Концепция для самиздата
От рукописных журналов до «зиноделия»
Что такое самиздат, объяснять не нужно никому. Однако лишь немногие знают, что советское явление благополучно перекочевало в XXI век. Этому доказательство — открывшаяся в городе выставка «Сам издам». В эволюции самиздата в Сибири в целом и в Новосибирске в частности разбирался корреспондент «Советской Сибири».
Для несогласных
Самиздат зародился в начале 20-х годов ХХ века, когда со становлением советского государства выражение альтернативной точки зрения стало невозможным и опасным для жизни. В Сибири были сильны организации меньшевиков и эсеров, которые и распространяли различные листовки, прокламации и воззвания. К двадцать пятому году гайки активно закручивались и внутри самой партии, где раньше существовали фракции. Поэтому-то нелегальная печать не свернулась — свои материалы издавали «Рабочая оппозиция», «Сибирское бюро оппозиции». Однако скоро инакомыслие внутри партии также было сведено на нет.
— В это время в подполье уходит и религиозная печать. Развиваются и различные молодежные движения. Самое крупное было в Омске: за два года оно выпустило более трех тысяч воззваний, направленных на просвещение людей. В итоге наиболее активные участники движения были расстреляны, — отметила ведущий сотрудник Государственной публичной научно-технической библиотеки СО РАН, автор книги очерков об самиздате в Сибири кандидат исторических наук Елена Савенко.
Существует расхожее мнение, что с 30-х по 50-е годы в СССР самиздатом никто не занимался. Это не совсем так: даже в условиях тоталитарного государства, репрессий и доносов находились люди, которые не боялись высказывать собственное мнение. Поэтому в середине прошлого века появлялись рукописные литературные журналы, конечно, содержавшие острый политический подтекст.
— Феномен Сибири — издания спецпереселенцев. В основном это были молитвенники немцев, литовцев. Их берегли и передавали друг другу. Тут цель, конечно, другая — сохранить язык и национальную самобытность, — подчеркивает Елена Савенко.
Во многом историю новосибирского самиздата изучают по следственным делам, к которым и прилагались выпуски запрещенной литературы.
Золотой век
После смерти Иосифа Сталина и ХХ съезда партии, на котором Никита Хрущев развенчал культ личности, настроение в обществе резко изменилось — в воздухе запахло свободой, люди жили в предвкушении изменений. Исследователи называют 60-е «золотым веком самиздата», в первую очередь литературного.
Так, в Новосибирске существовало больше десяти неформальных объединений поэтов и писателей, которые делали самиздат. Причем некоторые шли на это совершенно сознательно — участники движения «Тетражисты» считали истинной поэзией только ту, которая не была искажена цензурой и печатным станком. Поэтому они даже не предпринимали попыток опубликовать свои произведения в официальных литературных журналах.
Вновь на сцену самиздата вышла религиозная литература, которая имела огромную популярность. Ее тиражи порой превышали тысячи экземпляров при объеме в несколько десятков страниц. В Новосибирске существовало даже издание для буддистов. Вплоть до развала СССР самиздат носил массовый характер.
Методом самиздата распространялись не только литературные произведения, публицистика и изображения, но и музыка. Аудиопроизведения либо нарезали иглой самодельного фонографа на старых рентгеновских снимках, либо записывали на магнитофон и впоследствии копировали друг у друга. В 80-х это породило феномен магнитоальбомов.
Сам написал, сам напечатал
После 1991 года, когда в России была провозглашена свобода слова, и самиздат как явление, казалось бы, должен был исчезнуть. Но это не произошло. Почему?
— Издания этого времени называют «сампечать», потому что люди на свои деньги в типографиях печатали какие-то вещи. Но это уже совсем не то, что было десятилетия назад: самиздат становится вещью субкультурной, — резюмирует Елена Савенко.
Появлялись даже межрегиональные издания, формировались редколлегии, но большой аудитории такие «СМИ» не получили. Выходило много музыкальных сборников, а также книг для молодежи, которая увлекалась фэнтези. Однако популярности и большого внимания со стороны публики сампечать все равно не находила.
Есть перспектива
На прошлой неделе в областном центре открылась необычная выставка под названием «Сам издам». На ней любой желающий может познакомиться с новым форматом малотиражной литературы — так называемыми зинами. Это популярные во всем мире любительские издания, выпущенные своими силами в типографии или с помощью домашнего принтера и подручных материалов. Для фотографов, художников, дизайнеров и модельеров «зин» — это самый доступный способ показать себя без больших денежных затрат. Можно опубликовать все что угодно, не завися от денег и не боясь отзывов критиков. Концепция издания ограничена лишь фантазией создателя.
— В последнее время наблюдается развитие «зиноделия». С одной стороны, из-за новых экономических условий и дороговизны полиграфии не каждый автор может себе позволить издать книгу или альбом, а быть замеченным издательством очень трудно. С другой стороны, в настоящее время некоторые российские СМИ изменили концепцию, редакционную политику. Поэтому молодые люди, не находя издания, которое бы им было интересно читать, начинают создавать его самостоятельно, — считает куратор выставки «Сам издам» в Новосибирске Валерия Ветошкина.
Из уроков литературы мы помним, что впервые в виде самиздатовских копий люди узнали о крупных произведениях Александра Солженицына, романе «Доктор Живаго» Бориса Пастернака, стихах Иосифа Бродского, Осипа Мандельштама, Александра Галича. Наверное, поэтому не стоит и в XXI веке игнорировать «зиноделие». Не исключено, что современный самиздат подарит нам новые большие имена в культуре.
СПРАВКА
С древнейших времен запрещенные произведения передавались друг другу рукописным способом. В XVIII веке именно так по России распространялись сатиры Сумарокова. На следующий день после смерти Пушкина весь Петербург (а вслед за ним и Москва) читал ходившие по рукам многократно переписываемые строчки стихотворения Лермонтова «Смерть поэта». В то время это называлось «хождением в списках». Так, «в списках», ходила комедия Грибоедова «Горе от ума», запрещенная цензурой на долгое время.
КСТАТИ
В самиздате распространялись также кулинарные рецепты и рецепты алкогольных коктейлей и самогоноварения. Копировались топографические карты, порнографические материалы, модельные лекала и выкройки из западных журналов. Были достаточно широко известны также самиздатные материалы и труды по неприветствовавшейся и засекреченной теме НЛО и уфологии.