USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Елена КСЕНОФОНТОВА: «Мечтаю попасть в хорошие руки»

Алексей КОЖЕМЯКИН
Фото предоставлены министерством культуры НСО
Фото предоставлены министерством культуры НСО

Заслуженная артистка РФ Елена Ксенофонтова — звезда сверхпопулярных сериалов «Дочки-матери» и «Хорошие руки» — побывала в Новосибирске вместе с кинопоездом ВГИКа, проехавшим по стране в честь 95-летия старейшего киновуза России. И подарила всем пришедшим на творческую встречу замечательный вечер, с которого мы и начали наш разговор. Заметим, интервью актриса дает редко и в них спокойная правдивость всегда перевешивает любую сенсационность.

О долгах alma mater
— Елена, как точнее определить формат того, что увидели новосибирцы, — моноспектакль, композиция или как-то иначе?

— Нет, это не спектакль. Скорее в рамках творческой встречи вы видели выдержки сразу из двух спектаклей. Несколько лет назад я создала свой моноспектакль «Елка с застенчивым триумфатором». Такое вот не очень скромное название. Идея была в том, что я на глазах у зрителей наряжала новогоднюю елку из событий своей жизни, что сопровождалось также произведениями, каким-то образом пересекающимися с моей жизнью и мировоззрением. А в прошлом году мы с друзьями сделали еще один моноспектакль, который я назвала «Я — она». Естественно — о любви. В нем много образов, много ситуаций любви и страсти — мы в меру повеселились, в меру себя отпустили, но было в нем и достаточно серьезных моментов, в частности — монологов. В общем, было бы грешно не использовать этот материал в дальнейшем. А поскольку так получилось, что я была единственной из этой команды, закончившей ВГИК, то, когда мне позвонили и предложили наконец-то начать отдавать долги своей alma mater, я с удовольствием согласилась принять участие в акции под названием «Кинопоезд ВГИК». Мне был предложен на выбор список городов, я выбрала Новосибирск и Омск. Честно говоря, сама до конца не понимала, что же будет в этой программе. Во многом это была импровизация, но, мне кажется, все получилось, судя по реакции. Самыми важными зрителями для меня были студенты новосибирского театрального вуза, и я счастлива, если они остались довольны.

«А где ты была?»
— Почему в свое время вы выбрали ВГИК?

— Скажу честно, со ВГИКом скорее так получилось. Я мечтала быть театральной актрисой. А для кино много лет была такой темной лошадкой, потому что даже не позаботилась пристроить свои фотографии в разного рода агентства. Киношники меня случайно увидели в театре и сказали: «А где ты была?» Мой кинодебют состоялся в тридцать лет. То есть кино просто свалилось на меня, и вот теперь в год уже по пять — семь картин…

Во ВГИК я пошла, совершенно потеряв надежду куда-либо поступить, так как у меня были проблемы со здоровьем. Мы тогда снимали квартиру у одной бывшей театральной критикессы, которая, пообщавшись со мной, сказала: «Вы никогда не хотели поступать в театральный?» Я сказала, что, возможно, и хотела бы, но давно эту мечту похоронила. «А попробуйте, сейчас во ВГИКе набирается курс». Долго рассказывать, но в итоге я стала студенткой мастерской Марлена Мартыновича Хуциева, режиссерской мастерской, при которой набиралась еще и актерская группа Иосифа Леонидовича Райхельгауза. То есть мне посчастливилось и в режиссуру окунуться, и актерское мастерство освоить, а педагоги у меня были не только киношные, но и театральные, причем сугубо театральные. Я баловень в этом смысле. Конечно, ВГИК уникален: ведь мы в театре рождаем, а в кино используем. Нравится эта формулировка или нет, но так и есть. Театральная площадка для актера — как тренажерный зал для спортсмена.

Скажу еще: во ВГИКе были такие дисциплины, которых больше нигде не найдешь. Где можно еще освоить озвучание? Где можно насниматься еще до того, как тебя куда-либо пригласили? Кроме того, я пересмотрела всего Чаплина, всю классику кинематографа по нескольку раз. Я была в курсе всех последних событий. И вообще: мы просто выпивали, дружили с теми, кто сейчас — цвет российского кинематографа. Конечно, пока в российском кинематографе мы еще в пути, но все равно мы же развиваемся.

Любовь моя — «Ликвидация»
— Какие российские фильмы и режиссеры вам нравятся или какие есть предпочтения?

— Тут трудно сказать. Например, поскольку грань между кино и хорошим сериалом сегодня зачастую нивелирована, могу ответить, что являюсь поклонницей сериала «Ликвидация».

— Это потому что киношный режиссер Урсуляк пришел на телевидение…

— Да, об этом я и говорю. Очень люблю советские фильмы, ранние фильмы Михалкова. «Неоконченная пьеса для механического пианино» — пособие по актерскому мастерству и режиссуре. Как театральной, так и кинорежиссуре…

— Вас саму сериалы выматывают?

— Выматывают. После сериала «Дочки-матери» мой сайт взорвался — было 18 000 посещений в день. Что для меня стало почти унижением. Я думала: как же так? У меня была до этого «Красная капелла», какие-то другие работы. Мой путь начался поздно и непросто, ничего мне не доставалось легко, в отличие от других. Но все равно у меня есть что предложить. Уже есть что-то. А заметили меня только на этом проекте, на который я вынуждена была согласиться. У меня тяжело болела мама. Я сидела дома и думала, что пусть позвонит кто угодно и я обязательно соглашусь. Все знают, что Ксенофонтова — перфекционистка. Никогда не читаю незаконченных сценариев и так далее. Я очень щепетильна в этом, а здесь почти не глядя согласилась. Работа не стыдная, но мы снимали по 22 сцены в день. Если бы мне о таком рассказали, я б не поверила, что это в человеческих силах.

Когда «мыло» не «мылится»
— Как удается не «замыливаться», есть у вас такая задача?

— Это было мое самое страшное опасение, мой кошмарный сон, что я перестану принадлежать себе и буду фонтанировать штампами. Помню ситуацию, когда мы снимали один сериал и была очень темпераментная сцена. Видимо, я так отдалась ей, что один очень известный, очень хороший артист мне в гримерке сказал: «Ленка, зачем ты так надрываешься? Мы снимаем всего-навсего сериальчик». А я тогда сказала, что не могу за пять копеек играть на пять копеек, а за рубль на рубль. Не знаю, как сложится судьба. Мне в это году 42, я не боюсь об этом говорить. У меня нет отношений с кино, так сложилась судьба. Мне предлагают сценарии полного метра, но они не соответствуют моим представлениям о профессиональной правде. И зачастую соглашаюсь на сериалы, потому что это честнее. Но я очень хочу сняться у своего режиссера, который где-то там ходит и ждет, а может быть, даже не подозревает о нашей встрече… Да, в ожидании этой встречи я буду «лабать» всякую чушь. Может, эта встреча так никогда и не произойдет. Я ведь часто отказываюсь от съемок, если персонаж — как функция или как данность от начала и до конца. Но что мне делать? Надеть маску отшельника, закрыться и ждать, когда мне позвонит мой любимейший режиссер Альмодовар? Я не могу так. Для меня жизнь — в театре. Вообще от застоя я просто захлебнусь, без дела перестаю существовать как мать, как женщина. Мне просто необходимо по «медицинским показаниям» работать много.

Фотографии статьи
Фото предоставлены министерством культуры НСО
Фото предоставлены министерством культуры НСО