Сектор особого внимания
Социальные статьи в региональном бюджете 2015 года надежно защищены
По опросам социологов, проблемы в социальной сфере волнуют жителей региона гораздо больше, чем растущие курсы доллара и евро. Народу всегда были ближе сугубо житейские темы — места в детских садах для малышей, качество услуг в поликлиниках, льготные лекарства для инвалидов...
Чуть больше месяца назад губернатор Новосибирской области назначил нового заместителя — Виктора Шевченко, которому поручено курировать социальный блок. Конечно, подводить какие-либо итоги его работы на столь ответственном посту пока рано. Однако цели и задачи определены, акценты расставлены. Это значит, что совсем скоро можно будет судить о первых результатах.
Специально для читателей газеты «Советская Сибирь» Виктор Шевченко рассказал о приоритетах социальной политики региона.
Работа в команде
— Виктор Васильевич, в сфере ваших полномочий самый значимый, требующий наиболее пристального внимания сектор. Первоначальное вхождение в круг вопросов, которые вы будете курировать в правительстве, состоялось. В чем вам видится специфика управления социальной сферой в Новосибирской области?
— После губернаторских выборов в органах высшей исполнительной власти региона сформирована новая управленческая команда, в которую вошли люди, имеющие серьезный опыт работы в муниципальном и государственном управлении, знающие Новосибирскую область не понаслышке. Они привнесли свое понимание целей и задач, которые предстоит реализовывать исполнительной власти.
В непростой экономической ситуации происходит формирование нового подхода к решению проблем социальной сферы. Сами они по большому счету мало чем отличаются от таковых в других регионах. Тот же дефицит мест в детских садах, проблемы отпуска льготных лекарств, доступность и качество медицинской помощи, необходимость ремонта учреждений социальной сферы. Однако финансовое изобилие, которое переживала социалка в последние годы, сменяется суровыми экономическими реалиями, что потребует серьезного переосмысления наших планов и действий.
Сейчас необходимо провести тщательную ревизию всего того, что было сделано, начато и запланировано. В отношении сделанного (повышение заработной платы бюджетникам, модернизация здравоохранения, массовое строительство детских садов и так далее) необходимо от количественного подхода переходить к повышению качества работы социальных учреждений — жители области этого с нетерпением ждут.
Начатые программы развития, строительства и реконструкции объектов необходимо завершать, определив среди них приоритеты исходя из реальных финансовых возможностей. Новые планы развития предстоит пересматривать и корректировать по времени с учетом экономической ситуации в регионе и стране в целом.
Все это крайне важно понимать и делать сейчас, когда утверждается бюджет на 2015 год и плановый период 2016 — 2017 годов. Считаю, что следующий год будет настоящим испытанием на состоятельность всей системы управления социальной сферой как на уровне министерств, так и отдельно взятых учреждений.
Традиционно конец календарного года — настоящая проверка, которая наглядно показывает, насколько эффективно была организована работа в течение года. Максимальное исполнение бюджета-2014 — крайне важная задача.
В правительстве региона два ключевых министерства — здравоохранения и образования, во главе которых работают новые министры, люди, отлично знающие местную специфику. Они обязаны предложить стратегию развития своих отраслей. Судя по количеству жалоб и предложений, которые приходят от жителей области, именно эти отрасли находятся под пристальным вниманием людей, именно здесь сосредоточены их самые высокие ожидания, поэтому именно здесь нам предстоит проделать огромную работу.
На повестке дня — новые задачи
— Сейчас идет принятие бюджета региона на будущий год. Его социальная ориентированность очевидна. Но насколько выполнимы поставленные задачи?
— Новосибирская область обладает достаточными финансовыми и организационными ресурсами, чтобы в непростой экономической ситуации, в которой мы находимся, не только сохранить доступность социальных услуг по всем отраслям, но и повысить их качество, а по отдельным направлениям — сохранить должные темпы развития.
С точки зрения распределения расходов, заложенных в проект областного бюджета по разделам, наибольший сегмент занимает социальный сектор. При этом особенностью предлагаемого проекта бюджета является усиление нагрузки именно социальными обязательствами, что в частности обусловлено реализацией приоритетов государственной политики, озвученных в майских указах Президента РФ.
Так, указ Президента, который касается ликвидации очереди в детские сады для детей в возрасте от 3 до 7 лет, должен быть выполнен до конца 2015 года. В областном правительстве разработана конкретная программа действий, в которой в частности определены необходимые финансовые параметры, земельные участки, где будут возводиться новые детские сады, необходимая проектно-сметная документация для строительства и реконструкции зданий дошкольных образовательных учреждений.
Важно отметить продуктивное взаимодействие с федеральным центром по вопросам финансовой поддержки необходимых расходов. Так, в 2014 году мы построили, реконструировали и приобрели 25 зданий детских садов, при этом финансовая помощь федерального бюджета составила более 1,3 миллиарда рублей. Это позволит нам по итогам завершения всей необходимой работы организовать в Новосибирской области 4 595 новых мест.
Планы на 2015 год еще более впечатляющие: создать около 6 000 новых мест путем строительства и реконструкции 29 детских садов. Более 2,5 миллиарда рублей в областном бюджете на эти цели уже предусмотрены, недостает еще 1,3 миллиарда. Это предмет переговоров с федеральным центром, и мы приложим все усилия, чтобы они были результативными.
Что касается строительства детских садов — это крайне ответственный момент в части исполнения планов 2014 года, в связи с чем с отдельными строительными компаниями, являющимися нашими партнерами, приходится вести себя предельно жестко, по некоторым объектам в режиме еженедельного «ручного» контроля.
А на повестке дня уже отчетливо просматривается задача капитального ремонта, реконструкции и строительства школ, которая с 2016 года придет на смену теме дошкольного образования. На уровне руководителей органов федеральной исполнительной власти такой посыл уже прозвучал, к этой огромной работе необходимо серьезно готовиться, принимая во внимание опыт работы по созданию дополнительных мест в детские сады и специфику муниципальных образований области, где школьный вопрос отличается высоким разнообразием.
Льготникам на заметку
— Тема льготного лекарственного обеспечения в регионе зачастую вызывает многочисленные вопросы у населения. Какие подходы могут быть применены для оптимизации этого процесса?
— Льготное лекарственное обеспечение граждан безусловно важнейшая задача в сфере социальной политики, над решением которой мы работаем предельно ответственно. С 2014 года произошли существенные изменения в процессе организации работы в этом направлении медицинских и фармацевтических учреждений. Все полномочия по приобретению, доставке и выдаче жителям области льготных лекарств переданы государственному казенному учреждению «Новосибоблфарм».
По ряду причин мы отказались от услуг бизнеса в этом проекте. Власть, являющаяся учредителем организаций, отпускающих и выписывающих льготные лекарства, всю ответственность за результат работы берет на себя — это плюс. Наличие возможности в одних «государственных руках» приобретать, распределять и доставлять льготные медикаменты до потребителя имеет ряд преимуществ в плане обеспечения требуемого ассортимента и количества лекарств в каждом конкретном аптечном пункте в конкретный период времени. К слову, в настоящее время на складах «Новосибоблфарма» в наличии двухмесячный запас всех классов медикаментов
Налицо и экономическая целесообразность: по итогам 2014 года экономия расходов только по доставке медикаментов составит 40 миллионов рублей. Среди задач, которые предстоит решать в 2015 году, — увеличение пунктов отпуска льготных лекарств следуя принципу: где выписываем, там и выдаем. Сейчас функционируют 77 пунктов отпуска, а должно их быть более 100.
Еще одна задача — повысить качество совместной работы медучреждений и «Новосибоблфарма» по оперативности и объективности формирования заявок на предоставление льготных лекарств. Здесь крайне важным является не только работа медицинских и фармацевтических учреждений, но и экономических служб системы здравоохранения по планированию и сбалансированности расходования финансовых средств.
Отдельно хочу отметить действующую компьютерную систему контроля за приобретением, отпуском и потреблением льготных лекарств, позволяющую объективно оценивать не только наличие и местонахождение льготных медикаментов, но и зоны перебоя с их обеспечением. Доказательно фиксируется каждый факт обращения граждан в случаях отказа в предоставлении данной услуги, что в конечном итоге позволяет оперативно решать проблемы жителей области и правильно реагировать на недостатки в собственной работе.
Спортплощадку в каждый двор
— Готово ли правительство региона поддержать инициативу Президента России по возрождению норм ГТО? Что необходимо сделать в первую очередь?
— Возрождение норм ГТО — очень важная задача, в эффективном решении которой заинтересовано все общество. Ведь если подумать, участие любого человека в этом проекте способствует его физическому здоровью, умению постоять за себя, развивает здоровое чувство коллективизма, отвлекает от сомнительного свободного времяпрепровождения. Положительный опыт в истории нашей страны тому подтверждение.
Новосибирская область сейчас не входит в число пилотных территорий, где этот проект будет реализовываться при финансовой поддержке федерального бюджета, однако мы активно включены в эту работу. Губернатором Новосибирской области утвержден план мероприятий поэтапного внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». В бюджете области на 2015 год для этих целей предусмотрены средства для возведения десяти малобюджетных спортивных площадок.
А вообще нам следует серьезно задуматься на тему массового создания спортивных комплексов с турниками, хоккейными коробками, простейшими плоскостными сооружениями. Это зона ответственности муниципалитетов, которые традиционно работают в данном направлении. Необходимо в разы увеличить прилагаемые усилия. Обеспечение именно массового характера участия людей всех возрастов в физкультурно-оздоровительном движении является важным шагом не только в становлении и развитии ГТО, но и в формировании здорового образа жизни, эффективным средством противодействия наркотикам, алкоголизму и прочим социальным недугам, от которых мы несем колоссальные потери.
Что касается спорта высоких достижений, здесь к тому, что имеем, есть приятная новость: успешно завершаются переговоры с Правительством РФ и бизнес-сообществом по возведению в ближайшие три года двух спортивных объектов международного уровня. Виды спорта — волейбол и фехтование. Подробности будут позже.
ДОСЬЕ
Виктор Шевченко, заместитель губернатора Новосибирской области.
Родился в Ужгороде (УССР) 18 сентября 1965 года в семье служащих. Мать — врач, отец — учитель. В 1988 году окончил Красноярский государственный медицинский институт, До 1997 года работал врачом, заместителем главного врача МСЧ № 46 Федерального медико-биологического агентства. В 1997 году назначен начальником главного управления здравоохранения администрации Красноярска. В 2006 году Виктору Шевченко присвоено почетное звание «Заслуженный врач Российской Федерации». С 2010 года он — первый заместитель главы Красноярска. Женат. Сын — врач-нейрохирург. 29 октября 2014 года назначен на должность заместителя губернатора Новосибирской области, курирует вопросы социальной сферы.