USD 102.5761 EUR 107.4252
 

На съёмку надейся, но и сам не плошай

Виталий МАСЛЮК
Правила и законы меняются, но неизменным остается одно:  главный гарант безопасности и представитель государственных интересов на дороге — инспектор ДПС. Фото Михаила ПЕРМИНА
Правила и законы меняются, но неизменным остается одно: главный гарант безопасности и представитель государственных интересов на дороге — инспектор ДПС. Фото Михаила ПЕРМИНА

Что нового ждет автомобилистов на дорогах с пятнадцатого ноября

Пятнадцатого ноября в силу вступит множество поправок к двенадцатой главе «О нарушениях в области дорожного движения» Административного кодекса, которые одним упростят жизнь, а другим, наоборот, прибавят забот. Корреспондент «Советской Сибири» выбрал самые важные и принципиальные изменения в КоАП, которые нужно знать автовладельцам.

Без понятых
Одно из ключевых и широко обсуждаемых изменений касается так называемого института понятых. Если сейчас для проведения осмотра и досмотра автомобиля, при проверке водителя на состояние алкогольного опьянения и для направления его в медицинское учреждение на освидетельствование инспектору требуется присутствие двух свидетелей, то в ноябре их заменит видеозапись процесса, которая должна будет прилагаться к протоколу.

Однако совсем расстаться с понятыми не получится — для личного досмотра шофера и пассажиров они по-прежнему будут необходимы. В случае если инспектор видеозапись не ведет, человек, на которого упало подозрение, вправе требовать понятых.

Надо отметить, что некоторые эксперты восприняли эту инициативу без лишней радости, ведь институт понятых — это какой-никакой, но контроль над деятельностью сотрудников ГАИ. И замена людей техникой может не до конца обеспечить справедливого разбирательства дела. С другой стороны, эта норма облегчит работу сотрудников ДПС в малонаселенных местностях, где найти двух свидетелей бывает весьма проблематично.

Лучше и не выезжать
Более серьезно станут отслеживать процесс обеспечения безопасности перевозки пассажиров. Так, с пятнадцатого ноября уточняется статья 11.23 КоАП РФ, которая подразумевает ответственность за выход в рейс транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров с неработающим тахографом или вообще без него. Напомним, это контрольное устройство предназначено для регистрации скорости, режима труда и отдыха водителей или членов экипажа.

— Для должностных лиц за такое правонарушение предусмотрено наложение административного штрафа в сумме от пяти до десяти тысяч рублей, — пояснил начальник отделения административной практики Управления ГИБДД МВД России по Новосибирской области Михаил Сафонов.

Плати вовремя
Масштабные изменения в Административном кодексе, конечно, не могли не затронуть и самый больной вопрос — штрафы. Их размеры останутся прежними, но кое-что изменится в процедуре оплаты и начисления.

— К лицу, в срок не уплатившему штраф за правонарушение, которое было зафиксировано с применением работающих в автоматическом режиме средств видеофиксации, теперь не будет применяться наказание в виде административного ареста. Ему будет назначаться наказание в виде удвоенной суммы неуплаченного штрафа либо обязательных работ на срок до пятидесяти часов, — поясняют в пресс-службе Министерства внутренних дел РФ.

Следующий принципиальный момент — суд теперь будет рассматривать дела по выдаче диагностических карт, которые подтверждают допуск к участию в дорожном движении транспортного средства, без прохождения техосмотра. При выявлении таких фактов юрлицам грозит штраф от ста до трехсот тысяч рублей.

Бывают случаи, когда средства фото- и видеофиксации регистрируют нарушение, однако водитель обжалует решение суда, так как не он управлял транспортным средством. Такое случается, например, когда машина находится в процессе купли-продажи. Если бывший владелец представит исчерпывающие доказательства своей непричастности, то штраф автоматически отправят новому хозяину.

Номера останутся у водителя
С середины ноября сотрудники ГИБДД лишатся права снимать с автомобиля регистрационные знаки в качестве обеспечительной меры. Напомним, что сегодня это практикуется при ряде нарушений: если водитель «попался» на дороге без полиса ОСАГО или тонировка превышает все допустимые нормы. В этих случаях инспектор «скручивал» номера, и у нарушителя оставалось 24 часа, чтобы исправить недоразумение.

Однако, поскольку в настоящее время владелец транспортного средства имеет возможность изготовить дубликаты государственных регистрационных знаков на любом предприятии — изготовителе регистрационных знаков, дальнейшее применение такой меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в ГИБДД признали нецелесообразным.

Через две недели станут наказывать тех водителей, которые пытаются во время движения различным способом закрыть, прикрыть или даже изменить свои госномера. В ГИБДД уточняют, что наказуемым является управление транспортным средством не только с государственными регистрационными знаками, оборудованными с применением материалов, препятствующих или затрудняющих их идентификацию, но и с видоизмененными номерами.

— Помните, в фильме «Такси-3» у автомобиля главного героя менялись номера? Так вот, с пятнадцатого ноября на наших дорогах такое «такси» станет невозможным, — сказал Михаил Сафонов.

Однако ответственность за подобное нарушение останется прежней: либо штраф в размере пяти тысяч рублей, либо лишение прав на срок от одного до трех месяцев.

Поправки вводят административную ответственность для водителей скутеров и мопедов. Напомним, с прошлого года они были обязаны получать права новой категории М, но в КоАП эта категория не была прописана. Теперь проблема устранена, и с 15 ноября владельцев скутеров будут привлекать к административной ответственности.

— Водитель скутера, имеющий другие категории, при совершении определенных правонарушений будет лишаться права управлять всеми транспортными средствами. Например, в сельской местности у нас любят кататься на скутерах в состоянии алкогольного опьянения, — подчеркнул начальник отделения административной практики региональной ГИБДД Михаил Сафонов.

Сотрудникам инспекции безопасности дорожного движения частенько приходится сталкиваться с тем, что автомобилем управляют несовершеннолетние водители, которых по закону нельзя привлечь к административной ответственности. Руки у инспекторов в этом вопросе были связаны — максимум они могли вызвонить владельца авто и передать подростка им. Хотя зачастую и это было невозможно.

— Теперь производство по делу об административном правонарушении будет прекращаться только после отстранения вышеуказанного лица от управления машиной и задержания этого транспортного средства, — подчеркнули в региональном управлении МВД.

КСТАТИ
С 15 ноября законом устанавливается, что за неуплату административных штрафов в установленный срок военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов будут нести ответственность на общих основаниях (до настоящего времени указанные лица за неуплату административных штрафов несли дисциплинарную ответственность).