КРУПный спрос
Правда ли, что новосибирцы начали активно скупать гречку?
«Из магазинов скоро исчезнет гречка. Запасы кончаются! На прилавках — остатки». Сюжеты на эту тему прошли на днях по нескольким телеканалам. Чтобы разобраться, есть ли в подобных восклицаниях доля правды, мы обратились туда, где хорошо знают, откуда и в каких количествах на прилавках появляется крупа.
Теория сговора, или Остатки сладки
Как только слухи о дефиците начинают бродить в народе, тут же вспоминаются времена, когда шоколадка или банка сгущенки считались роскошью, а гречку приходилось добывать по блату. Поэтому без лишних разговоров хочется пойти в магазин и купить килограмм-другой крупы. Про запас, на всякий случай.
— У вас гречка в продаже есть? — уточняем у служащих одного из супермаркетов крупной торговой сети. — На полках — только крупа быстрого приготовления в пакетиках.
— Что вы, у нас всякая крупа есть, — успокаивают продавцы. — Никаких проблем! Поищите с торца.
Побродив вдоль прилавка, необходимый товар обнаруживаем. Его как раз подвозит грузчик.
— Запасы быстро заканчиваются, — разводят руками консультанты. — Приходится подвозить чаще. Перебоев пока не было, жалоб от покупателей не поступало.
Один из любимых гражданами каналов поступления информации — сарафанное радио. Звоним знакомым и расспрашиваем: правда ли, что в городе сложно купить гречку?
— Лично я дефицита пока не наблюдаю, — делится мнением Вика, мама близняшек-дошколят. — Недавно мы лежали в больнице, и нас там регулярно кормили гречкой. Хотя да, эта крупа имеет таинственное свойство — время от времени ненадолго исчезать…
«Гречневый голод» в нашей стране уже случался. В 2010 — 2011 годах сильная засуха привела к неурожаю, цены на крупу поднялись раза в три, в события вмешался Президент, а Федеральная антимонопольная служба, заподозрив искусственное нагнетание ситуации, проверила наличие сговоров в торговых сетях. Неужели история повторяется?
Объяснение простое — неурожай
В Черепановском районе достаточно большие — более 5 000 гектаров — посевы гречихи. Там же действует единственный в регионе завод по переработке этой крупы — элеваторный комплекс «Безменовский». Нам подтвердили, что проблема отчасти существует.
— Объяснение очень простое — неурожай, — сказал заместитель главы района по сельскому хозяйству Евгений Лещенко. — Гречиха является так называемой поздней культурой, ее начинают убирать во второй половине сентября. И в этом году элементарно не успели из-за погоды. У нас примерно треть посевов ушла под снег, но гораздо серьезнее масштабы проблемы на Алтае — там не убрали около половины всех площадей.
Начальник производственно-складского комплекса завода в Безменово Евгений Саламатов информацию подтвердил: сейчас гречка у них практически не перерабатывается — мало сырья. А то, что удается купить, здорово подскочило в цене.
— Если в сентябре стоимость тонны гречихи, которую мы закупали, составляла восемь — девять тысяч рублей, то сегодня она доходит и до 25 тысяч за тонну. Те, кто все же успел убрать, быстро сориентировались и придерживают зерно, чтобы заработать на скачке цен.
Может ли эта ситуация стабилизироваться в ближайшее время или гречка продолжит дорожать и мы получим повторение 2010 года?
— Тогда, напомню, неурожай был в европейской части России, и всю алтайскую гречку скупили, спровоцировав ажиотаж. Мы закупили сырье в Китае, потому что больше просто негде: кроме нас и Китая, гречку нигде не выращивают. Если ситуация с ценами совсем выйдет из-под контроля, то, скорее всего, придется что-то доставать из госрезерва, там создаются запасы для подобных случаев, — говорит Евгений Саламатов.
Сложно сказать, настолько ли сильно сибиряки любят гречневые гарниры и каши, чтобы делать большие запасы впрок. В любом случае голодными не останемся: с картошкой полный порядок.
ФАКТ
В сентябре стоимость тонны гречихи составляла восемь — девять тысяч рублей, сегодня она доходит до 25 тысяч рублей за тонну.