USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Константин КУРЛЕНЯ: «От мастера — к ученику…»

Татьяна ШИПИЛОВА
Фото Аркадия УВАРОВА
Фото Аркадия УВАРОВА

В стенах этого респектабельного здания на улице Советской, построенного в начале 20-х по проекту знаменитого архитектора Крячкова, где с 1956 года располагается Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки, всегда многолюдье, музыкальное многоголосье и творческое бурление.

Наш разговор с ректором НГК, доктором искусствоведения, профессором Константином Михайловичем КУРЛЕНЕЙ происходил накануне двух значимых в культурной жизни города и России событий: памятных мероприятий, а также открытия в консерватории мемориальной доски к 90-летию маэстро А.М. Каца и проведения здесь первых двух туров Всероссийского музыкального конкурса (по Сибирскому федеральному округу) в номинации «Академическое пение». Оказалось, на фоне непростого и специфического учебного процесса в таком событийном ритме Новосибирская консерватория живет всегда…

«И это не конец списка»
— Константин Михайлович, торжества в честь 90-летия Арнольда Михайловича в нашем городе вылились в настоящие Кацевские дни, и консерватория не менее филармонии провела встреч, мероприятий, концертов. Почему?

— Ответ лежит на поверхности: Арнольд Михайлович многие годы был профессором Новосибирской консерватории, где воспитал плеяду выдающихся дирижеров. Поэтому мы не могли не откликнуться на празднование его 90-летия и не внести свой вклад в сохранение памяти об этом великом человеке, а значит, и в развитие основ преподавания этого непростого — дирижерского — дела, которое он в Новосибирской консерватории заложил.

Арнольд Михайлович — выпускник Ленинградской консерватории. Он ученик знаменитого Мусина. И вот эти традиции, еще петербургские, потом ленинградские, здесь, на сибирской земле, в нашей консерватории, проросли. Мы эти традиции очень ценим, очень бережно храним и стремимся развивать. Поэтому наше отношение к этому событию самое трепетное и самое уважительное.

Традиция устанавливать здесь, в нашем здании, выдающимся педагогам консерватории памятные доски имеет очень давние корни. У нас есть доска, посвященная Арканову, Мясниковой, Мурову, Брагинскому, теперь — Кацу. И это не конец списка, как вы понимаете. Подобного рода вещи будут случаться время от времени и в дальнейшем.

Вообще, все, что связано с этими памятными знаками о наших профессорах, понимаете, это очень важная, хотя, может быть, на первый взгляд незаметная вещь. Когда бываешь в наших исторических консерваториях — московской, петербургской, там подобного рода знаки всюду. И когда студенты в этой атмосфере годами живут, воспитываются, взрослеют, становятся творческими деятелями, это, безусловно, накладывает отпечаток на весь процесс воспитания и формирования личности.

Эпоха Каца
— Вы сами застали эпоху Каца в консерватории?

— Застал.

— И что это было?

Это, действительно, была эпоха, а не так, что вот метеоритом пролетел, блеснул — и все… А первые впечатления об Арнольде Михайловиче я получил еще в детском возрасте, когда меня, ученика музыкальной школы, впервые привели в филармонию. Я впервые увидел оркестр, дирижера, почувствовал, как это здорово, какое колоссальное эмоциональное воздействие это оставляет в сердцах слушателей.

Потом в консерватории мы неоднократно пересекались с Арнольдом Михайловичем по самым разным поводам. Очень хорошо помню все, что было связано с его деятельностью, с его отношением к студентам, с отношением студентов к нему. Словом, достаточно длительная у меня была пора, когда судьба давала такую возможность — общаться с Кацем.

Самое главное — это, конечно, его выступления. И со студенческим оркестром, и с оркестром симфоническим. Это незабываемые периоды жизни и счастливые мгновения. Арнольд Михайлович играл очень много новой современной музыки. Был период, когда сюда несколько раз с концертами и мастер-классами, как сейчас говорят, тогда — просто с уроками и беседами — приезжал ленинградский композитор Борис Тищенко. У меня остался в памяти премьерный показ концерта Тищенко для арфы здесь вот, под его руководством. Одного из труднейших концертов для этого инструмента и по-настоящему интересного сочинения.

Знаете, когда музыка идет от сердца, как бы сложно она ни была написана, она доходит до слушателя… Ну и, конечно, я не могу забыть, видимо, это был один из последних концертов Каца, когда он исполнял Десятую симфонию Шостаковича, с которой, собственно говоря, его карьера в Новосибирской филармонии и начиналась.

— Вообще, музыка — это сплошная традиция, не так ли? Это ее основа, ведь преемственность в музыкальном искусстве крайне важна?

— Конечно, преемственность для нас подчас важнее каких-то резких всплесков новаторства. Собственно говоря, художественные вузы и существуют в первую очередь для того, чтобы сохранить традицию. Но, поскольку сохранение любой традиции подразумевает, что она остается живой, она не может быть сохранена в виде музейного экспоната, это не мумия. Поэтому развитие традиции, безусловно, тоже входит в наши задачи. Хотя приращение подлинно новаторского в искусстве происходит не такими быстрыми темпами, как в техническом прогрессе, например.

Возвращаясь к Арнольду Михайловичу. Развитие традиции в художественном образовании всегда связано с мощью и обаянием личности. Потому что в искусстве, помимо непреложных законов (такие, кстати, тоже есть), все-таки огромную роль играет индивидуальное своеобразие человека, педагога, масштаб его мышления, идеи, которые он вкладывает в головы своих учеников. В этом смысле образовательный процесс в художественном вузе, конечно, мало отличается — по сути, а не по форме, подчеркиваю, — от всего того, что было в консерватории девятнадцатого века, от всего, что было раньше.

В этом процессе сохранился один главный принцип — искусство передается от мастера ученику, пока тот сам не станет мастером. Все, что связано с другими аспектами, такими как университетская оболочка образования, тоже, конечно, безо всякого сомнения, важно. Но главное все-таки — это воспитание мастера в ходе индивидуальной работы с подмастерьем.

Это сохранилось в художественном образовании в России, может быть, даже больше, чем в других странах. И это, безусловно, является непреходящей ценностью, которую нельзя измерить в рублях. Понимаете, когда возникают попытки реформировать образование в сторону его удешевления под тем предлогом, что «зачем вы каждому что-то объясняете, ведь они играют, в общем-то, одни и те же произведения?..»

— Страшная формулировка...

— «…Вы уж лучше соберите их в кучу и всем одновременно рассказывайте». Вот из такого рода рационализации так называемого эффективного менеджмента не получается, всегда получается лишь развал ранее большим трудом созданного.

Доброе имя вуза
— По решению федерального центра, насколько я знаю, российским консерваториям, в их числе и новосибирской, будет возвращено их историческое имя — из титула уйдет появившееся на рубеже 2000-х слово «академия». Как вы к этому относитесь и что от этого изменится?

— Отношусь к этому, безусловно, положительно. У французов есть очень хорошая поговорка: «Любое имя можно прославить». Наша консерватория прославила себя под именем Новосибирской государственной консерватории имени Михаила Ивановича Глинки. Поэтому считаю, что она с гордостью должна и дальше нести это имя.

Что касается этапа изменения названия различных вузов, то он был связан как раз с периодом реформирования системы во второй половине девяностых — начале двухтысячных. Этот процесс был обусловлен тем, что тогдашнее законодательство об образовании стремилось классифицировать вузы по каким-то, как казалось, юридически прозрачным и понятным принципам. Например, если вуз реализует одно направление подготовки, то это институт, если до пяти — это академия, а если свыше пяти, то это университет...

Плюс к тому в логику реформирования того периода входило стремление открыть все двери для частной инициативы: стали появляться всякого рода частные вузы, которые надо было каким-то образом вписать в сложившуюся систему. Но любому сведущему в этой сфере человеку очевидно: от того, как вуз называется, качество подготовки специалистов само по себе не повысится и не понизится. И сегодня новый закон об образовании этот здравый смысл системе возвращает.

Ведь наименование, уставы, юридическое обозначение в Едином реестре юридических лиц, в налоговой службе — это, скажем так, юридический статус. Содержательная сторона высшего образования все-таки определяется качеством профессуры, наличием материальной базы и, главное, наличием глубоких фундаментальных традиций. Все это вместе и дает качество образования.
Еще раз подчеркну, это сильно отличает новое законодательство от предыдущего. Потому что тогда, в конце 90-х, у многих пришедших к рулю людей сложилось этакое представление неофитов о том, что «наладить образовательную систему» можно хоть в тундре. Завезите туда учебные корпуса, посадите в них профессоров, доцентов и докторов наук, приведите выпускников школ, и прямо с колес вы будете получать таких же инженеров, как в любой другой точке планеты, включая самые титулованные вузы. Но на самом деле так нигде никогда не происходило и не происходит.

Планы и манёвры
— Есть опасение, которое иногда высказывают в связи с возвращением исторических названий: не изменится ли от этого статус вуза, а следовательно, финансирование, государственное задание и прочее?

— Ответственно заявляю, что не изменится: мы не потеряем ни в финансах, ни в госзаказе на подготовку специалистов, ни в грантовой поддержке — ни в чем. Потому что сейчас показатели качества подготовки специалистов в соответствии с действующей системой мониторинга и новым законодательством очень тщательно контролируются совершенно другими механизмами, и уж на название эти механизмы вообще никак не реагируют и, поверьте, названия и всякого рода титулов, заслуженных или приписанных, не учитывают.

— Константин Михайлович, если вы не выпадаете ни из какой строчки, ни из какого реестра наших федеральных министерств, как будет обновляться материальная база консерватории? Слышала, что концертный зал строиться будет?

— Да, будет. Мы наконец-то входим в период, который, надеюсь, продлится некоторое количество лет и будет богат на давно ожидаемые нами события. В этом году мы получили необходимое финансирование для подготовки проектно-сметной документации с целью реставрации и ремонта всего крыла пристройки, в котором находится большой концертный зал. Это и фойе на всех трех этажах, это и сам концертный зал, и помещение под сценой, это и помещения, которые находятся ниже — библиотека, читальный зал. Все это подлежит ремонту и реставрации. Очень надеюсь, что со следующего года мы уже сможем спокойно и планово заниматься этой работой.

Вообще, задача, которая перед нами стоит и под которую мне бы очень хотелось получить поддержку в федеральном и областном министерствах, такова: нам надо за один финансовый год решить все вопросы по реконструкции и ведению строительных работ в этом крыле нашего учебного корпуса. Потому что выведение из оборота большого концертного зала — это значительный ущерб и для учебного процесса, и для города, так как в этом зале играется огромное количество концертов для всего Новосибирска.

Это проблема города, это проблема имиджа области, наконец. Сюда приезжает огромное количество людей как со всей России, так и из-за рубежа. Будем надеяться, что все, что мы тут запланировали, нам удастся воплотить.

— Какие-то площадки для маневра у вас есть?

— Во-первых, мы стараемся сделать так, чтобы ремонт большого зала на наших творческих планах отразился как можно безболезненней. Так, у нас сложилась уже многолетняя практика совместной постановки оперных спектаклей в оперном театре. Есть очень плодотворное взаимодействие и с филармонией, и с различными другими организациями, которые располагают какими-то залами.

Мы провели реставрацию собственного конференц-зала, поддерживаем в хорошем состоянии малый зал. В общем, постараемся сделать все, чтобы свести к минимуму те очевидные потери, которые возникают в связи с тем, что мы на какое-то время лишимся возможности работать с большим залом.

Музыка нон-стоп

— Что интересного до реставрации новосибирцы еще услышат-увидят?

— Совсем недавно при поддержке федерального министерства культуры прошли концерты и мастер-классы знаменитых музыкантов в рамках проекта «Молодым талантам России». Двадцать шестого сентября начинается второй Всероссийский музыкальный конкурс. В течение нескольких месяцев будут проходить мероприятия, посвященные году Свиридова.

Весной предстоят два грандиозных проекта. Это Международный фестиваль современной музыки «Сибирские сезоны», который вот уже четвертый год делается практически полностью студентами, аспирантами, выпускниками и молодыми педагогами Новосибирской консерватории. И, конечно, традиционный Международный конкурс юных скрипачей, путеводной звездой которого вот уже на протяжении многих лет является наш прославленный педагог профессор Захар Брон.

Совместно с оперным театром при поддержке федеральных ведомств мы планируем провести фестиваль студенческих оперных спектаклей российских консерваторий, в котором мы будем участвовать и показывать два или три спектакля.

БЛИЦОПРОС
— Музыковедческое образование, знание гармонии, сложных сочетаний всего и вся, скажем так, помогает вам в вашей административной деятельности? Или это разные вещи?

— В основе любой деятельности лежит логика и здравый смысл. Знание законов гармонии и художественного творчества добавляет жизненного опыта и понимания логики процессов. Поэтому, наверное, да.

— У вас есть любимое музыкальное произведение или это огромная область музыки?

— Это огромная область музыки, поэтому я бы, конечно, не стал бы выделять какого-то отдельного автора или отдельного композитора. Но в моем классе сфера интересов, в основном, все-таки сконцентрирована на музыке современной или актуальной в современности.

— Хоть одного автора назовите, пожалуйста!

— Из современной музыки ребята в моем классе защитили диссертации по произведениям Карлхайнца Штокхаузена, Яниса Ксенакиса, Стива Райха. И с другой стороны — немецкий романтик Йоханнес Брамс. Первая работа в России по квартетному творчеству Брамса, первый полный анализ всех квартетов Брамса был сделан у меня в классе. Сейчас, кстати, автор этой работы заведует кафедрой теории музыки.

У меня в классе была работа по музыке нововенцев, была работа по истории сибирского джаза, работа по современным видам нотной записи. Сейчас у меня аспиранты работают над двумя актуальными темами. Одна связана с различными четвертитоновыми явлениями в современной музыке, например, с творчеством французских спектралистов. А вторая — это современная интерпретация гармоний позднего Ференца Листа.

— Самое большое художественное, эмоциональное впечатление за последнее время в сфере других искусств?

— Фрески и мозаики в монастыре Хора в Стамбуле. Это раннее христианство, православие. К чести мусульман, они сохранили этот памятник в идеальном состоянии. Несмотря на то что это мечеть, но все, что там было сделано в технике мозаики и живописной фрески, все сохранено и доступ туда тоже сохранен.

Другое, очень сильное впечатление — то, что смогли сделать наши ребята на последнем фестивале «Сибирские сезоны». Это был высочайший профессиональный уровень, хотя, понимаю, что с точки зрения восприятия или, точнее говоря, приятия этого искусства, здесь далеко не все однозначно и бесспорно.