Фронт грохотал рядом
Мы никогда не забудем зиму 1943-го. Тогда на улицах и во дворах станицы Тацинской, где мы жили, под черным снегом лежали трупы погибших, чадили подбитые танки и раздавленные автомашины. Казалось, никаких сил не хватит, чтобы снова вдохнуть жизнь во все разгромленное и растерзанное.
Да и кому было восстанавливать: война забрала даже мальчишек-подростков, остались лишь девчушки, их старые бабушки да больные измученные матери. И еще беда: не было спасенья от лютых морозов, оккупанты отобрали все съестное, мы страдали от голода. А рядом грохотал фронт, земля дрожала от залпов орудий и катюш.
Две неразлучные подружки, моя сестра Зоя Рудаева и Рая Кумова, всю жизнь жили рядом. К ним-то и обратился как-то коренастый мужчина в военной форме. Он позвал их работать в военный госпиталь. Девочкам тогда было по 17 лет. Но госпиталь сначала надо было подготовить к приему раненых: школьные классы превратить в палаты, а в них не уцелело ни одного окна, ни одной двери, полов тоже нет. Старики-санитары в котлах стали плавить снег, девчушки месили глину и битым кирпичом закладывали оконные проемы. Через полмесяца появились раненые. У Зои была своя палата, у Раи — своя. Дежурили почти круглосуточно, выматывались до изнеможения. Надо было ежедневно стирать окровавленное белье и бинты, помогать врачам и медсестрам обрабатывать раны. Среди фронтовиков было много обмороженных и с тяжелыми ожогами. Кровь пузырилась под бинтами, на раны было страшно смотреть.
Наконец-то повеяло весной. Фронт стал удаляться, это обрадовало всех. В полях зацвели тюльпаны. Зоя и Рая приносили цветы в палаты, и выздоравливающие воины целовали девчонкам руки. Много осталось с той поры рвущих душу воспоминаний. Ходила в этот госпиталь и я, помогала ухаживать за ранеными. Мне тогда было 14 лет. Никогда мне этого не забыть. После войны подружки Зоя и Рая вышли замуж за фронтовиков. Раин муж умер, не дожив до 50 лет, а Зоин супруг скончался в 2011-м году. Сегодня Зоя Павловна по-прежнему проживает в Тацинской. Она инвалид 1-й группы, прикована к постели, перенесла несколько тяжелых операций. Пенсия у нее — всего 15 тысяч рублей, хотя она вдова участника войны и сама работала в военном госпитале. Но документы утеряны, и никому ничего не докажешь… Вот такая печальная история.