USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Финансовый щит для социалки

Ася ШУМИЛОВА
В проекте сохранены и надежно защищены важнейшие социальные направления, такие как здравоохранение, образование, дошкольное образование, социальные выплаты, меры поддержки детям и многодетным семьям. Фото с сайта www.101katok.ru
В проекте сохранены и надежно защищены важнейшие социальные направления, такие как здравоохранение, образование, дошкольное образование, социальные выплаты, меры поддержки детям и многодетным семьям. Фото с сайта www.101katok.ru

В проекте закона о бюджете Новосибирской области особое внимание уделено выполнению социальных обязательств

Губернатор Владимир Городецкий внес в Законодательное собрание Новосибирской области проект закона «Об областном бюджете Новосибирской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов».

Главный финансовый документ региона губернатор представил депутатскому корпусу лично, подчеркнув, что это для него хорошая традиция, сложившаяся за 14 лет работы на посту мэра Новосибирска. Глава области изложил основные параметры бюджета, акцентировав внимание парламентариев на непростых экономических условиях, в которых шла работа над проектом.

Бюджетные ориентиры
Обеспечение сбалансированности бюджетной системы, сохранение бюджета развития, вовлечение внебюджетных источников — такие задачи на заседании областного правительства, которое накануне одобрило проект закона о бюджете Новосибирской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов, поставил перед региональным министерством финансов и налоговой политики губернатор Владимир Городецкий.

Согласно проекту главного финансового документа, основные направления налоговой политики региона на ближайшие три года будут заключаться во внедрении практики исчисления налога на имущество исходя из кадастровой стоимости объекта, формировании оптимальной патентной системы налогообложения для малого предпринимательства, предоставлении налоговых льгот, стимулирующих экономическую активность.

Что касается основных задач бюджетной политики, то они предполагают сбалансированность и устойчивость бюджета, а также выполнение принятых социальных обязательств. В приоритете по расходам по- прежнему исполнение указов Президента РФ и продолжение строительства объектов высокой степени готовности.

Применение на практике модели государственно-частного партнерства по капиталоемким проектам в транспортной и дорожной сферах, а также в ЖКХ входит в число дополнительных источников финансового обеспечения.

По расчетам регионального минфина, основные параметры областного бюджета на 2015 год будут выражаться в следующих цифрах: 100 миллиардов рублей (доходы), 111 миллиардов рублей (расходы). Бюджетный дефицит составит 11 миллиардов рублей.

При этом имеющийся запас по росту государственного долга не позволяет планировать бюджет с предельным уровнем дефицита и увеличивать объем возможных расходов. Однако правительство региона предпринимает меры по снижению дефицита бюджета. Так, регион рассчитывает получить федеральные субвенции более 1 миллиарда рублей на дошкольное образование. Также областное правительство надеется, что федеральный центр примет решение по повышению акциза на бензин на 1 рубль, который будет направляться только в региональные дорожные фонды. После этого доходы области, по оценкам минфина, смогут вырасти почти на 1,5 миллиарда рублей.

Кроме того, доходная часть областного бюджета может значительно увеличиться после реализации мер по мобилизации недоимки, обеспечению инвестиционного развития и оптимизации расходов на управленческий аппарат. Так, уже в ноябре губернатором будут подготовлены два постановления. Первое определит порядок разработки мер повышения собираемости бюджетных доходов, второе приведет к сокращению всех должностей госслужбы области, вакантных в течение трех месяцев.

Защищенные статьи
С точки зрения распределения расходов, заложенных в проект областного бюджета по разделам, наибольший сегмент занимает социальный сектор. При этом особенностью предлагаемого проекта бюджета является усиление нагрузки именно социальными обязательствами, что в частности, обусловлено реализацией приоритетов государственной политики, озвученных в майских указах Президента РФ.

Как отметил Владимир Городецкий, как бы ни были сложны условия формирования бюджета, в проекте сохранены и надежно защищены важнейшие социальные направления, такие как здравоохранение, образование, дошкольное образование, социальные выплаты, меры поддержки детям и многодетным семьям. Все это сохранено в полном объеме, в соответствии с ранее принятыми программами.

Напомним, что к защищенным статьям расходов бюджета на 2015 год относятся порядка 95,4 миллиарда рублей. В основном это социальные расходы. В их числе — обеспечение деятельности учреждений образования, здравоохранения, социального обслуживания, социальные обязательства, страховые взносы ОМС для неработающего населения, выполнение указов Президента РФ (в частности по обеспечению ввода детских дошкольных учреждений, переселению из ветхого и аварийного жилья), расходы дорожного фонда и обслуживание государственного долга.

На три министерства: здравоохранения, образования и социального развития — приходится порядка 55 процентов расходов областного бюджета. При этом на региональном уровне сконцентрированы порядка 90 процентов всех основных социальных обязательств, содержание более 3 800 учреждений, оказывающих государственные услуги населению, социальные выплаты более 800 тысячам жителей области.

— Выполнять все социальные обязательства по защищенным расходам в режиме жесткой экономии, конечно, будет непросто, — отметил губернатор. — Однако хочу напомнить, что аналогичные трудности регион испытывал в 2008 — 2009 годах, когда пришлось приостанавливать расходные полномочия, не отменяя ранее принятых долгосрочных целевых программ.

Налог в помощь
В основе внесенного в Законодательное собрание Новосибирской области проекта закона о региональном бюджете 2015 года заложено перераспределение десяти процентов НДФЛ от муниципалитетов в региональную казну, что позволит сохранить все социальные обязательства.

Напомним, решение об изменении схемы налоговых отчислений уже одобрено правительством и будет обсуждаться на сессии парламента 30 октября. Среди дополнительных источников доходов минфин также называет повышение отчислений акцизов на нефтепродукты с 72 до 100 процентов при одновременном снижении ставок акцизов на дизельное топливо и бензин.

По словам губернатора, экономика не дает ожидаемого прироста. В связи с этим пришлось применять предложение по сокращению отчислений НДФЛ муниципальным образованиям на десять процентов. Норма, предусматривающая такую возможность, была ведена в Бюджетном кодексе РФ в 2012 году, однако в нашей области она не применялась.

В соседних регионах сокращение отчислений НДФЛ уже действует на практике. Еще в 2013 году Омску областные власти оставили пять процентов НДФЛ, Иркутску — 11,5 процента, Томску — десять процентов, Красноярску — 15 процентов. У Новосибирска останется 30 вместо 40 процентов.

Губернатор заверил членов президиума Законодательного собрания Новосибирской области, что перевод десяти процентов НДФЛ на уровень региона не связан с перераспределением доходов областного центра на развитие других территорий. Он подчеркнул, что полученные в результате этого средства призваны создать стабильную основу для выполнения обязательств областного бюджета перед муниципальными бюджетами на обязательные расходные полномочия. Они пойдут на выполнение социальных обязательств и выплату зарплат бюджетникам. Без этого перераспределения уже в первом квартале 2015 года могут возникнуть вопросы своевременности выплаты зарплат, что абсолютно недопустимо.

— В бюджете 2015 года защищенные статьи серьезно приросли, — прокомментировал итоги заседания президиума председатель Законодательного собрания Новосибирской области Иван Мороз. — Отрадно то, что бюджет социально ориентирован. На уровне России регион выглядит достойно. В прошлые годы бюджет выполнялся с профицитом, но сегодня, к сожалению, ситуация иная. Поэтому что-то придется приостановить, отложить до лучших времен. Думаю, что губернатором приняты правильные решения. Будет работать комиссия по взиманию недоимки, а это серьезная сумма — четыре миллиарда рублей. Резервы у нас есть, причем серьезные. Бюджет сбалансирован, он будет принят, и мы продолжим работать над его исполнением и пополнением в течение будущего года.