USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Не путайте чиновников с мздоимцами

Беседовала Юлия НАЗАРЕНКО

Наталья ОМЕЛЁХИНА: «Всплеск антикоррупционных разоблачений говорит о том, что Россия вступила в мировое русло противодействия этому явлению»

Развернувшаяся в стране и регионе борьба с коррупцией изрядно проредила должностные ряды. Среди правонарушителей нет статусного единства: это и представители властных структур, и бюджетных учреждений, и правоохранительных органов, и коммунальных служб. Сообщения о разоблачениях, возбуждении уголовных дел регулярно обновляют новостные ленты. Почему тема коррупции в последнее время обрела повышенный температурный фон? Этот вопрос и ряд других мы задали временно исполняющей обязанности заместителя председателя правительства Новосибирской области — министру юстиции Наталье Омелёхиной.

Мировой тренд
— Наталья Владимировна, неуклонный рост количества преступлений коррупционного характера объясняется ужесточением политики в этой области? Или у нас на самом деле так все плохо? Не кажется ли вам, что правонарушения в этой сфере связаны с несовершенством законодательства, допускающего возможность свершения факта коррупции?

— Если говорить в целом о коррупции как о социально-экономическом, политическом явлении, оно свойственно государству с момента его зарождения и может соперничать по своему историческому стажу только с войной. Первое упоминание «чиновник — мздоимец, взяточник» находят в первых памятниках мировой письменности. И сегодня эти вопросы находятся в центре внимания всех государств мира, Россия не является исключением.

Политика нашей страны — продолжение тех тенденций, которые сформировались в международном пространстве. Вопросами противодействия коррупции активно занимается Организация Объединенных Наций, она лидер в формировании правовой основы в этой области. На сегодняшний день уже принято пять конвенций ООН, четыре из которых ратифицированы Россией в период с 2004 по 2006 год, в том числе по коррупции и уголовной ответственности за коррупционные преступления.

Единственное, к чему пока Россия не присоединилась, это конвенция о гражданско-правовой ответственности за преступления коррупционной направленности. Если мы хотим быть полноправными членами международного сообщества, то должны соблюдать те принципы, по которым оно живет.

За последние десять лет в России были приняты 63 федеральных закона, которые так или иначе регулируют сферу противодействия коррупции, 93 указа Президента Российской Федерации, 116 постановлений Правительства РФ. Создана колоссальная правовая база. В этот процесс активно включились все субъекты Федерации.

Антикоррупционная политика системна, проводится масштабно на всей территории России, регио¬нальный уровень должен быть в ней задействован в полной мере. В Новосибирской области принято 93 постановления, распоряжения губернатора и регионального правительства, которые посвящены вопросам противодействия коррупции, 21 областной закон, так или иначе регулирующий эту сферу правовых отношений. Что касается качества формирующейся правовой базы, то она достаточна для реализации системы мер, направленных на противодействие коррупции.

При Президенте РФ действует Совет по противодействию коррупции. В администрации главы государства создано управление по противодействию коррупции. Антикоррупционная составляющая — часть государственной политики. Это тренд сегодняшнего дня. Нельзя говорить, что правонарушений вдруг стало больше или меньше.

И еще один важный акцент: подход по умолчанию «чиновник — значит, взяточник» — это дискредитация государственной власти. У нас многомиллионный аппарат государственных, муниципальных служащих, работников бюджетной сферы, а правонарушителей? Например, в Новосибирской области согласно материалам областной прокуратуры и судебной практики ежегодно возбуждается не более 130 дел коррупционного характера. И клеймить всех, кто занят в сфере госуправления, мягко говоря, некорректно.

Инструмент борьбы
— Достаточно часто все громкие дела, касающиеся расследования преступлений коррупционного характера, так или иначе обретают политический оттенок, их пытаются использовать в политических целях. Как вы думаете, коррупция — явление политическое или экономическое? И не используют ли коррупционное законодательство, чтобы устранить своих политических оппонентов?

— Коррупция — это не состав преступления. Нет такой статьи в Уголовном кодексе. Есть «Дача или получение взятки», «Злоупотребление служебным положением» и так далее. Коррупция, повторюсь, это социально-экономическое явление.

Но, безусловно, так как она возникает в сфере государственной власти, муниципального управления, она объективно обретает политический оттенок. Говоря о коррупции, речь ведем о власти. А что такое политика? Это сфера борьбы за власть. И каждый оппонент старается использовать все допустимые законом способы для собственного продвижения.

Хотя истоки коррупции все-таки социально-экономические. Простой общеизвестный пример: почему нельзя подкупить английский суд? Потому что он давно подкуплен государством. Сегодня, когда мы говорим, что чиновников нужно обложить жесткими запретами, мы забываем, что этот человек, исполняя властные функции, выполняет свою работу. И она, как любая другая, должна быть оплачена.

Чиновник тоже претендует на экономические, социальные гарантии. Между тем, почему-то стыдно говорить о повышении зарплаты чиновников. Зачем это пытаться завуалировать? Мы говорим, что средняя зарплата по отраслям экономики должна ежегодно расти, и считаем большим достижением, если добиваемся такого результата. При этом у работников реального сектора экономики есть возможность выбора, получения дополнительных источников дохода, а у чиновников этого нет.

Соответственно, кто-то тоже должен взять заботу об этой части населения. Считаю, что здесь нужно подходить комплексно: методами не только карательными, но и социальной защиты. Если чиновник будет бояться потерять рабочее место с хорошим заработком, имеющиеся преференции, это будет не менее эффективным сдерживающим фактором. Нужно повышать престиж государственной службы, потому что порой слово «чиновник» употребляют с негативным оттенком, что в корне неверно.

— Коррупционерам объявлена война. А есть случаи, когда наказывают взяткодателя? У нас ведь в народе даже пословица есть, которая определяет взаимоотношения с властью: «Не подмажешь — не поедешь», поколениями сформирован алгоритм решения проблем через конвертик.

— А вы знаете, что количество уголовных дел по фактам дачи взятки превышают в разы количество дел по получению взятки? По информации судебного департамента, в 2013 году по статье «Дача взятки» было рассмотрено 130 уголовных дел, а за получение взятки — 31 дело. По первому полугодию 2014 года: 27 дел по даче взятки, по получению взятки — 18. В материалах прокуратуры, которая тоже регулярно предоставляет нам отчеты, фиксируется примерно та же самая статистика.

А кто дает?
— Какова результативность карательных мер? Известно, что сбор доказательств в делах такого рода — процесс сложный и длительный. От чего в целом зависит успех в борьбе с коррупцией?

— Судами области за 2013 год рассмотрено 276 уголовных дел коррупционной направленности. Для сравнения: в 2012 году таковых было рассмотрено 163. Что касается результативности: в прошлом году в отношении 299 лиц были вынесены приговоры, осуждены 277 человек, из них семь глав муниципальных образований, пять депутатов выборных органов местного самоуправления, 35 должных лиц правоохранительных органов и так далее. Работа ведется, карательные мероприятия проводятся, но это только одно из направлений противодействия коррупции.

Очень хорошо, что вы заинтересовались этой темой. Потому что очень много зависит от информационного поля. Что сегодня любят читать? Кого осудили, на кого возбудили уголовное дело. Но очень мало публикуется сведений о том, какие мероприятия проводятся по противодействию коррупции.

Ежегодно предоставляются декларации о доходах, и, кроме того, служащие органов власти и самоуправления обязаны указывать крупные расходы. Действует комиссия по конфликту интересов: когда чиновник не нарушил законодательство, но может возникнуть такая щекотливая ситуация из-за того, что к нему обратился родственник по вопросу, который решить может только этот чиновник в силу его служебного положения и никто больше. Комиссия решает, как выйти из такой ситуации.

Мы ведем мониторинг антикоррупционного законодательства, проводим антикоррупционную экспертизу абсолютно всех правовых актов, исходящих от органов исполнительной власти. Более того, проекты актов всегда размещаются в открытом доступе в системе Интернет. Каждый может, прочитав, представить свое предложение или замечание. Но, увы, к примеру, за прошлый год мы не получили ни одного предложения.

— Несмотря на то что у нас такие активные общественники-правозащитники?

— Да. Вместо того чтобы постфактум выражать недовольство, желающие могут высказаться в процессе формирования того или иного нормативно-правового документа и повлиять на содержание будущего решения. И только в случае, если действительно мнение не было учтено, можно говорить об этом во всеуслышание.

Между тем роль общественности, средств массовой информации очень велика. Важно создание в обществе соответствующего климата – не только нетерпимости к коррупционным проявлениям, но еще и включенности в эту работу. Нам необходима не только критика, но и одобрение населения. Его безучастность не позволяет объективно оценивать эффективность нашей работы.

ФАКТ
По данным Совета по противодействию коррупции при Президенте РФ, в России в 1,5 раза увеличилось количество госслужащих, уведомивших о фактах склонения их к совершению коррупционных правонарушений. По итогам рассмотрения этих уведомлений в 2013 году возбуждено более 1 900 уголовных дел