«Довольно скверные» показатели
В 2013 году в России в ДТП погибли более 27 тысяч человек, или почти 19 человек на 100 тысяч населения
Американские ученые из Мичиганского университета провели масштабное исследование, в котором подробно проанализировали статистику ДТП за последние несколько лет в более чем 190 государствах по всему миру, начиная от развивающихся стран Африки и заканчивая продвинутой Европой. По итогам этого «кровавого» рейтинга у России среднемировые показатели (18 погибших в ДТП на каждые 100 тысяч населения). Но это тот случай, когда роль середняка вызывает тревогу, а не спокойствие.
Статистика, как правило, складывается из ряда факторов: внимание государства к проблеме, уважение населения к законам и правилам, ценность человеческой жизни сама по себе.
Больше всего людей в ДТП ежегодно погибают в Намибии — малонаселенной пустынной стране на юго-западе Африки: 45 человек на каждые 100 тысяч. Учитывая, что Намибия по площади в три раза больше нашей области, а по населению чуть меньше, то можно легко сопоставить. Ежегодно в Намибии гибнут чуть более тысячи человек, Новосибирская область за 10 месяцев 2014-го в ДТП потеряла 350 человек. На втором месте любимый российскими туристами Таиланд — 44 человека на каждые 100 тысяч жителей. При этом Таиланд в полтора раза меньше Намибии, но заселен в 40 — 50 раз плотнее.
В США, несмотря на миллиард автомобилей, ситуация кардинально лучше: здесь ежегодно в результате ДТП гибнут 14 человек на 100 тысяч: страна занимает 97-е место из 193 в рейтинге смертности на дорогах. На 110-м месте — Мексика (13 человек), на 114-м — Аргентина (12), на 150-м — Канада (8), на 160-м — Австралия и на 161-м — Франция: в этих странах в ДТП ежегодно гибнут по 7 человек на 100 тысяч населения. Странами с еще более безопасными дорогами признаны, в частности, Дания, Япония, Великобритания, Германия, Сингапур, Швеция и Швейцария (не более 5 — 6 человек на 100 тысяч населения в год). Причем шведская программа безопасности дорожного движения Vision Zero («Нулевая цель»), реализуемая в этой скандинавской стране с 1997 года, признана чуть ли не мировым эталоном. В 2001 году в Швеции с почти 10-миллионным населением был зарегистрирован печальный антирекорд — 593 погибших на дорогах. Но к концу прошлого десятилетия шведы смогли снизить этот показатель до 355 человек — снижение почти на 60 процентов. В последние годы печальная статистика понемногу продолжает снижаться.
Глава Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин, комментируя результаты исследования, назвал их «довольно скверными» для России, но вполне ожидаемыми. По его мнению, в стране должна быть поставлена задача не «постепенно сокращать, а полностью исключить фатальные происшествия на дорогах». Да, это невыполнимо, но именно такие цели ставят перед собой многие страны.
В 2012 году завершился первый этап реализации федеральной целевой программы (ФЦП) по повышению безопасности на дорогах стоимостью 48 миллиардов рублей. На следующий этап — до 2020 года — планируется выделить еще 100 миллиардов. По словам Похмелкина, эффективность ФЦП вызывает большие сомнения.
— Огромные средства тратятся на обыкновенную говорильню, — отмечает эксперт, — бесконечные семинары и конференции. Притом что каждая шестая авария происходит на неосвещенном пешеходном переходе. Может быть, лучше сюда направить деньги? Кроме того, в Европе уже давно запрещена эксплуатация машин без подушек безопасности, а мы продолжаем выпускать их в больших количествах. Согласно цифрам, в таких машинах гибнет в шесть раз больше людей. В той же Скандинавии запрещен выпуск детской одежды без светоотражающих элементов. У нас ничего подобного не было до последнего времени. Только недавно в ГИБДД начали говорить, что надо обязывать пешеходов носить светоотражающие элементы на одежде. Но нужно не пешеходов заставлять, а обязать производителей одежды выпускать вещи с такими элементами, чтобы у людей просто не было выбора.
КОММЕНТАРИЙ
Чувство ответственности превыше всего
Вадим СКВОРЦОВ, врач-психотерапевт:
— Количество автомобилей постоянно растет, однако зачастую управляют ими не профессионалы, а любители. Поэтому эмоционально-психологическое состояние человека напрямую влияет на его поведение за рулем. Если он раздражен и агрессивен, то и на дороге будет вести себя непредсказуемо, создавая угрозы другим участникам движения. Автовладелец может быть усталым после работы или плохо себя чувствовать, а значит, у него снижена скорость реакции. Это все имеет огромное значение. Надо понимать, что автомобиль — источник повышенной опасности. Как ты его используешь — зависит от тебя. Чувство ответственности должно быть не на словах, а на деле. Поэтому абсолютно верно, что сейчас ужесточились требования к получению водительских прав. Чем более требовательно мы будем подходить к этому делу, чем меньше будет ДТП.
ФАКТ
Согласно концепции первого этапа реализации ФЦП по повышению безопасности на дорогах, число погибших россиян в ДТП к 2012 году должно было снизиться до 23 тысяч человек в год. Но в 2012 году жертв оказалось больше на 5 тысяч человек, а в 2013-м — на 4 тысячи. Несмотря на то что поставленной цели достичь не удалось, чиновники к 2020 году рассчитывают снизить ежегодную смертность в ДТП до 20 тысяч человек. Как сказано выше, на эти цели предусмотрено выделение 100 миллиардов рублей.
СПРАВКА
В регионе реализуется областная программа «Повышение безопасности дорожного движения и пассажирских перевозок на автомобильных дорогах Новосибирской области в 2011 — 2016 годах». Одним из ожидаемых результатов ее реализации является снижение социальных рисков (смертности от дорожно-транспортных происшествий) с 17 человек на 100 тысяч населения в 2010 году до 14,3 человека в 2016 году. Общие затраты по программе составят более 2,9 миллиарда рублей, из которых 1,33 миллиарда — средства областного бюджета, а более миллиарда рублей — внебюджетные источники.