Фактор доверия
Уполномоченный по правам человека в Новосибирской области Нина Шалабаева открыла декаду специальным приемом пожилых граждан. Востребованность таких встреч оказалась настолько высокой, что впервые пришлось вести прием сразу в двух кабинетах, иначе невозможно было бы выслушать всех посетителей. Здесь еще не было случая, чтобы кто-то остался у закрытой двери. Тем более что люди едут из дальних районов. Например, в этот день были посетители из Баганского, Болотнинского, Маслянинского районов области.
Почему они не нашли ответов на свои вопросы или решения своих проблем по месту жительства? Судя по всему, чаще всего срабатывает фактор доверия, расчета на более объективный подход — все это по определению присуще должности уполномоченного по правам человека.
По понятным причинам самой популярной темой обращений остается здравоохранение. Жалобы на отказ в предоставлении льгот на лекарства, медицинского обслуживания чередуются с просьбами об индивидуальном подходе к конкретным проблемам семей.
Так, Нина Дмитриевна Кашина просит помочь приобрести специальное средство передвижения по квартире для своей 102-летней матери. По словам Нины Дмитриевны, ее мама была бригадиром полеводства в родной деревне, пенсия у нее очень маленькая, едва хватает на жизнь. Оставаясь в ясном уме и памяти, бабушка хочет иметь возможность передвигаться хотя бы дома. На это «счастье» и нужно-то всего шесть тысяч рублей, но пенсионерки не могут их собрать.
— Мы не скорая помощь и не обещаем быстро решать проблемы, — отвечает на вопрос обозревателя «Советской Сибири» Нина Шалабаева. — Однако ни одно обращение не остается в столе. Обеспечивая их сопровождение, мы требуем особого внимания к людям преклонного возраста. Ведь очень часто приходится констатировать, что конфликтные ситуации возникают от простого непонимания. Иногда им грешат пенсионеры, требуя льгот, которые не предусмотрены законом. Или нуждаются не в помощи, а в информации, ведь меняется законодательство, объем льгот.
Как иллюстрация к этим словам — история еще одной посетительницы из Новосибирска. Слабовидящая женщина считает, что ей недоплачивают компенсацию по ЖКХ. Называя урезанную, по ее словам, сумму, она на самом деле не отслеживает свои реальные платежи по квитанциям. А ведь с недавних пор компенсация выплачивается из расчета реальных затрат на услуги ЖКХ. Отсюда недоумение у некоторых льготников: раньше они все лето жили на дачах, вообще не пользуясь возможностями благоустроенных квартир, тем не менее получали возмещение за якобы использованную горячую воду.
— Изменение характера льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг установлено законом Новосибирской области еще 6 декабря 2013 года, но до сих пор мы сталкиваемся с непониманием, — констатирует Нина Шалабаева.
Штатные и нештатные помощники уполномоченного по правам человека и сама Нина Шалабаева считают одной из важных составляющих в своей работе именно правовую пропаганду, помощь в получении знаний. Особенно это важно для пожилых, чей круг общения зачастую сужен.
КСТАТИ
В период Декады пожилого человека работает тематическая горячая линия
С 1 по 10 октября работа горячей линии министерства социального развития Новосибирской области посвящена вопросам социального обслуживания и предоставления мер социальной поддержки представителям старшего поколения.
Телефон 8-800-100-00-82 работает ежедневно с 14 до 15 часов в будние дни. Звонок на телефон горячей линии бесплатный с любого телефона, включая мобильный.
ФАКТ
Как сообщает региональное отделение Пенсионного фонда РФ, сегодня около 30 процентов населения области — пенсионеры. Два года назад их было на 25 тысяч меньше. Сегодня одного пенсионера «обеспечивает» 1,16 работающих, еще недавно этот показатель составлял 1,4 человека.
В связи с этим одной из важных задач остается максимальное содействие людям «третьего возраста» в их стремлении оставаться деятельными, активными и трудоспособными.