USD 102.3438 EUR 106.5444
 

«Облачные технологии» гражданского контроля

Валентина МАЛЬЦЕВА

Первое заседание рабочей группы по разработке проекта закона «Об общественном контроле в Новосибирской области» прошло при активном участии депутатов Законодательного собрания, представителей общественных организаций региона, областной общественной палаты.

Этот документ должен определить механизмы функционирования общественного контроля, в том числе и регулирование таких эпизодов, когда органы государственной власти будут обязаны учитывать предложения, рекомендации и выводы гражданских активистов.

Руководитель рабочей группы, председатель комитета Законодательного собрания по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению Юрий Шпаков предполагает сформировать все поступившие предложения в комитет уже в течение декабря, чтобы через месяц рабочая группа рассмотрела основу проекта закона.

Актуальностью будущего документа объясняется острое обсуждение вопросов о том, какие субъекты должны быть наделены правом общественного контроля, что может быть его предметом, какие инструменты и механизмы для этого потребуются. По мнению доктора социологических наук, члена общественной палаты Новосибирской области Константина Антонова, обязательно должны использоваться современные информационно-телекоммуникационные технологии:

— В таком инновационном регионе, как наша область, обязательно должен быть ресурс «облачной демократии», широко развивающейся сейчас в мире как механизм привлечения граждан к муниципальному и государственному управлению и контролю.

Председатель Новосибирской областной организации Всероссийского общества инвалидов Игорь Галл-Савальский обратил внимание на результативность нового института. По его мнению, граждане, используя этот механизм, должны и далее участвовать в процессе ликвидации обнаруженных недостатков.

Руководитель рабочей группы Юрий Шпаков также сделал акцент на этом:

— Важно, в каких формах этот контроль сможет влиять на решения, которые готовятся органами власти и иными государственными организациями, чтобы предусмотреть возможные последствия в результате принятия решений.

Напомним, федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» вступил в силу 21 июля 2014 года. Он устанавливает правовые основы «организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия».

Закон предоставляет возможности регионам расширять функции активистов, определять численность субъектов гражданского контроля. Они, в частности, могут наделяться «иными правами и нести иные обязанности», помимо предусмотренных федеральным законом.

Таким образом, для местных законодателей оставлено широкое поле для творчества. Им предстоит как минимум установить единый комплекс принципов гражданского контроля; распространить общественный контроль как на процессы принятия решений органами государственной власти и органами местного самоуправления, так и на процессы исполнения таких решений с тем, чтобы повысить эффективность государства и предотвратить принятие неверных решений; создать не только юридические, но и фактические предпосылки для активизации и объединения общественных усилий в борьбе с коррупцией, казнокрадством, безответственностью, непрофессионализмом государственных и муниципальных служащих, архаичностью управленческих стереотипов.