Драки хочешь?
Чем-то не приглянулся ученик первого класса Андрей Лазаренко двум четвероклассникам. «Хочешь драки? — спросили семилетку. — Держи!» И хулиган ударил первоклассника кулаком в промежность. Больно, очень больно. Бабушка, которая встречала Андрея после школы, сразу отвезла внука в травмпункт.
Обычная средняя школа в одном из спальных районов города. Мама пострадавшего семилетнего Андрея (имена героев истории изменены) вспоминает, что первая учебная четверть принесла, помимо позитивных впечатлений, несколько неприятных сюрпризов. Три недели назад после уроков во дворе школы группа четвероклассников остановила младших учеников.
— Они потребовали у сына две тысячи рублей, которые он им якобы давно задолжал, — рассказала Юлия Викторовна. — Андрюша отказался, объяснив, что никому не должен и вообще у него денег нет. «Возьми у родителей!» — получил он ответ.
Родителям первоклашки пришлось поломать голову над тем, как ребенку дать отпор старшим по возрасту ребятам. Ведь они по сути склоняют их сына к воровству. Хорошо, что взрослые оказались в курсе дела. Ведь далеко не каждый мальчик откроет секреты взаимоотношений с другими детьми, поделится переживаниями и страхами. Андрея, как выяснилось, ситуация не столько испугала, сколько обескуражила: «Мама, почему он решил, что я ему должен деньги?».
Как ответить? Что и среди взрослых таких типов полно как грязи? И культ дедовщины, и уголовный сленг, и некие правила, негласно действующие в местах не столь отдаленных. Детские души, увы, впитывают отрицательные примеры как губка. И моделируют свое поведение, ориентируясь на то, что «круто». Школьный психолог посоветовала Андрею несмотря ни на что жестко давать отпор: надо драться — дерись, в другой раз не полезут, потому что таких только страх остановит.
Но первоклашку «догнал» второй сюрприз. Удар ниже пояса, нанесенный мальчику, не вызвал тревоги у доктора. «Внешне никаких причин для беспокойства не вижу, но можете показать ребенка хирургам в детской городской», — посоветовал травматолог, констатировавший ушиб мягких тканей промежности.
Как и положено, о случившемся из травматологии доложили в полицию. Факт стал предметом разбирательства с участием инспекции по делам несовершеннолетних. Ведь «игра», как ее потом назвали старшие дети, могла закончиться печально. Да и случайно ли удар пришелся не куда-либо, а в именно в пах? Так дерутся герои любимых родителями сериалов или компьютерных игр.
— Четвертый класс — тот возраст, когда человек совершает действия вполне осознанно, — комментирует инспектор по делам несовершеннолетних Ирина Павлова. — Мы обязаны в определенные сроки взять объяснительные от всех участников инцидента.
Опрос несовершеннолетних происходит в одном из кабинетов отделения полиции. Андрюшка за руку с мамой опасливо поднимается вверх по ступеням. Здание старенькое, двухэтажное. Тусклый свет. Ну и настроение соответствующее.
Во время беседы инспектор поминутно отвлекается, чтобы ответить на телефонные звонки. Ей надо быть сейчас на месте происшествия: пятеро подростков в возрасте 15 — 16 лет ограбили поблизости продуктовый магазин. Тоже, видать, прошли «телешколу молодого бойца» — перед нападением бросили в помещение бутылку с чем-то. Взрыва не произошло, конечно, но испуганная продавец отдала малолетним гангстерам 20 тысяч рублей. На ноги поставили весь личный состав отделения полиции.
Опрос окончен. Андрея просят печатными буквами написать под официальным документом свое имя, если получится, и фамилию. Он старательно выводит в протоколе первый в своей жизни автограф.