Ностальгия по рельсам
Восемьдесят лет назад в Новосибирске вышел на маршрут первый трамвай
Вчера, 28 ноября, в Новосибирске состоялось масштабное празднование 80-летия городского трамвая. Но на самом деле первый новосибирский трамвай побежал по рельсам в полдень 26 ноября 1934 года. Он связал железнодорожный вокзал с центральной площадью города. Длина маршрута составила 4 200 метров. Тот день стал праздником для новосибирцев: до часу ночи первый трамвай сделал 75 рейсов и перевез почти шесть тысяч пассажиров. Многие из них ехали без всякой цели — катались. Точно так же значительно позднее, в январе 1986 года, многие новосибирцы ездили просто так, для удовольствия, в первых поездах метрополитена.
Транспорт вне конкуренции
Идея построить в городе трамвайные линии родилась десятью годами ранее, в период НЭПа. Тогда в Новосибирске проживали уже более ста тысяч человек. Трамвайные перевозки считались самыми удобными и экономичными в мире. Одна из бельгийских фирм (Бельгия тогда славилась своими трамваями) получила сибирский заказ: разработать проект первого трамвайного маршрута. Денег на его постройку у города не хватало, предполагалось создание с этой целью концессии. Однако концессия не состоялась; вероятно, нэпманы понимали, что скоро многое изменится в стране и вложенные в трамвай денежки у них попросту отберут. Но транспортную проблему приходилось решать, и вот Ленинградское трамвайное управление получило задание доработать бельгийский проект. Что и было сделано. В 1934 году построили первую линию, закупили 17 трамвайных вагонов — в расчете на будущее.
Специалисты составили план развития новосибирского трамвая на ближайшие десять лет. Выполнить полностью его не сумели, но сделали многое. Стройку вели по трем направлениям, которые связывали центр с промышленными районами: к заводу «Труд», мясокомбинату и к предприятиям в Октябрьском районе. Хотели на летнее время наладить движение трамваев через паромную переправу, но отказались от этой мысли из-за множества технических трудностей. К 1939 году в Новосибирске действовали уже семь маршрутов, людей перевозили 58 трамвайных вагонов. К тому времени полностью оборудовали остановки, вывесили расписания движения. В 1940 году начали сооружение первой трамвайной линии на левом берегу.
Во время войны в связи с необходимостью наладить надежную работу оборонных заводов развитие трамвайной сети ускорилось. За вторую половину 1941 года в Новосибирске построили шесть километров новых путей. В середине 1943 года трамвайный парк насчитывал 75 вагонов.
До середины восьмидесятых годов трамвай в нашем городе служил главным транспортным средством. Особенно велика его роль стала после пуска Октябрьского моста. В 1965 году в Новосибирске 60 процентов пассажиропотока обеспечивали трамваи. На 25 маршрутах работали 400 вагонов. По сути в те годы трамвай не имел конкурентов. Автобусов и троллейбусов вечно не хватало, личных автомобилей в те годы кот наплакал, о такси и говорить в этом смысле не стоит. В отличие от автобусов, трамвайные вагоны спокойно могли служить и тридцать, и сорок лет.
Метро на смену трамваю
Трамвайной популярности пришел конец одновременно с пуском метрополитена. Новосибирцы устремились под землю. Метро обладало рядом преимуществ по сравнению с трамваем: вагоны сверкали глянцем, а трамвайные, как правило, уже изрядно поколесили по городским улицам; в метро удобные мягкие диванчики, в трамваях же сиденья жесткие и некомфортные; в метро за десять минут можно легко перескочить через Обь, а средняя эксплуатационная скорость трамваев — около 15 километров в час (хотя теоретически они могут развивать и 75 км в час). Важно, что поезда в метро ходят с небольшим интервалом, а трамваи могут и подзадержаться в пути, и интервал движения у некоторых полчаса и более.
В восьмидесятые годы из-за сооружения метро начали убирать рельсы с Красного проспекта, с улиц Гоголя, Кошурникова. В начале девяностых мэрия решила освободить от трамвайных рельсов Октябрьский мост, так как на нем начали возникать регулярные пробки из-за резкого роста количества автомобилей. В результате наша единая трамвайная система распалась на две — левобережную и правобережную. Ситуация вернулась к 1954 году: с 1940 до 1955 года, когда открыли движение по Коммунальному мосту, в городе автономно существовали левобережная и правобережная трамвайные структуры. Затем в течение сорока лет трамвай развивался и управлялся из единого транспортного центра. И вот река вновь разрезала трамвайную систему.
Прощаться навсегда с трамваем новосибирцам рано. В мире давно уже активно сооружаются линии скоростного трамвая. Новые поколения вагонов лишены многих прежних недостатков, их производство основано на новейших технических достижениях. Однако экономический кризис вмешался в планы, и в Новосибирске отложили разработку маршрутов скоростных трамваев до лучших времен.
ФАКТ
Маршрут № 13 стал своего рода легендой в городе. У него даже имеется своя страница в социальных сетях. Его трамваи уже десятки раз попадали в сводки ДТП, пик аварийности был зафиксирован в сентябре 2012 года. А в 2013 году суд вынес приговор водителю трамвая № 13, который протаранил сразу шесть автомобилей. Вагоновожатая Ольга Докучаева получила наказание в виде года ограничения свободы.
ЦИФРА
Средняя стоимость нового трамвая — 15 миллионов 350 тысяч рублей