USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Новосибирец конкурирует с несменяемым главой профсоюзов России

Валентина МАЛЬЦЕВА

Председатель Федерации профсоюзов Новосибирской области, депутат Законодательного собрания Александр Козлов намерен конкурировать с несменяемым главой профсоюзов России Михаилом Шмаковым на предстоящих 7 февраля выборах

Публично заявленная готовность к конфликту стала информационной бомбой. Ведь сильной стороной Александра Козлова как политика и общественного деятеля всегда считалась уникальная способность договариваться даже по самым острым проблемам. Наверное, поэтому при минимуме пикетов и митингов протеста в Новосибирской области на протяжении многих лет удается заключать трехстороннее соглашение между властью, работодателями и профсоюзами, согласно которому региональная минимальная заработная плата значительно превышает аналогичный федеральный показатель.

Чем обусловлено желание занять более высокий пост? Какие мотивы у самодостаточного, уважаемого депутата? На эти и другие вопросы обозревателя «Советской Сибири» сегодня отвечает Александр КОЗЛОВ.

Открытое голосование и скрытый результат
— Александр Александрович, что для вас стало «точкой кипения» в отношении к федеральной структуре профсоюзов? И в какой зависимости от нее находится деятельность региональных организаций?

— Это не единоличный «бунт на корабле». Когда мы обсуждали проблемы на недавно состоявшемся совете Федерации профсоюзов Новосибирской области, то многие мои коллеги говорили, что при анемичной позиции федералов мы не добьемся необходимых сдвигов в улучшении благосостояния страны. И если завести двигатель этого «паровоза» невозможно, то двигатель надо менять. Ни для кого не секрет, что работа профсоюзного руководства под председательством Михаила Шмакова вызывает все больше недовольства внутри нашей организации.

Седьмого февраля делегаты съезда профсоюзов, порядка 700 человек, должны будут выбрать нового председателя. В Уставе записано, что каждый может быть избранным, но на деле кандидаты даже не доходят до голосования. Председателя избирает съезд, однако все регламенты процедуры определяет генсовет.

На сегодняшний день известны только две кандидатуры — моя и действующего главы профсоюзов Михаила Шмакова.

Недовольство со стороны профсоюзов в других регионах пока выражается только в глухом ропоте. И что там могут сказать, если Шмаков давно создал иерархическую структуру, в которой демократией и не пахнет: все зависимы от его решений. В свое время региональные организации были принуждены стать практически структурными подразделениями ФНПР. Независимыми сегодня остаются только три — московская, псковская и наша. Зависимость других организаций может помешать выражению их мнений. Поэтому я намерен поднять вопрос на съезде о тайном голосовании, открытое принесет скрытый результат.

Базовая ценность — справедливость
— С чем связано недовольство Шмаковым? Есть какие-то конкретные претензии?

— Наша региональная организация недовольна эффективностью работы Федерации независимых профсоюзов России. Сегодня принимаются важные решения о достойной оплате труда, но их выполнение не такое, как хотелось бы. КПД — не выше, чем у паровоза. Есть Трудовой кодекс, есть статья 133, согласно которой минимальный размер оплаты труда должен быть не ниже прожиточного минимума. К сожалению, этот показатель не может быть достигнут, идет отставание. У нас по крайней мере есть соглашение между губернатором, работодателями и профсоюзами, согласно которому МРОТ должен быть не ниже прожиточного минимума. Обозначены и сроки для его достижения. Мы в Новосибирской области добиваемся выполнения и майских указов Президента о заработной плате. Кстати, таких регионов в России только пять.

Нужно настаивать на внесении изменений в Трудовой кодекс, чтобы рабочие, вынужденные начать забастовку, не теряли при этом в заработной плате. В странах Европы выплаты забастовщикам идут из фонда профсоюза. У нас о его создании даже не говорят.

Ну и в конце концов базовая ценность профсоюзов — справедливость. А в нашей организации устроено так, что все преимущества на выборах имеет лишь действующий глава Михаил Шмаков. Думаю, что итоги шестнадцатилетнего пребывания в должности лишают его права на это преимущество.

Сломать сложившуюся систему
— Были до этого попытки внести на голосование альтернативных кандидатов?

— Были непрекращающиеся попытки недопущения других кандидатов и на прошлом, и на позапрошлом съездах. И сейчас я ощущаю, как вставляются палки в колеса. Надеюсь убедить своих коллег, что позиция по смене руководства ФНПР и ее председателя Шмакова — правильная, мы должны сломать сложившуюся систему.

На прошлом съезде после переизбрания Шмаков пообещал заняться совершенствованием структуры Федерации независимых профсоюзов России, более эффективно бороться за повышение заработной платы работников и усиление их социальной защищенности. Но что изменилось после этого? Пятнадцатого января этого года ВЦИОМ опубликовал последние данные: 68 процентов опрошенных низко оценивают роль профсоюзов в защите прав трудящихся в нашей стране. Аналогичный опрос проводился в 1989 году. Тогда о низкой роли этих организаций говорили 52 процента. Причем 42 процента опрошенных отметили заметное ослабление значимости профсоюзов за последние пять лет. Как говорится, комментарии излишни.

Даже у нас, на региональном уровне, удается добиться более эффективного выполнения наших требований.

У нас действует региональное соглашение о минимальной заработной плате в Новосибирской области, в котором впервые проведено выравнивание минимальной заработной платы работников бюджетной и внебюджетной сфер в размере 9 030 рублей. Сегодня это самая высокая минимальная заработная плата среди регионов Сибирского федерального округа. Она значительно превышает федеральный МРОТ — на 1 января 2015 года он составляет 5 965 рублей.

В региональном соглашении записана также совместная обязанность сторон принимать меры по дальнейшему повышению минимальной месячной заработной платы до величины минимального потребительского бюджета населения Новосибирской области. На 1 ноября 2014 года он составлял для населения региона в целом — 18 189 рублей, для городского населения — 20 543 рубля, для сельского населения — 12 459 рублей.

Профсоюзные юристы ФП НСО провели более 3 500 бесплатных юридических консультаций.

В связи с нарушением прав и законных интересов граждан профсоюзными юристами было составлено и направлено более 70 жалоб в органы прокуратуры, районные администрации, Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, судебным приставам и в Государственную инспекцию труда в Новосибирской области. Две трети из них удовлетворены.

По результатам проверок руководителям предприятий и организаций предъявлено более 3 700 требований об устранении выявленных нарушений трудового законодательства, 3 485 из них уже исполнено.

Думаю, что работа на федеральном уровне может приносить еще более существенные плоды, если наладить контакты с министерствами, сенаторами, депутатами, общественными организациями.

В интересах большинства
— Не все знают, что вы, являясь членом фракции КПРФ в Законодательном собрании Новосибирской области, остаетесь беспартийным. Означает ли такая позиция, что вы можете поддерживать предложения других партий?

— Иногда журналисты критикуют даже членов фракции КПРФ в Государственной думе за то, что они голосуют за вопросы, внесенные в повестку заседаний другими партиями. Если проанализировать содержательную сторону этих предложений, то станет ясно: они всегда касаются интересов большинства наших сограждан. А разве партии существуют для других целей? Профсоюзы тем более — они опираются на самый широкий сегмент общества, практически на всех трудящихся. Поэтому критерий для определения собственной позиции тут простой — ответ на главный вопрос «В чьих интересах принимается данный законопроект?»

Например, когда обсуждался законопроект о присвоении звания «Ветеран труда Новосибирской области», оказалось, что ведомственные награды не будут учитываться в качестве заслуг. Получалось так, что люди, поднимавшие базовые отрасли экономики региона, не имеют права претендовать на почетное звание. Нашей фракции удалось отстоять поправку, восстановить справедливость по отношению к заслуженным атомщикам, машиностроителям и другим.

БЛИЦ
— Александр Александрович, можно одним предложением определить, чем обусловлена успешность профсоюзов нашего региона?
— Тем, что мы понимаем: форма существования профсоюзов — борьба.

— Каков алгоритм плодотворных переговоров?
— Так сложилось в России в целом, что без прямых контактов с самым верхним эшелоном власти трудно чего-либо добиться. У нас строго соблюдается договоренность с губернатором, что он обязательно встречается с активом.

— Соблюдается ли преемственность этого договора при смене главы области?
— Да. Еще ни разу этот договор не был нарушен.

— Какой главный метод в достижении цели вы исповедуете?
— Я не раз говорил, в том числе и в интервью «Советской Сибири», что крайними, протестными мерами — пикетами, митингами — увлекаться не стоит. Нарушить социальное спокойствие легко, обеспечить гораздо труднее. Поэтому главный метод — убеждение.

— Что запомнилось от встречи актива с губернатором в минувшем году?
— Владимир Филиппович Городецкий в своем выступлении подчеркнул, что задачи повышения качества жизни населения, которые ставит правительство Новосибирской области, немыслимы без обеспечения достойных условий труда. Это придает особое значение месту и роли профсоюзов в развитии региона. Он отметил, что уже много лет диалог власти с профсоюзными организациями был неотъемлемой частью работы, и выразил надежду на его дальнейшее продолжение.

ФАКТ
Федерация профсоюзов Новосибирской области — самая крупная общественная организация региона. В нее входят представители 32 отраслевых профсоюзов, объединяющих более 250 тысяч человек