставили положенные услуги... Между тем за безопасностью и соблюдением прав пассажира следят незаметно для нас конкретные люди, профессионалы высокого класса, которые не только принимают от «летающего» населения жалобы и оказывают ему помощь. В первую очередь они ведут контроль за тем, чтобы все авиационные службы действовали четко, грамотно, слаженно, а главное — гарантируя нам безопасность и выполнение закона.

Все звенья в поле зрения
На территории нашей области и всей Сибири эти задачи решает Управление Государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (УГАН НОТБ СФО Ространснадзора).

Сказать, что сфера его компетенции широка и многообразна, не сказать ничего: зоркий инспекторский глаз, проницательный ум и твердая рука охватывают сегодня буквально каждое звено грандиозной системы, осуществляющей авиаперевозки. В свою очередь, работу этой системы регламентируют определенные законы и правила.

Связаны они, например, с использованием воздушного пространства РФ, с организацией летной деятельности, с технической эксплуатацией воздушных судов и аэронавигационного оборудования, с перевозкой пассажиров, багажа, грузов и почты. Есть требования, которые предъявляются к аэродромному и электросветотехническому обеспечению полетов, к авиатопливообеспечению воздушных перевозок. Наконец, как мы сами понимаем, обслуживать нас в полете и на земле должен отлично подготовленный персонал.

Насколько качественно по этим и другим направлениям отлажена работа? Госавианадзор, который регулярно проводит как плановые, так и внеплановые проверки, всегда в курсе дел.

— Люди у нас трудятся очень опытные, компетентные, — рассказывает Юрий Рожко, начальник УГАН НОТБ СФО Ространснадзора. — Приходят они к нам из разных сфер авиации, поэтому всю работу знают досконально. В частности, наши инспекторы-летчики, которые сами долгое время сидели за штурвалом, ведут надзор за работой действующих экипажей, контролируя, как они осуществляют пилотирование, как идет в экипаже взаимодействие. В случае необходимости ставится вопрос о том, где и как этих пилотов готовили, выходим на конкретные учебные центры. С техническим состоянием воздушного судна что-то не так? Проверяем, как выполнялось его техобслуживание. Есть у нас специалисты, которые контролируют готовность аэродромных служб, спецтехники к обеспечению полетов и так далее.

Только с целью безопасности!
Если выявлены нарушения воздушного законодательства, УГАН обязательно выдаст той или иной службе предписание с требованием устранить недостатки в установленные сроки. В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях (КоАП) государственный инспектор имеет право наложить административный штраф. А штрафы там внушительные. Терпеть убытки и наживать себе новые проблемы мало кто хочет, поэтому обычно механизм оказывается действенным.

В 2014 году по линии Госавианадзора в Сибирском федеральном округе было рассмотрено 339 дел об административных правонарушениях. Почти треть из них связана со статьей «Действия, угрожающие безопасности полетов». Только по указанной статье КоАП в минувшем году в СФО были привлечены к ответственности 77 лиц. Из них 50 должностные, остальные — юридические. Как видим, спрос чаще всего идет с конкретных людей.

Бывает, например, в аэропорту отсутствует схема расстановки и организации движения воздушных судов, спецтранспорта и средств механизации на аэродроме. Конечно, кто-то работает десятки лет, аэродром знает наизусть. Но кто-то пришел недавно, приступил к работе и не смог соблюсти все необходимые требования. Последствия могут быть самыми грустными, вспомним хотя бы известную ситуацию во Внуково… Так что схема должна быть, и ответственность за нее обязано нести конкретное лицо — начальник службы специального транспорта.

Или, скажем, летчик нарушил так называемый минимум погоды, проигнорировал запасный аэродром и посадил воздушное судно при слишком низкой облачности. Успешно посадил, виртуозно, выдержав должную траекторию. Никто не пострадал, и вроде бы нет резона кого-то наказывать, но… Угроза жизни пассажиров была? Была! Значит, Госавианадзор так просто дело не оставит.

— Любое авиационное событие рассматривается прежде всего с точки зрения безопасности, — подчеркивает Юрий Рожко. — В данном случае все закончилось благополучно, хотя могло быть иначе. И если командир экипажа выложит из своей зарплаты штраф, вряд ли ему захочется в другой раз идти на риск. Главное для нас пассажир. Все делается ради него.

Сибиряки — в числе лучших
УГАН НОТБ СФО Ространснадзора заключило соглашения и наладило тесное взаимодействие с Западно-Сибирской и Восточно-Сибирской транспортными прокуратурами, Управлением на транспорте МВД России по Сибирскому федеральному округу, региональными подразделениями следственного комитета, МЧС России. Руководители Госавианадзора участвуют в работе региональных антитеррористических комиссий и постоянно действующих координационных совещаний по обеспечению правопорядка.

Самыми тщательными, внимательными и дотошными всегда в Госавианадзоре слыли именно сибирские государственные транспортные инспекторы. Такая скрупулезность, множество возбуждаемых дел кому-то могут показаться излишними. Но московское руководство оценило практику наших специалистов и внедряет ее сегодня по всей стране, мотивируя этот шаг просто — все ради безопасности людей. Не побоимся сказать: и большие, стратегически важные задачи решаются, и конструктивные изменения в законодательстве происходят с учетом наработок сибиряков.

Так, в свое время они выдвинули инициативу: вести досмотр не только пассажиров при посадке в самолет, но вообще всех, кто желает попасть в здание аэровокзала. Система такого досмотра на входе нашего Толмачёво для нас давно уже дело привычное. Хотя этот опыт широко не использовался, пока сама жизнь не заставила взять его на вооружение. И вскоре новые требования к пропускному режиму были распространены на железнодорожные вокзалы и станции метрополитена с учетом в том числе нашего опыта.

По итогам 2014 года УГАН НОТБ СФО признано одним из лучших среди территориальных управлений Ространснадзора. Такого успеха сибирское управление добивается третий год подряд. И добивается прежде всего благодаря замечательной команде, где каждый отлично знает дело, продолжая держать равнение на своих самых опытных коллег, наставников и друзей. Среди них ветераны УГАН НОТБ СФО Ространснадзора: Владимир Степанович Масютин, который руководил управлением в 2009 — 2013 годах, задавая тон работе всех подразделений, начальники отделов Юрий Егорович Иванов, Маулит Насибулович Шафигин.

— Хочу поздравить весь коллектив с наступающим профессиональным праздником, поблагодарить за добросовестный труд, — говорит Юрий Рожко. — Вместе мы ведем важную, ответственную работу, которая требует определенной выучки, огромного опыта — не только профессионального, но и жизненного. Желаю вам крепкого здоровья, личного благополучия, успехов и оптимизма. Шлю поздравления с наилучшими пожеланиями также всем, кто трудится в сфере авиации и пользуется ее услугами. Это наш общий праздник. Пусть будет небо чистым и полеты удачными!

ОФИЦИАЛЬНО
В Новосибирске должностные лица УГАН НОТБ СФО Ространснадзора ведут прием посетителей по адресу: Красный проспект, 44, каб. 43.

График приема:
— понедельник — четверг: с 9:00 до 17:30 (перерыв с 12:30 до 13:00);
— пятница: с 9:00 до 15:00 (перерыв с 12:30 до 13:00).

Запросы и обращения в УГАН НОТБ СФО Ространснадзора граждане могут направлять в письменной форме по адресу: 630091, Новосибирск, Красный проспект, 44, по факсу 8 (383) 222-57-61, по электронной почте: ugan54@zsugan.ru, а также через официальный интернет-сайт управления.

ДОСТИЖЕНИЯ
По итогам деятельности в 2014 году УГАН НОТБ СФО признано одним из лучших территориальных управлений Ространснадзора. Такого показателя наше управление добивается третий год подряд

Фотографии статьи
Контроль бортовых средств пожаротушения ведет государственный инспектор Александр Смоляков
Начальник УГАН НОТБ СФО Юрий Рожко: «Все делается ради пассажира»