Еловый дух и перпетуум-мобиле
Как жители Новониколаевска, а затем Новосибирска в разные исторические периоды встречали новогодние и рождественские праздники, чему радовались и чего опасались?
Новосибирску в наступающем году исполнится 122 года. Жители его всегда умели отлично работать, иначе бы он и не вырос на двух соединенных мостами берегах Оби в эдакого современного красавца, каким мы его знаем и любим.
Наверняка наши предки все эти более чем сто лет загадывали под Новый год желания, и они отчасти исполнялись. Будем считать, что именно эти желания, их исполнение и стали перпетуум-мобиле нашей жизни. А как новосибирцы в самые разные времена встречали новогодние праздники, мы узнали у музейных работников и краеведов.
Первая для всех
Первая общественная рождественская елка появилась в нашем городе (тогда — поселке) в преддверии 1899 года. Средства на ее проведение были собраны одним из первых священников города Василием Посельским. Газета «Сибирская жизнь» тогда писала: «На святках в Новониколаевске во вновь построенной школе состоялась елка, на которой было более 200 детей школьного возраста. Оживление детей было полное: пению, русским пляскам, декламациям и всевозможным детским играм, казалось, не будет конца. Перед уходом по домам по билетикам детям было роздано по кульку со сладостями, игрушками и книгами».
Основными символами празднований в то время были подарки и сладости. Средства собирались по подписке, очень активно в этом участвовала новониколаевская интеллигенция.
Новое и старое: два в одном
В первое десятилетие советской власти, с 1917 по 1927 год, наряду с новыми коммунистическими праздниками 7 Ноября, 8 Марта, 1 Мая в официальном советском календаре продолжали существовать старые, дореволюционные, то есть православные праздники — Рождество, Пасха. Дни православных праздников, как и в Российской империи, являлись выходными, и верующим предоставлялась возможность участвовать в религиозных обрядах.
Затем в русле усилившейся атеистической борьбы с религиозными обычаями елки и рождественские торжества были отменены, и даже семейное их празднование не поощрялось. Тем не менее старожилы вспоминают, что в 1920-х и первой половине 1930-х годов кое-где в городских районах, которые на дореволюционный манер назывались частями, все-таки наряжали елки перед праздником. Правда, делали это обычно тайно, закрывая ставни, чтобы с улицы елка не была видна.
«Как у моей милочки…»
В годы пришедшей после гражданской войны хозяйственной разрухи горожане жили преимущественно бедно и не имели возможности накрыть хороший праздничный стол.
В своей книге «Новый быт сибирского Чикаго» историк Екатерина Косякова пишет: «В то время как журналист Кашь из новониколаевской газеты «Красное знамя» желал под Новый год международной буржуазии «подавиться красным пирогом», этот самый пирог с новониколаевского базара для многих обывателей оставался несбыточной фантазией… После сытых нэповских лет вернулась карточная система». Старожил Т.И. Паршина напомнила бытовавшую в то время частушку:
Как у моей милочки
хлеба нету ни хрена,
желтые ботиночки,
мучицы — ни пылиночки!
Культурные лакомства
При всех сложностях тех лет существовали в городе и добрые традиции. Как свидетельствуют старые газеты, в предпраздничные дни в Новониколаевске нередко показывали спектакли. 30 декабря 1921 года давали «Русалку». А в конце декабря 1922 года прошел, как бы сейчас сказали, целый рождественский фестиваль. В «рабочем дворце» (ныне театр «Красный факел») были представлены балет «Паяцы» и опера «Борис Годунов». На суд зрителей вынесли также оперу «Евгений Онегин», которая однако со своими «дворянскими страстями» не имела успеха. Зато в самый канун 1923 года состоялась премьера первого советского балета, поставленного в Новониколаевске. Спектакль назывался «Красный мак» и прошел с большим успехом, публика ликовала. Устраивались и вечера симфонической музыки.
Запах мандаринов
Традиция новогодних елок вернулась в наш город в 1937 году. А еще через год некоторые новосибирцы смогли порадовать себя редким лакомством — на прилавках появились грузинские мандарины. Их продавали поштучно за большие по тем временам деньги: от 25 до 65 копеек за штуку, в зависимости от размера. Кроме того, еще с конца 1936 года в городе стали открываться межколхозные ярмарки, где целенаправленно продавали продукты для новогоднего стола. Тем не менее, судя по воспоминаниям жителей, на довоенных школьных елках подарки были очень скромные: кому-то Дед Мороз давал яблочко, кому-то — булочку, конфетку. Дети, конечно, были рады любому подарку.
Главная городская красавица
После трудных военных лет, накануне 1955 года, на площади имени Сталина (так тогда называлась площадь имени Ленина) на казенные деньги была установлена увешанная гирляндами 20-метровая елка, вокруг которой организовали зимний городок. Милицию и пожарных призвали обеспечивать безопасность, отделение художественного фонда — заняться оформлением, управление торговли — организовать елочный базар. Электричество подвели от оперного театра. Елка открылась 30 декабря и завершила свою работу 10 января.
После этого еще около тридцати лет елка располагалась здесь, на центральной площади города. Были попытки перенести ее к оперному театру, на набережную, но эти нововведения не прижились. Со строительством метро главная новосибирская елка прописалась в Центральном парке.
ЭКЗОТИКА
Предновогодние мечты будят фантазию. Поэтому перечислить все осуществленные в последнее время задумки новосибирцев по коллективному празднованию Нового года практически невозможно. Назовем самую яркую и экзотичную. В 2008 году в Новосибирске впервые установили новогоднюю елку на дне озера Надежда, которое находится на пересечении улицы Фрунзе и Каменской магистрали. Дайверы опустились на дно, нарядили елку и здесь же встретили праздничную полночь.
ИГРУШКИ
С возвращением в 30-е годы в дома советских граждан новогоднего праздника зародилась традиция украшать помещение снежинками, вырезанными из бумаги, а также бумажными цепочками. Причем для этих целей использовали не чистую бумагу (какая роскошь!), а старые газеты. В 50-е появились елочные игрушки, которые сейчас очень ценятся коллекционерами. Какой-нибудь редкий стеклянный шар может стоить несколько тысяч рублей. Кстати, эти украшения могли рассказать о том, что происходило в государстве: на елках встречались игрушки в виде кукурузы, космической ракеты и других узнаваемых символов эпохи.