USD 102.5761 EUR 107.4252
 

На дороге лучше засветиться

Автомобильное большинство РФ и примкнувшая к ним Валентина МАЛЬЦЕВА
Коллаж  Михаила ЗАБУГИ
Коллаж Михаила ЗАБУГИ

Наконец-то закон взялся и за пешеходов. Их обязали носить светоотражающие элементы в темное время суток при передвижении на загородных трассах. Конечно, это еще далеко от того, о чем мечтали бы автомобилисты. Ведь, с их точки зрения, пешеходы «тупят» на дорогах, передвигаясь без всяких правил.

Как обременить знаниями ППД
После одобрения Советом Федерации и подписи Президента РФ в России начнут действовать новые Правила дорожного движения (ПДД) с включенным в них разделом ППД — Правила пешеходного движения. Это, конечно, шутка, фантазия, но именно такова мечта автосообщества.

Они предусматривают, в частности, что «пешеходом может быть лицо, достигшее 14-летнего возраста, прошедшее курсы подготовки в ДОСААФ (РОСТО) и успешно сдавшее экзамены в ГИБПД по ПДД и ППД».

Кроме пешеходных прав, человек в возрасте до 18 лет, находящийся на дороге, должен при себе иметь путевой (маршрутный) лист, выданный в установленном порядке главой семьи, где указывается время выхода и возвращения на постоянное койко-место. Имеющий удостоверение пешехода — полис ОСПЕГО (Обязательное страхование пешеходно-гражданской ответственности), бейджик с годом и местом прохождения медосмотра на правой стороне одежды...

Занимательный факт: будущие водители в автошколах изучают правила поведения пешеходов на дороге, а сами пешеходы о них лишь наслышаны. Конечно, там, где за них решают зебра или светофор, все понятно. Но стоит оказаться на нерегулируемом пространстве, как сразу полная дезориентация.

И тут одно из ключевых правил: при отсутствии тротуаров или обочин люди вынуждены двигаться по краю проезжей части и, как предписывают ПДД, должны идти навстречу движению транспортных средств. Обратите внимание: за редчайшими исключениями люди движутся по ходу транспорта. Для водителя, а значит, и для пешехода это крайне опасно. Особенно в темное время суток.

Поведение автолюбителей на дороге обусловлено правилами, а пешеход обременен ими в объеме собственной сознательности.

Полная непредсказуемость
Всех, кто за рулем, пешеходы раздражают в той же мере, в какой пешеходов раздражают автомобили.

Классики ГО и ЧС относят любой движущийся объект к потенциально опасным, но человек также классически из этого списка исключен. А зря, и это доказывает статистика травмопунктов: туда обращаются люди, непредумышленно искалеченные сумками-тележками, локтями, костылями рядом шедших сограждан. Но что с этих сограждан взять, кроме «извините», а вот с водителя, искалечившего пешехода, можно не только взять, но и отправить его в непредвиденный отпуск в места не столь отдаленные.

Нерегулируемое движение, в том числе и пешеходное, особенно чревато в местах большого скопления народа. Так, в метро пассажирская масса всегда выявит тех, кто явно не в ладах с правилами вообще никакого движения. И тут уж сразу угадаешь, кому довелось хоть раз сидеть за рулем, а кто не нюхал дорожного «пороху».

Собственно, в толпе тот же принцип: слева — «скоростная полоса», по которой бегут легкие на ногу студенты и прочая молодежь. Тележкам, баулам и мамочкам «с прицепом» (категория пешеходов А: лицо с полной массой до 60 кг включительно, двигающееся одно или с боковым прицепом до 14 лет, — из шуточного законопроекта ППД) — место на правой крайней полосе.

Поразительно, есть городские жители, которые даже не подозревают, что и при пешем ходе должен соблюдаться принцип правостороннего движения. Из-за незнаек или нарушителей нет-нет да вспыхивают мимолетные драки по утрам в час пик у входа в метро. Конфликтами чревато и хаотичное движение по лестницам, когда бабуся с тележкой мостится в левый крайний ряд или бедное дитя поставлено мамочкой на риск столкнуться со встречным движением.

Право удрать
Эта неуправляемая публика на улице не боится даже тех, перед кем трепещут водители, — сотрудников ГИБДД. Из-за безобразной статистики ДТП с участием пешеходов (и по их вине!) гаишникам ввели в обязанность их штрафовать. Но это им удается в основном при доброй воле нарушителей. Они чаще всего пользуются своим правом удрать, не отвечая на вопросы, и инспектор ничего не может сделать — ведь номерного знака у пешехода нет. А выкручивать руки и тащить в машину для заполнения протокола... Вообще-то по закону «в случае несогласия» полиция имеет на это право, но на деле даже разозленные стражи порядка чаще всего не идут на такие меры.

Видимо, все эти нешуточные вопросы — ведь речь идет порой не просто о безопасности, а о жизни людей — подвигли не одного автолюбителя задуматься о ППД. Это коллективное интернет-сочинение полно иронии и сарказма, поскольку политграмота пешехода не выдерживает никакой критики в автосообществе.

Скорее всего, ППД будут пополняться еще как «библия» несколько лет, пока не станут действительно каким-то обязательным к исполнению кодексом поведения на улицах.

А жизнь показывает, что иначе гражданская война на дорогах будет множить жертвоприношения.

Самый страшный пешеход
Все мы грешны: пытаемся перейти дорогу в неположенном месте. В таком случае, стоя у края дороги, не дергайтесь, явно продемонстрируйте ваши намерения движущемуся транспорту. Боитесь? Отойдите от края дороги и терпеливо ждите, когда в потоке машин будет большой просвет. В крайнем случае покажите водителю рукой «стоп-сигнал». Но лучше все-таки дойти до зебры. Для водителя самый страшный пешеход — непредсказуемый. Он то выказывает намерение двинуться через дорогу, то останавливается, оглядываясь и переминаясь с ноги на ногу. Это самый тяжелый экземпляр, и ситуация здесь чревата самым плохим финалом. Наиболее добросовестные из водителей останавливаются перед такими боязливыми и мигают — проходи! Но вот ведь незадача: не все понимают этот сигнал. И тогда, высовываясь наполовину из салона, водитель вопит: иди уже!!! А в это время следующие за ним уже сигналят и ищут подобающие непечатные слова.

Исход
Еще раз сошлемся на упомянутые выше шуточные новости от законодателей: «В связи с участившимися ДТП по вине пешеходов Государственная дума РФ приняла в третьем чтении ряд поправок и дополнений в Правила дорожного движения в графу «ППД». Пока это смешная пародия, но есть в ней и намек, и добру молодцу урок. Поэтому начинаем учить хотя бы некоторые элементы этих ППД.

Пешеход обязан: управлять своим ходом в трезвом и опрятном виде; иметь при себе необходимые документы. Пешеходу запрещается на ходу: пить, курить, разговаривать по телефону, вертеть головой, костылем, размахивать сумкой, создавать любые помехи другим участникам пешеходного движения.

Административная ответственность пешехода: лицо, управляющее своим ходом в состоянии алкогольного опьянения или имеющее неопрятный вид, может быть эвакуировано на штрафное койко-место. А также лишено пешеходных прав.

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
Алексей ТОЛОЧНЫЙ, старший государственный инспектор УГИБДД ГУ МВД России по НСО, майор полиции:
— Сотрудники пропаганды безопасности дорожного движения работают по специальному плану разъяснения правил поведения на дорогах среди детей, студентов, молодежи. Формы самые разнообразные: уроки, викторины, конкурсы, родительские собрания, просмотры видеофильмов, экскурсии в подразделения Госавтоинспекции, встречи с сотрудниками нашего ведомства.

Насколько эффективна такая работа? Цифрами тут не отчитаешься: с ростом числа автомобилей ситуация на дорогах становится все напряженнее. Это касается и пешеходов, их поведения. Так, с начала года им выписано более 55 тысяч штрафов. Получается, что ежедневно выявляется от 150 до 200 нарушений ПДД. А порой переход дороги в неположенном месте приводит к ДТП со смертельным исходом не только для нарушителя, но и водителей, случайных прохожих.

Если пользователи Интернета даже в шутливой форме будут способствовать культуре поведения на дорогах, это будет неплохо. Что касается перспектив ППД... Нет такого прецедента в мировой практике. Я больше полагаюсь на здравомыслие наших граждан, на рост их правовой культуры. Заметьте, еще несколько лет назад водители практически не пользовались советом «пропусти пешехода». Сейчас это норма фактически прижилась еще до законодательной поправки. Надеюсь, что пешеходы оценят этот знак вежливости и тоже будут более внимательны и законопослушны.


ЦИФРЫ
С 1 сентября 2014 года минимальный размер штрафа за нарушение, совершенное водителем или пешеходом, составляет 500 рублей

Только за одни сутки в Новосибирской области регистрируется от 150 до 200 нарушений пешеходами Правил дорожного движения


ФАКТ
За 10 месяцев в Новосибирске зарегистрировано более тысячи ДТП, половина из них — с наездами на пешеходов. Причем пешеходы спровоцировали 300 таких случаев, и суд признал их виновниками ДТП.

КСТАТИ
Как сообщили редакции в региональном УГИБДД, светоотражающие элементы в большом ассортименте (ленты, брелки, значки и т. д.) продаются в автомагазинах, детских отделах, в магазинах «Ткани».

Фотографии статьи
Фото Аркадия УВАРОВА