Педагогов позвали на «фронт»
Эксперты считают, что российскому образованию для эффективности не хватает терпения руководящих им людей и осознания конечной цели
Общероссийский народный фронт (ОНФ) — коалиция общественно-политических организаций, созданная в мае 2011 года по предложению Владимира Путина. Он вопреки многим прогнозам не канул в небытие сразу после выборов 2011 — 2012 годов, а функционирует и в последнее время переживает подъем. Одними из своих главных задач ОНФ декларирует борьбу с коррупцией и контроль за деятельностью губернаторов, но не выпадают из внимания «фронтовиков» и остальные животрепещущие темы: медицина, ЖКХ и, конечно же, образование.
Школа — авангард «борьбы»
В октябре в Пензе состоялся Форум образования ОНФ «Качественное образование во имя страны» с участием Президента России и руководителя фронта Владимира Путина. Новосибирскую область на этом мероприятии представляли четыре специалиста, среди них и наша сегодняшняя гостья — преподаватель Института молодежной политики и социальной работы Новосибирского госпедуниверситета Нина КОУРДАКОВА. О проблемах отрасли и, главное, возможных путях их решения мы и побеседовали с Ниной Владимировной.
— Прежде чем мы подробнее поговорим непосредственно о форуме, расскажите об институте, в котором вы работаете: широкому кругу читателей, думаю, он не очень известен.
— Институт молодежной политики и социальной работы как структурное подразделение НГПУ существует 11 лет и готовит специалистов в области социальной работы, молодежной политики и дополнительного образования молодежи. Современная молодежная политика, так же как и социальная работа, возникла в начале 90-х годов ХХ века в результате реформирования нашего общества.
С самого начала эти сферы испытывали дефицит профессиональных работников. Появление нашего института во многом способствовало решению проблемы. Сегодня у нас обучаются студенты не только из Новосибирской области, но и из многих регионов Сибири.
— Очевидной и не скрываемой проблемой многих вузов является то, что небольшой процент выпускников идет работать по дипломной специальности. Как у вас обстоит дело?
— Мы проводим мониторинг того, как устраиваются наши выпускники. В лидерах — молодежная политика: не сто процентов, конечно, но большая часть ребят и девушек идут работать по специальности. Сегодня практически в каждом молодежном центре Новосибирска и во многих отделах сельских районов трудятся наши выпускники.
Достаточно много ребят нашли себя и в сфере дополнительного образования. Более пятидесяти процентов — таков показатель и у социальных работников, но я бы не стала концентрироваться на цифрах. Имея хорошее гуманитарное образование, наши выпускники востребованы и в сфере работы с персоналом, и в других схожих специальностях.
— Перейдем к форуму. Словосочетание «проблемы образования» вызывает такой вал ассоциаций, что сразу и не выделишь основное, главное. Как все происходило в Пензе и удалось ли действительно что-то обсудить?
— Понятно, что, когда мы разделялись по секциям, шла более конструктивная, предметная работа. Хотя вы правы: сказано было много, ведь, помимо представителей средней и высшей школы, на форум приехали люди, занимающиеся дошкольным и дополнительным образованием. И им, естественно, тоже хотелось поделиться наболевшим.
Однако отмечу сразу, что учителя школ заметно выделялись своей активностью по объективным причинам: у них огромный опыт «борьбы» и преодоления трудностей. Это все наблюдают последние лет десять как минимум.
Есть такая функция?..
— Нина Владимировна, и в Пензе, и на недавнем заседании рабочей группы Новосибирского отделения «Народного фронта «За Россию» поднимался вопрос о возвращении школе, помимо образовательной, еще и воспитательной функции. Проблема ведь есть, не станете отрицать?
— Есть. Но, смотрите, с одной стороны, в законе об образовании прописана воспитательная функция школы, при этом совершенно отсутствуют механизмы, формы, методы ее осуществления. С другой стороны, в Семейном кодексе РФ черным по белому прописан приоритет семейного воспитания, а школа, казалось бы, не должна устанавливать свои взгляды и идеологию.
И многие современные педагоги вполне этим удовлетворены: семья так семья, наше дело дать знания. Но даже если школы и обяжут заниматься воспитанием, то непонятным остается главное — его цели. Об этом много говорили на форуме, кроме того, и Владимир Путин отметил, что, действительно, по этому вопросу требуется общественная дискуссия.
— Получается проблема даже не образовательная, а общенациональная?
— Выходит, что так, ведь это факт: в стране не существует официально сформулированных ценностей. Чему мы должны учить детей и молодежь, в каком ключе их воспитывать? Единственные, скажем так, приоритеты — патриотическое и духовно-нравственное воспитание, причем в названии последнего, на мой взгляд, прослеживается религиозный контекст.
— Это такие сферы, где очень легко уйти в крайности… Ведь у нас зачастую патриотами «назначаются» те, кто громче кричит и сильнее машет флагами, а не те, кто реально болеет душой за страну и пытается улучшить ситуацию?
— И не только в этом проблема, как в патриотизме, так и в духовно-нравственной сфере. К примеру, в школах преподают предмет «Светская этика и основы религиозного воспитания». Нравится или нет кому-то его наличие в программе — это второй вопрос.
Но я, не только как педагог, но и как родитель, вижу, что для понимания многих аспектов у человека должно быть сформированное абстрактное мышление, на которое ребенок 10 — 11 лет просто не способен. Да, он «пройдет» этот предмет по программе, но будет ли такое образование эффективным? Скорее всего, нет!
— Вот так незаметно от воспитательной стороны вопроса мы перешли собственно к эффективности образования. Очевидно, что ни уровень педагогов, ни тем более детей не стал в реальности хуже, чем в условные «советские времена». Почему же так «штормит» море образования и все больше людей пророчат системе крах?
— Проблемы были и в советский период, иначе бы не начались реформы, но ряд позиций там выдерживались четко, были незыблемыми: идти от простого к сложному, иметь базовый набор знаний, обязательных для всех, была логика, наконец.
Недавно педагоги начали бить тревогу, что у многих детей большие проблемы с ЕГЭ по математике. Но ведь объяснение этому простейшее: прежде алгебра и геометрия шли рука об руку, это были два предмета, невозможные друг без друга для формирования целостной картины знаний.
Сегодня изучение алгебры и геометрии не во всех, но многих школах ведется не параллельно, когда в течение учебной недели есть уроки и того, и другого предмета, а несколько иначе: изучается тема по разделу алгебры, затем некоторое время идут уроки, на которых изучаются темы из геометрии. Но такой подход не позволяет в полной мере сформировать навыки решения геометрических задач.
Бесконечная эпоха перемен
— Что же делать? Услышат ли педагогов те, кто отвечают за образование?
— На форуме в Пензе был и бывший министр Андрей Фурсенко, и нынешний — Дмитрий Ливанов, люди, которые инициировали и курируют ЕГЭ. Услышали они многое, вот только что будет применено на практике?
Как в высшем, так и в среднем, школьном образовании люди устали от непрекращающихся реформ, хотят стабильности. К примеру, принимается очередной стандарт образования, но совершенно не дается времени на объективную оценку его правильности и эффективности, потому что через два-три года появляется очередной стандарт.
Сами по себе поиск, креатив — это хорошо, но при условии: надо знать, что ищешь. Но это мы опять вернулись к вопросу о целях…
— Нина Владимировна, предполагается, что рабочая группа регионального отделения фронта станет постоянно действующей дискуссионной площадкой, на которой будут аккумулироваться разработки новосибирских педагогов в системе современного образования. В будущем региональные достижения планируется продвигать в качестве наработанного опыта на федеральный уровень. Как вы считаете, это эффективный путь или опять все закончится разговорами?
— Все помнят, что когда «Народный фронт» создавался, он планировался не как противопоставление, а как дополнение к «Единой России». ЕР все-таки политическая партия, в ней много чиновников, руководителей, а во фронте больше людей, находящихся внутри процесса независимо от отрасли и при этом инициативных и неравнодушных.
Если мы действительно хотим что-то изменить в образовании или иной сфере, то необходимо разговаривать, дискутировать, заострять внимание на проблемах. Понятно, что все вопросы не решатся по мановению волшебной палочки, но чем громче будет звучать наш голос, тем больше шансов.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Пётр ТОРГАШЕВ, сопредседатель штаба регионального отделения ОНФ по Новосибирской области:
— Общероссийский народный фронт — общественная организация, которая во главу угла ставит контроль за исполнением майских указов Президента Владимира Путина. В его состав вошли представители активной части общественного движения. Наша задача — повысить качество жизни людей за счет жесткого общественного контроля за всеми сферами жизни: здравоохранением, образованием, системой ЖКХ, госзакупками и так далее. ОНФ уже зарекомендовал себя в Новосибирской области как независимая общественная организация, с которой считаются, к мнению которой прислушиваются. Еще больше, думаю, нам предстоит сделать в том числе и в системе образования.
ФАКТ
В истории разработки государственных стандартов общего образования выделяются четыре этапа: 1993—1996, 1997—1998 и 2002—2003, 2010—2011 годы. На каждом из этих этапов мотивы разработки стандартов менялись. На первых двух — незначительно, а на третьем и четвертом — кардинально, в русле личностно ориентированной и деятельностно-развивающей педагогики