USD 101.6143 EUR 105.2512
 

Юные берут слово. И приступают к делу

Наталья МАНТОРОВА
С напутствием к своим новым друзьям-соратникам обращается Любовь Зябрева.Фото Аркадия УВАРОВА
С напутствием к своим новым друзьям-соратникам обращается Любовь Зябрева.Фото Аркадия УВАРОВА

В Законодательном собрании Новосибирской области прошло первое заседание Детского общественного совета при уполномоченном по правам ребенка

Отношения между взрослым и ребенком либо в детско-юношеской среде непосредственно, как понимаем, сложиться могут всякие. Естественно, не исключаются проблемные. Взять уже такую мелочь: десятилетний сорванец шалит на уроках в компании столь же веселого друга, и мамочка, устав от учительских «приветов» в дневнике, грозится перевести чадо в другой класс.

— А я не дам согласия! — упирается мальчишка.

— Да кого это волнует…

Кто тут прав на самом деле? Именно сын, каким бы взбалмошным в данной ситуации он ни был. За аналогичными и гораздо более «крутыми» примерами, где маленький человек, при всех его правах, свойствах натуры, мнениях и так далее, бывает ущемлен, а то и просто раздавлен, думаю, далеко ходить не надо.

Покажите пример!
«Ты должен уважать старших» — кому из подрастающих граждан суровым голосом этого не вбивали во все времена — родители, учителя, соседи, случайные дяди-тети… Но!

— Взрослые в первую очередь сами должны подавать пример и больше проявлять уважения к детям, — убеждена Анастасия Ращукина, ученица десятого класса 137-й школы Новосибирска. — Считается, что ребенок, который, например, случайно толкнул взрослого в транспорте, обязан попросить прощения. Это нормально. Но почему взрослые в подобной ситуации не извиняются? Сколько раз замечала: они могут буквально наступить на ребенка, а потом еще и нагрубить: что ты тут под ногами крутишься?

В своей школе Настя является председателем совета старшеклассников по культуре, занимается в творческой мастерской Константина Хабенского. И за культуру готова стоять в самом широком ее понимании, включая культуру взаимоотношений, общения, поведения. А недавно вместе с другими ребятами в возрасте от 14 до 17 лет наша артистка-активистка вошла в Детский общественный совет при уполномоченном по правам ребенка в Новосибирской области.

Чтобы все решать сообща
Назначенная на эту должность в марте 2014 года Любовь Зябрева, ранее — заместитель министра социального развития региона, и ее помощники провели в минувший вторник первый сбор указанного совета.

— Если мы, взрослые, решаем судьбу того или иного ребенка, рассматриваем связанную с ним проблему, но не учитываем его позиции, это неверный подход, — пояснила Любовь Михайловна, открывая заседание. — Цель нашего совета: при возникновении каких-либо спорных ситуаций, которые касаются отношений между взрослыми и детьми, а также детей между собой, все сообща обсуждать, принимать грамотные решения, в том числе вносить предложения насчет изменений в законодательство.

Привлечение членов Детского общественного совета в качестве экспертов по социальным и другим вопросам, подготовка предложений для власти разных уровней — эти и другие формы работы новоявленная структура намерена активно практиковать. Ничто не помешает ребятам при плотном взаимодействии со старшими наставниками разрабатывать и направлять конструктивные предложения губернатору, председателю Законодательного собрания, в различные депутатские комитеты, в комиссию по делам несовершеннолетних и другие инстанции. Команда уже сейчас заключает соглашения насчет совместной работы с многочисленными партнерами, включая органы МВД, Роспотребнадзор, отдельные вузы и так далее. Работа закипает.

Калейдоскоп набирает обороты
Но пока надо познакомиться ближе. Юные энтузиасты из разных районов Новосибирска и области охотно о себе рассказывают, делятся сокровенными мыслями, жизненными планами, связанными в том числе с работой в совете.

— Я хотел бы приобщить как можно больше детей к занятиям в разных кружках, студиях, секциях, — озвучивает свою мечту Владимир Стрековцов, восьмиклассник школы № 1 города Тогучина. — Часто дети оказываются не у дел, гуляют по улице, начинают пить-курить… А если у них будет интересное увлечение, разве останутся время и желание «разлагаться»? Сам я занимаюсь танцами и театром, некоторые дни у меня забиты под завязку, так даже в голову не приходит начинать курить!

— Также хожу в театральную студию, до этого перепробовала разные виды спорта, от каратэ до художественной гимнастики, но остановилась на искусстве, — слово берет Варвара Вербицкая из новосибирской школы № 167, сверстница Владимира. — В людях ценю прежде всего честность. Я сама такой человек, который просто не умеет врать. Но иногда мне это выходит боком, честно! Люблю животных. Не могу смотреть, когда люди загрязняют окружающую среду...

— Хочу поддержать Варвару, — тему подхватывает Александр Готин, учащийся 23-й школы Новосибирска. — У нас есть свой нереализованный проект по сбору мусора в парках, в том числе по установке специальных бачков, на которые должны обратить внимание владельцы животных: подходит, допустим, человек к такому бачку, берет пакет, совок, спокойно за своим животным все убирает и выбрасывает в установленную емкость.

Калейдоскоп историй, характеров, ценностей, идей и проектов крутится на полную мощь. При разных (впрочем, нередко совпадающих) увлечениях и мыслях у ребят на самом деле много общего: активная гражданская позиция, желание что-то в этой жизни усовершенствовать, умение поддержать командный дух, преданность своему делу.

Так, курсант Сибирского кадетского корпуса Никита Березовский в течение пяти лет занимается поисковыми работами, ездит в интересные экспедиции. Сейчас готовится к экзамену на оливковый берет и своему первому парашютному прыжку. Учащаяся лицея № 13 поселка Краснообска (Новосибирский район) Анастасия Кабанцева является активистом местного молодежного парламента, участвует в волонтерском движении, занимается рукопашным боем и не мыслит ни дня без чтения книг. В молодежном парламенте, только в своем Чистоозёрном районе, работает и Вероника Ланг, которая при этом любит спорт и танцы, играет на баяне, поет. Хореографическое и вокальное искусство увлекают также Тахмину Ваганову, воспитанницу новосибирского детского дома № 1. Начало работы в команде Детского общественного совета девушка считает сегодня своим главным достижением в жизни.

Огонь в глазах словами не поддержишь
— Все это замечательно, — обращаюсь к Любови Зябревой, — но спрошу с позиции скептика: насколько новое объединение будет эффективно? Вы уверены, что Детский совет действительно сможет повлиять на ход тех или иных событий?

— Я никогда не берусь за дело, в позитивный исход которого не верю, — отвечает Любовь Михайловна. — Сейчас моя главная задача — сделать все, чтобы ребята не потеряли интерес к начатой работе. Этот интерес, определенную мотивацию надо в них постоянно поддерживать. Но как? Только конкретными действиями, а не словами. Когда дети увидят, что вот то-то у нашей дружной команды получилось, то-то с ее подачи состоялось, такой-то вклад мы в общее дело внесли, это будет их дополнительно мотивировать. Конечно, не исключено, что кто-то в дальнейшем отсеется. Но многие точно останутся и будут работать! Лидеры уже сегодня начали выявляться, их сразу видно.

Прежде чем создать такой совет, уполномоченный по правам ребенка в Новосибирской области Любовь Зябрева изучила опыт других регионов, где подобные структуры появились раньше. Обратила внимание: подчас они формировались на базе уже действующих общественных организаций, тех или иных социальных учреждений.

Можно было пойти по аналогичному пути либо, скажем, обратиться к главам районов, чтобы каждый назначил достойную кандидатуру для работы в совете. Но Любовь Михайловна и ее помощники решили: пусть дети сами проявят инициативу, выберут это дело не из-под палки, а по собственной воле. Объявили конкурс. В итоге в состав нового объединения вошли 17 юных активистов. Уже на первой встрече им было предложено пройти небольшой тренинг: ребята разделились на несколько групп, каждая из них сформулировала по три предложения, чтобы внести их в план работы совета на 2015 год.

Проекты есть. Воплощение следует?
О чем только ни говорили! Учредить программу, согласно которой всевозможные кружки и секции будут доступны для всех детей и подростков, в том числе из малоимущих семей. Создать в ряде социальных учреждений комитеты для решения проблем, связанных с конфликтными ситуациями между детьми и взрослыми, в частности учениками и педагогами. Запустить серию тематических акций, помогающих юным (и не юным тоже) гражданам подробнее узнавать о своих правах.

Лидер одной из групп, Даниил Абоимов, учащийся 4-й новосибирской гимназии, выступил с предложением повсеместно увеличить объем социальной рекламы:

— Сегодня реклама направлена в основном на «купи — продай». Но вместо этого можно размещать выдержки из Уголовного и Административного кодексов, чтобы дети и взрослые просвещались и понимали, что им грозит за то или иное преступление, за правонарушение...

Тренинг тренингом, а предложенные проекты обещают принять законченную форму и действительно уйти в работу. Пожелаем команде успехов и всячески ее поддержим!

Фотографии статьи
Данил Ханюков, Никита Березовский и Даниил Абоимов: к работе готовы! Фото Аркадия УВАРОВА
Фото Аркадия УВАРОВА