USD 102.3438 EUR 106.5444
 

Николай Симонов: новосибирцам нужно вернуться на огороды 

Виталий СЕРГЕЕВ

Почему жители области способны с лихвой обеспечить себя картофелем, но вряд ли будут это делать

При нынешнем ежедневном шквале новостей высказывание министра промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области Николая Симонова о пользе выращивания картофеля в кризисных экономических условиях имело все шансы остаться незамеченным. Но оно заслуживает того, чтобы не просто обсудить по факту, но и взглянуть на проблематику шире. Так давайте попробуем…

Не указание, а предложение
Вкратце вспомним предысторию: 21 января на совещании в мэрии Николай Симонов, являющийся руководителем штаба по продовольственной безопасности Новосибирской области, обратился к жителям региона. Чиновник предложил населению вернуться к посадке овощей на дачных участках, а заброшенные угодья весной реанимировать, чтобы не подвергать угрозам продовольственную безопасность страны. Причем особое внимание, по мнению Симонова, нужно уделить урожаю картофеля. Это цитата по одному из информагентств, а вот что говорил министр дословно:

— Я считаю, что нужно обратиться к населению, чтобы оно в 2015 году вернулось на садовые участки, которые брошены, вернулось на огороды. А вопрос по производству картофеля нужно решить спокойно, обстоятельно, без ажиотажа.

Страшный вой поднялся на форумах и в соцсетях: абсолютно невинное предложение (заметьте — просто предложение, а не жесткий указ) обозвали чуть ли не попыткой затянуть народ обратно в каменный век. Что, мол, скоро чиновники таким образом нас заставят самих себя лечить, учить, шить одежду и так далее. Ну, в принципе обычная массовая истерия — ее на любом форуме по десятку на дню. И очевидно же, что люди, часами сидящие в Интернете на работе, приносят огромную пользу экономике региона и, безусловно, имеют право указывать чиновникам, что и как нужно делать. Чиновников и депутатов всех уровней тоже не оправдываю — иногда такое выдают, что хоть стой, хоть падай, но в этом конкретном случае я абсолютно не понял ажиотажа.

Если вчитаться внимательно, да еще мозгами поразмыслить, то Симонов просто предложил тем, кто «отошел» на время от огородов и дачных участков, заменив унылые грядки на стильные газоны, подумать: а может, немного посадить для себя, все равно же бываете там практически каждые выходные, у многих бабушки-дедушки все лето с внуками на дачах живут. Не хотите? Да никто и не заставляет, не зовет спасать регион и страну от голодной смерти, просто предлагают подумать исключительно о собственной «продовольственной безопасности». Это просто мнение министра и руководителя штаба, которое достойно уважения, как и одно из мнений на форумах, отражающее настроение большого количества людей, в этих самых форумах «живущих».

Цитата с форума: «Прополка и окучивание картофеля — самое грустное воспоминание из моего детства. Это настолько долго и тяжело физически, что проще картошку купить, чем тратить на это свое время. К тому же рацион питания сибиряков за последние 15 — 20 лет значительно изменился. Ежедневное меню стало более разнообразным, и во всевозможных видах картошка (жареная, вареная, запеченная) уже не является основной на нашем столе».

Тут вам и жизненная трагедия, и обобщающий вывод, и легчайший выход из ситуации. Давайте пробежимся по пунктам.

Запутанная статистика
Про детство долго рассуждать не буду, оно у всех разное, но называть прополку и окучивание самым грустным воспоминанием, наверное, все же перегиб. По интернет-нику сложно определить возраст, а порой и пол пишущего, но я поездку «на картошку» всегда воспринимал как веселую движуху. Всей семьей, классом или студенческим курсом — ну какая там грусть? А если дачный участок, то вообще нет проблем — устал, сходил отдохнул в тени, потом продолжил: с несколькими перерывами — светового дня за глаза хватало.

Проще купить, чем тратить время и силы, — соглашусь. По данным статистики, в среднем житель Новосибирской области съедает чуть более 100 килограммов картофеля в год, и потребление действительно понемногу снижается. Если взять семью из трех — четырех человек, то получается, что на покупку картофеля (при существующих пока ценах) требуется тратить 500 — 700 рублей в месяц. Это более чем по карману, и к такому варианту все больше склоняются многие сельчане, у многих из которых и подворьев-то уже нет, а ведерко-другое всегда можно у соседа купить.

Но и тут существует важная оговорка: это цены, которые есть сейчас. Какими они будут завтра или к ближайшей осени, трудно даже представить. Интересную и крайне запутанную статистику приводит Росстат, ссылаясь на данные Минсельхоза России. В 2014 году снова выросли площади, занятые картофелем, — 2,2 миллиона гектаров по стране, причем доля личных, дачных и прочих мелких хозяйств традиционно близка к 95 процентам. И вот тут начинается непонятное: результаты хозяйственной деятельности (проще говоря — суммарный урожай картошки) скромно умалчиваются, хотя по идее они тоже должны расти. Зато сообщается, что в прошедшем году возрос ввоз картофеля в Россию, преимущественно из Египта, Китая и Индии, а также со среднеазиатских рынков.

Что ж получается, потребление снижается, а внутреннее производство и импорт год за годом возрастают. Парадокс? Отнюдь!!! Вся хитрость в том, что люди, вырастившие свое, съедят, остатки выбросят, а большинство мелких производителей никогда в жизни не увидят свой товар на прилавках магазинов, не говоря уже о сетевых супермаркетах. Школы, детсады, кафе и рестораны, рынки — вот зачастую их удел, причем договариваться придется самим. А в крупные сети идет товар «элитный» — завозной или отечественный. Доведенный до «приличия» — в магазинчики помельче. И не исключено, что однажды продавцы захотят вдруг опять повысить цены в 1,5 — 2 раза. События последних месяцев показали, что для них это запросто, а на проверки и штрафы они плевали и будут плевать, пока те не станут реальным инструментом наказания. И ответ всегда будет один: «Ну все же дорожает!» И ведь не возразишь…

О тех, кто в поле
Оговорюсь, я описал один из самых мрачных сценариев. Но он отнюдь не выглядит утопическим. Понятно, что паниковать не стоит, но запасные варианты нужно просчитать, в том числе и экономико-логистические нюансы. Если все категорически против посадки картошки (далеко ехать на дачу, негде хранить, нет времени), то остается надеяться на тех, кто все же продолжает обеспечивать свою и нашу безопасность.

Фермер Адис Галиев из села Шипуново Сузунского района в небольших объемах картошку выращивал всегда, но в прошлом году решил перейти на новый уровень. Взял 10 гектаров брошенной земли, из которых три засадил картофелем. Урожай получил маленький — пять — шесть тонн с гектара, да и прибыль в итоге вышла не ахти. В нынешнем году Адис планирует расширяться: половину земли засадит, остальную оставит под «парами», чтобы в последующие годы урожай был выше. По словам фермера, за выращивание картофеля он взялся не вдруг, долго готовился:

— Несколько лет подряд я собирал «стартовый капитал»: купил трактор, культиватор, прицепное оборудование для посадки и выкопки картофеля, построил овощехранилище. Для дальнейшего развития нужно еще что-то приобретать, но первый год — по ряду объективных причин — не позволит это сделать.

По существовавшим на осень прошлого года ценам «на всё» Адис считает отпускную цену на картофель в районе 10 — 15 рублей за кило вполне приемлемой как для производителя, так и для потребителя. А если год урожайный, то фермеру и вовсе проще отдать, условно говоря, по 10 рублей крупным оптом — так хлопот меньше. Но опять же, даже произведя 15 — 20 тонн и обеспечив таким образом на год картофелем 150 — 200 жителей региона, мелкий производитель практически не имеет возможности влиять на конечную цену. Мелким оптом заморачиваться нет сил и времени, а про ценовую политику перекупщиков мы уже говорили. Вот и получается, что обеспечить себя картошкой без особых экономических рисков способны только мы сами. Те, у кого для этого есть возможность и желание. Как в поговорке: «Кто хочет — ищет возможность, кто не хочет — ищет форум, на котором этот вопрос можно обсудить»…

КСТАТИ
Реальным стимулом для выращивания картофеля в прежние годы была отлаженная система заготовительных пунктов: порой излишки урожая можно было сдать за неплохие деньги буквально по пути с поля. Сейчас в ряде районных центров работают заготовительные пункты, но в подавляющем большинстве они не хотят связываться с картошкой, отдавая предпочтение плодово-ягодной продукции, грибам и разным другим сельским «мелочам» вроде пуха, шерсти и шкур. Поэтому у простых огородников в урожайный год крайне мало шансов сбыть излишки картофеля.

ЦИФРА
В России средняя урожайность картофеля составляет приблизительно 100 — 150 килограммов с одной сотки. Но в зависимости от семенного материала, земли, климатических условий в течение лета, внесения удобрений и прочих агрономических хитростей урожай может быть выше в два — три раза. Но и времени на уход придется потратить несоизмеримо больше, чем при классической технологии — посадил, прополол, окучил, выкопал