Птицепад в сезон листопада
Высотные дома со стеклянными фасадами стали проблемой для пернатых
С началом осени участились сообщения в Интернете и в прессе о случаях массовой гибели птиц на территории Новосибирска. В сентябре и октябре, когда наблюдаются осенние миграции, их стаи в какие-то моменты могут оказаться в обстановке, непривычной для негородских пернатых, — в усложняющемся лабиринте многоэтажек, похожем порой на каменный мешок, где далеко не все из них могут правильно ориентироваться. Тем более что фасады современных зданий почти сплошь облицованы стеклянными, а то и зеркальными материалами. Особую проблему в этом смысле для перелетных птиц создает ночное освещение, на которое в последнее время городские власти не скупятся.
Поползни начинают и проигрывают
— Запомнилась история шестилетней давности, когда в центре Новосибирска прохожие замечали и подбирали небольших лесных пташек-поползней в количестве нескольких десятков особей вдоль фасадов домов, — рассказывает орнитолог, кандидат биологических наук Алексей Яновский. — В начале третьей декады августа 2008 года к нам начали поступать звонки жителей Железнодорожного и Центрального районов. Как показал осмотр ветеринарами, все они погибли от механических повреждений при ударе о препятствие в полете.
Пожилая дама, ранее работавшая с орнитологами и разбирающаяся в видовой принадлежности птиц, сообщила специалистам, что однажды она, пройдя по улице Урицкого, насчитала порядка тридцати поползней, разбившихся о зеркальные стены и окна новых или модернизированных зданий. Другие знакомые и незнакомые люди тоже приносили собранные ими трупики поползней. Все осмотренные орнитологами особи были молодыми. Пернатые вылетели из гнезд где-то в окрестных лесах пару месяцев назад и не имели опыта существования в городских условиях, куда ненароком попали в ходе осенних кочевок. Нынче, по прошествии шести лет, в начале сентября дворники и прохожие находили много мертвых поползней на газонах и тротуарах вблизи многоэтажек на Горском жилмассиве. То, что птицы стали так часто разбиваться о здания, становится еще одним свидетельством правоты тех, кто выступает против слишком плотной застройки города многоэтажками.
— Размышляя над тем, почему именно так не повезло поползням, — говорит Алексей Яновский, — я вспомнил о городских стрижах, которых ежегодно в огромном количестве можно увидеть в Новосибирске с конца мая по начало августа. В своем стремительном полете никто из стрижей ведь не разбивается о те же сооружения с зеркальными витражами. Можно предположить, что своими пронзительными криками стрижи как бы подвергают пространство по курсу полета своеобразной эхолокации и своевременно избегают столкновений с препятствиями. По-видимому, стрижи при этом доверяют своему слуху гораздо больше, чем зрению, и ловко маневрируют от предательства иллюзорных картин «зазеркалья».
Тайна гибели пернатых
Эхолокация у птиц известна орнитологам давно. Как было выяснено специальными исследованиями, дикие гуси кричат в ночном небе не всегда от избытка чувств или ради коммуникации с сородичами. Гуси как бы зондируют пространство своим отрывистым гоготанием и по отраженным от скал, горных вершин или иных препятствий звукам имеют представление о том, куда им лететь опасно. По словам Алексея Яновского, практически не разбиваются о стекла обычные обитатели городов и пригородов — большие синицы. Тогда как их ближайшие родственницы, синицы-московки, нынешней осенью стали объектами пристального внимания новосибирцев, так как в середине сентября их, разбившихся о препятствия, в массовом порядке стали подбирать дворники и прохожие в разных частях города.
— Обходя высотку, где проживаю, — продолжает новосибирский орнитолог, — по пути на автобусную остановку утром на прошлой неделе увидел под ногами сразу четырех синиц-московок, только что упавших после удара о застекленную лоджию на верхнем этаже. От очень похожих на них синиц-гаичек, как видно на снимке кинооператора Игоря Волошина, московки отличаются белым пятном на затылке, полным окаймлением белых щек черной полосой и слегка выемчатым, а не закругленным хвостом.
В последние выходные сентября в самом Новосибирске и его окрестностях то и дело можно было видеть рассредоточенные стаи дроздов-рябинников, не спеша перелетавших в южном и юго-западном направлениях. И снова участились сообщения о гибели уже этих птиц из-за столкновений с препятствиями.
Новая проблема?
В масштабе всей Земли гибель различных птиц из-за столкновений с препятствиями оценивается специалистами в миллионы особей ежегодно. Если раньше смертельными для многих пернатых преградами считались в основном башни маяков, линии электропередач и телевизионные вышки, то в последние годы список наиболее опасных для птиц объектов быстро увеличивается. Это и вышки сотовой связи, и ветряные электрогенераторы, и почти сплошь застекленные, примыкающие друг к другу многоэтажки и тому подобное.
— В Новосибирске новым особо опасным для пернатых объектом стал Бугринский мост. Густая сеть его тросов превратила это безусловно важное и оригинальное с технической точки зрения сооружение в ловушку для птиц, — рассказывает Алексей Яновский. — Заградительные противошумовые заборы, изготовленные из блестящих материалов с застекленной продольной полосой, которые возведены на подъездах и на дамбе Бугринского моста, еще более усугубляют ситуацию с гибелью птиц.
По мнению специалистов, эту проблему руководству города и области вряд ли удастся проигнорировать. Орнитологи уверены, что необходимо предпринять ряд шагов по минимизации негативных последствий при возведении подобных сооружений для экологического благополучия в пойме Оби.