USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Тёща — лучшее средство от вора

Илья ИНЗОВ

Новосибирск оказался в числе самых «угоноопасных» сибирских городов

В Новосибирске резко участились случаи угона транспортных средств, средний размер убытка увеличился на 12,5 процента. В рейтинге «самых угоняемых» лидируют автомобили марки Toyota.

Интеллектуалы преступного мира
Специалисты Сибирского регионального центра «АльфаСтрахование» проанализировали данные по угонам автомобилей, застрахованных в компании по каско с октября 2012-го по сентябрь 2014 года. По результатам исследования, модели Rav-4 и Land Cruiser-200 заняли первое и второе места в региональном рейтинге угонов. Доля похищений Toyota Rav-4 составила 23,8 процента от общего числа зафиксированных угонов, а Toyota Land Cruiser-200 — 19,1 процента. На продукцию отечественного автопрома приходится не более 4,6 процента украденных в Сибири автомобилей.

— Нестабильная макроэкономическая ситуация спровоцировала рост криминальной составляющей автострахования — стали чаще похищать автомобили, в первую очередь дорогие модели, — констатирует руководитель розничного блока андеррайтинга Сибирского регионального центра «АльфаСтрахование» Арина Лагутина. — Сложные периоды всегда сопряжены с активизацией профессиональных воров.

Самым «угоноопасным» оказался Новосибирск — здесь произошло 48 процентов всех зафиксированных по Сибири краж машин. Менее активны автопреступники из Кемерова, Иркутска и Красноярска.

Сейчас в арсенале угонщиков появились такие устройства, при помощи которых можно открыть любой автомобиль, а поймать с поличным грамотных преступников — большая проблема. Сотрудники правоохранительных органов признают, что нынешние профессиональные автоворы своего рода интеллектуалы преступного мира. В основном это мужчины до 30 лет с высшим техническим образованием, которые прежде не попадали в поле зрения полиции. На вооружении они имеют электронные устройства, стоимость которых сопоставима с ценой приличной иномарки.

Первые автосигнализации появились в России в 90-е годы прошлого века и быстро завоевали рынок. Естественно, преступное сообщество не пропустило этот момент. Тогда же они стали применять первые примитивные сканеры, при помощи которых взламывали сигнализацию способом подмены кода. Со временем передающий код сигнализации становился все сложнее и длиннее. И тогда на рынке появились сканеры, которые подбирали коды автоматически. Однако и они теперь уже прошлый век.

В наши дни профессионалы, способные «угнать за 60 секунд», пользуются код-грабберами. Такой гаджет может выглядеть по-разному, но часто похож на обычный брелок для автосигнализации. Его стоимость — от 300 тысяч рублей. Преступник может находиться в нескольких десятках метров от цели, но способен «поймать» код при помощи этого миниатюрного оборудования.

«Угнать за 60 секунд»
Старший государственный инспектор контрольно-аналитической группы ГИБДД Новосибирска Александр Саввин десять лет вместе с оперативниками уголовного розыска выслеживает и ловит автопреступников. По его словам, сейчас открыть и угнать можно совершенно любую машину, и никакие технические приспособления ее не спасут.

— Если профессиональные автоворы серьезно подходят к делу, работают по заказу, то автомобиль уберечь практически невозможно, — полагает Александр Саввин.

Прежде чем профессионал похитит автомобиль, он готовит на него документы. Зачастую бумаги ему предоставляет заказчик. Паспорт технического средства (ПТС) покупается у «нужных людей». Данные легко подделываются. Однако в ПТС исправляют всего несколько строчек, а основной текст, чтобы не вызвать подозрений, сохраняют. Например, если в ПТС Land Cruiser-200 значится белый цвет, то выслеживать будут именно белый внедорожник и в конце концов все равно его угонят.

К тому же сейчас в России упростилась система продажи автомобилей. Даже прежние госномера можно оставлять. Многие вообще покупают машины по доверенности и только позже узнают, что их покупка числится в угоне. В ГИБДД советуют приобретать авто по доверенности только у хороших знакомых, в других случаях сделка должна оформляться после снятия транспортного средства с учета.

— Недавно в Новосибирске был угнан Nissan AD, — продолжает майор Александр Саввин. — Найти преступников по горячим следам не удалось. Через несколько дней хозяин узнал свою машину на улице и вызвал полицию. По документам получалось, что мужчина, сидевший в иномарке, является ее владельцем. Однако тот, у которого украли машину, настаивал на обратном. В итоге он оказался прав. Выяснилось, что его Nissan был угнан по заказу. Некий гражданин полностью разбил свою машину, а документы на нее сохранил. Он заказал профессионалам точно такую же, перевесил на нее старые госномера и спокойно катался по городу. Хорошо, что номера на двигателе не успел перебить. В этом случае у настоящего владельца возникли бы серьезные проблемы. Такую машину в случае чего даже продать нельзя.

Сломать кочергу
Кража автомобиля и угон, с точки зрения Уголовного кодекса, совершенно разные вещи. Угон — это когда пьяная молодежь решила покататься на соседской «копейке», проехала сто метров и попала в ДТП. За это закон предусматривает условный срок лишения свободы. Кража — другое дело. Каждый день в Новосибирске похищают две-три машины. Правда, большинство автомобилей находят быстро.

По статистике, чаще машины воруют в Ленинском и Октябрьском районах. Особой популярностью у угонщиков пользуются модели транспортных средств марки Toyota. Ездить в Сибири на Lexus-LX-570, Lexus-RX-330, Toyota Land Cruiser-100 или -200 просто опасно. Эти машины воруют почти каждый день. Сейчас в список самых угоняемых автомобилей добавилась Toyota Camry.

— Меня часто спрашивают, какая сигнализация лучше — Tomahawk или Alligator? Сейчас на рынке множество самых разных противоугонных систем, но большинство из них работает по принципам, которые давно известны преступникам, — говорит Александр Саввин. — Если накопили деньги на машину, то потратьте еще тысяч двадцать. Стоимость более-менее сложной автосигнализации начинается от двенадцати тысяч рублей, но сто процентов гарантии от угона вам никто не даст. Советую докупить к ней блокировки руля, которую в народе называют «кочергой», и коробки скоростей. Время — главный враг автовора. Профессионал, конечно же, раскодирует любую «сигналку», просверлит и сломает «кочергу», но на это нужно время, которого у него нет. Ему проще найти другой, менее защищенный автомобиль. Лучшее средство от угона — это… теща. То есть постарайтесь не оставлять машину без присмотра. Автопарковки у торговых центров не отвечают за вашу машину. Да, они оборудованы видеокамерами, но записи с них нам мало помогают. За сохранность машины отвечают только платные автостоянки, да и то при наличии чека. Поэтому, если вы пошли в магазин, в автомобиле лучше оставить родственника. Лично я оставляю тещу и вам советую.