Сто лет: девичий переполох
Золотую дату отмечает легенда Новосибирска — заслуженная артистка РСФСР Зоя Фёдоровна Булгакова
Вековой юбилей легендарной новосибирской актрисы-травести Зои Фёдоровны Булгаковой торжественно будет отпразднован в «Глобусе» завтра, 19 декабря. Соберется театральная общественность, высокие гости, прочтут телеграммы из Москвы, будет показан документальный фильм о ней, сказано много теплых и благодарных слов за то, что она сыграла и сделала, за то, что она такая, единственная и неповторимая, у нас есть.
«Актер не должен волноваться»
Незадолго до торжества, в тот именно день, когда Зоя Фёдоровна родилась, мне, никогда не видевшей ее на сцене в ролях мальчиков и девочек, а также сказочных Герды и Красной Шапочки, посчастливилось побывать у актрисы дома на небольшом девичнике и, подобно зрителю давних лет, влюбиться в эту обаятельную и нестареющую сердцем актрису.
За ранним обедом на скорую руку — бутерброды, фрукты, шампанское — дорогие и близкие «девочки»: Валентина Георгиевна Давыдова (подругой, держа дистанцию, себя не называет — представляется «приятельницей, которая рядом с Зоей Фёдоровной с 75-летия») и сотрудницы Дома актера Галина Константиновна Журавлева и Ольга Степановна Заречнева. Они совсем родные — и салатик нарежут, и придирчиво разглядят платье «под парчу», в котором именинница собирается блистать на юбилее: «Годится!»
Миниатюрная, совсем крошечного роста Зоя Фёдоровна в предпраздничных «девичьих» хлопотах с удовольствием принимает флакончик с духами: «Спа-си-бо! Вот такие давно-о-о хотела!» Но больше всего остального, чувствуется, озабочена своей ролью юбилярши на сцене «Глобуса»: выспрашивает, что там будет, придется ли ей что-то делать, держать речь?
Профессионал, она знает бесценность правильного настроя и цену репетиции. Позже, когда я спрошу ее, волновалась ли она перед выходом на сцену прежде, она твердо скажет: «Нет. Это мешало бы работе в спектакле. Актер не должен волноваться, для этого есть репетиции, много репетиций, к концу которых ты ведешь себя на сцене как дома…»
Телефон не замолкал
День рождения и есть день рождения, а если еще иметь в виду, что это столетний юбилей, — через каждые пять — десять минут раздается звонок или в дверь, или по телефону.
— Зоя Фёдоровна, вас! Поклонник…
Она встает из-за стола, комментируя происходящее иронично, тоном театральной ремарки:
— Телефон звонил, не перестава-а-ая…
Потом признается негромко (похоже на реплику в сторону):
— Сегодня сумасшедший день, столько звонков, людей, вот если бы так…
— Всегда? Каждый день? Вы бы устали…
— Ну-у-у, — отвечает она задумчиво и продолжает не о форме, о сути:
— Это не только со мной так. Когда актер заболевает, не может прийти, люди приходят к нему…
Разговор неизбежно переходит на секреты долголетия. Зоя Фёдоровна всю жизнь дружила со спортом, сейчас, признается, «как могу, так и шевелюсь»: день начинает с пробежки… Хотя бы по квартире. Еще один вечный двигатель — книги:
— Без чтения я и не усну…
Когда детство не кончается
Жизнь за плечами большая-большая. Была в ней, кроме радостей-мук творчества, война, потери... И юбилей не первый, и книжек, статей о Зое Фёдоровне написано множество. Поэтому вроде неловко спрашивать, откуда в ней, четвертом ребенке из многодетной трудовой семьи, зародилась страсть к театру. Помню, читала: устраивали с братьями-сестрами театр во дворе, любили ходить в церковь смотреть венчания. «Свадьба — это так интересно, целый спектакль! И как невеста одета, и хороша ли собой, и на чем приехали, и как гости наряжены — праздник!»
Задаю вопрос иначе:
— Что больше всего из детства запомнилось?
Она с радостной готовностью отвечает:
— Очень много!
И почти по-детски, взахлеб начинает рассказывать, как папа заливал зимой катушку за оградой, а на лето устанавливал во дворе качели…
Да, кое-что, мне кажется, я читала, но детали, о которых упоминает Зоя Фёдоровна, все свежие, не затверженные — она живет детством, как будто то было вчера.
И я вижу наполненный голосами ее братьев и сестер дом в Новониколаевске, на Ломоносова, 23, семейные праздники и ребячьи забавы под строгим присмотром и одновременно ласковыми взглядами отца и матери, восемь лет учебы в 22-й школе.
— А потом старшая сестра вышла замуж за циркача, — с азартным блеском в глазах рассказывает она. — И я много времени проводила в цирке. Особенно мне нравилась наездница, я тоже хотела выступать в конном номере. Но мне сказали: «Ты слишком крошечная, таких наездниц не бывает!» И вот два брата, борцы Костины, поехали летом с женами на гастроли и взяли меня с собой: они выступали с силовыми аттракционами, а я читала стихи. Когда вернулись, мне говорят соседи: «Послушай, в «Советской Сибири» было объявление, что в нашем городе открывается детский театр и молодежь приглашают держать экзамен».
Она пришла на следующий день на улицу Горького, где группа актеров из Ленинграда уже набрала студийцев и готовилась к открытию ТЮЗа. Легендарный Николай Фёдорович Михайлов спросил:
— Что же ты опоздала?
— А меня в городе не было.
Он назначил ей три дня на подготовку к экзамену: стихотворение, этюд, упражнение на ритмику. И вот прошли три дня, показываться ей пришлось не только перед артистами, но и перед вновь принятыми студийцами. Испытание было выдержано, Николай Фёдорович сначала сказал: «Деточка, подожди десять минут, мы объявим результат». И через десять минут она услышала судьбоносные слова: «Ну что, деточка, знакомься с расписанием занятий».
Свет любви
Зою Фёдоровну отвлекает от рассказа очередной звонок. Я слышу ее и сейчас звонкий, неподражаемо прелестный голос из соседней комнаты — как будто говорит молодая задорная девчонка. И когда она возвращается, немного невпопад спрашиваю что-то о мечтах и заветных желаниях.
Она бросает на меня короткий грустный взгляд:
— Трудно планировать в этом возрасте, день прошел и...
…И вдруг, будто вдохнув свежего воздуха, с особой, небудничной интонацией добавляет:
— Я верую в Христа, молюсь, когда ложусь спать: «Отче наш, иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли…»
Мы все замираем: такого чтения молитвы по крайней мере я не слышала никогда. Добро, свет, любовь, вдохновение. Это был подарок мудрого человека и большой актрисы в ее собственный сотый день рождения нам всем.
…Прощаемся шумно, весело, как и полагается гостям на именинах. Почти на пороге, в прихожей хором поем: «Ах, мне бы дожить бы до свадьбы-женитьбы…» Голос Зои Фёдоровны, необыкновенно моложавый, подростковый булгаковский голос, выделяется и здесь — его не спутать ни с чьим другим.
И это всё о ней
Илья ЛАВРОВ, из книги воспоминаний «Мои бессонные ночи»:
«Уже тогда, в тридцатые годы, ликующим шумом встречали мы свою любимую актрису — маленькую прелестную Зою Булгакову. Она играет мальчишек и девчонок. Зоя ростом мне едва до груди, но сложена пропорционально, у нее хорошенькое лицо и звонкий детский голос. Но, главное, на сцене она естественна как сама жизнь. Многие даже очень хорошие актеры казались рядом с ней искусственными: они играли, а она жила...»
Галина ЖУРАВЛЕВА, из очерка «Жизнь актрисы»:
«Маленькой, со звонким голосом Зоечке Булгаковой судьба и время уготовили особый путь. Зоя уверенно пошла своей тропинкой, пролегшей параллельно главной, героико-романтической линии театра. Ее героическое начало будет иным. Непосредственность, вера в предлагаемые обстоятельства роли и всегдашняя готовность откликнуться на них всем строем своих чувств оказались у Булгаковой редчайшими качествами. Кажется, что природа специально оставила ей разноцветную эмоциональную палитру такой свежести и ясности, какие бывают только в детстве, чтобы напоминать зрителю о своем раннем-раннем утре, когда он вне всякой идеологии, а просто человек на живой земле...»
СПРАВКА
С именем Зои Фёдоровны Булгаковой связана целая эпоха в истории Новосибирского театра юного зрителя (ныне — театра «Глобус»). Начиная с 1930 года актриса связала с ним судьбу, пройдя вместе три десятилетия и принеся ТЮЗу победы, ставшие вехами на творческом пути театра.
В 1945 году Булгаковой одной из первых в истории Новосибирского ТЮЗа было присвоено звание «Заслуженная артистка РСФСР». Обладательница уникального дарования и редкого амплуа травести, Зоя Фёдоровна талантливо играла детей в возрасте семи — девяти лет. Наиболее близкими ей были сказочные герои, они прошли через всю жизнь актрисы в искусстве. Роль Красной Шапочки Зоя Фёдоровна исполняла в постановках театра 1937, 1942, 1948, 1955 годов, а роль Герды — в спектаклях 1939, 1950, 1959 годов. Всего Зоя Фёдоровна Булгакова сыграла на сцене Новосибирского ТЮЗа более 70 ролей. Имя актрисы по праву вошло в историю советского театра для детей.