«Автосанитары» ждут поддержки
Новосибирские автодилеры включились в Федеральную программу утилизации автомобилей, но пока на свой страх и риск
В августе текущего года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил, что программа автоутилизации, успешно обкатанная в 2010 — 2011 годах, возобновится вновь, правда, всего на четыре месяца — с сентября по конец декабря 2014-го. По задумке Правительства, за это время россияне должны будут избавится примерно от 170 тысяч единиц автохлама и вдохнуть жизнь в автокомпании, производящие авто на территории нашей страны. По данным аналитиков, российский авторынок пребывает в затяжной полосе спада продаж, и возрождение программы должно было дать кратковременный, но ощутимый экономический эффект.
Гладко было на бумаге
По сути никаких существенных различий с прошлой программой утилизации не наблюдалось, Правительство даже сумму на это запланировало схожую — порядка 11 миллиардов рублей. По-прежнему любой владелец старого автомобиля может принять участие в программе и обменять свою машину на денежный сертификат номиналом 50 тысяч рублей, который можно использовать для приобретения нового авто. Единственное, к списку добавились еще и юридические лица, а также коммерческий и грузовой транспорт, который тоже разрешили сдавать в утиль. Послаблением стало то, что снизился предельный период владения, после которого можно участвовать в программе, — с года до полугода. В остальном все предполагалось как прежде.
Но прошла первая декада сентября, и начали раздаваться тревожные сигналы. В Правительстве России стали говорить, что программа запущена, но механизмы ее обеспечения, в том числе финансовые, пока отсутствуют. Дилерам, «утилизаторам» и владельцам старых авто предложили начать участвовать в программе под дальнейшие гарантии государства. Многие откликнулись, потому что лучше делать хоть что-то, чем вообще ничего. Включились в этот процесс и новосибирские дилеры автопроизводителей. Но, как они откровенно сказали в студии ГТРК «Новосибирск», до конца не понимая, на каких условиях. Впрочем, лед тронулся, а значит, есть о чем поговорить.
Кто останется в выгоде?
Вопрос не праздный, потому что за четыре года очень многое изменилось. Тогда рынок восстанавливался после кризиса 2008 — 2009 годов, он рос не только от нижних границ падения продаж, но постепенно достиг и уровня «жирных» предкризисных лет. Сейчас программа стартует на фоне серьезного спада, и уже не все зависит от производителей, продавцов и государства.
— Хочется быть оптимистами, — сказал коммерческий директор компании «Сибтрансавто-Новосибирск» Андрей Назаренко, — но среднероссийский спад продаж сейчас составляет 12 процентов, это слишком много. Если программа поднимет этот показатель хотя бы на 2 — 3 процента, то ее можно будет признать удачной. Правда, в общеэкономической ситуации люди все осторожнее решаются на дорогостоящие приобретения, и 50 тысяч рублей, наверное, не та сумма, которая многих заставит изменить мнение.
По мнению российских аналитиков авторынка, у программы утилизации — 2014 сохранились все те же недостатки, которые отмечались в прошлый раз. Большинство автомобилистов вполне логично рассчитывали, что за 3 — 4 года размер скидки увеличится хотя бы на уровень официальной инфляции, но этого не произошло. Кроме того, программа по сути не совмещена с выгодными кредитными предложениями, что ставит под вопрос ее эффективность для большинства граждан.
Впрочем, главным минусом является не это. Дело в том, что изучение предложений автосалонов показывает: дилеры сами делают весьма серьезные скидки на автомобили. Как правило, сезон скидок стартует в конце лета и действует до конца весны следующего года, причем размер акционных предложений постоянно возрастает. Связанно это с тем, что к концу года дилеры стремятся освободить склады от «залежавшихся» прошлогодних авто. Для рядового автомобилиста проще немного подождать и приобрести желаемый авто с дилерской скидкой, которая зачастую превышает программные 50 тысяч рублей.
Но стоит признать, что далеко не всегда аналитические выкладки совпадают с реальностью. Эффективность программы можно будет оценить только в конце. Компания «Автомир-Новосибирск» начала принимать старые авто по трейд-ин, «Автоцентр на Хилокской» создает очередь на прием, но пока не принимает. Значит, люди все-таки идут и сдают старые авто.
— Пока немного, но идут, — отметил директор автосалона «Автоцентр на Хилокской» Юрий Назин. — Одно очевидно, что если программа хочет быть успешной, ее нужно продлевать: до декабря вряд ли хватит времени, тем более что сентябрь уже заканчивается.
— Мы пока берем автомобили на трейд-ин, фактически становясь их собственниками, — добавил гендиректор компании «Автомир-Новосибирск» Дмитрий Канаев. — По трейд-ин, правда, владельцы получают не 50, а 40 тысяч, но у них есть другие преимущества. Мы же в свою очередь берем на себя обязательства сдать принятые машины на утилизацию, когда появится правовое поле для этих действий. Пока утилизационных сертификатов, по которым мы могли бы давать людям 50 тысяч рублей, нет. Ждем и надеемся на лучшее.
Принцип системы трейд-ин, которым сейчас активно пользуются дилеры не только в нашем регионе, весьма прост: вы отдаете автосалону свой старый автомобиль, который проходит диагностику и оценку стоимости, выбираете новый, доплачиваете необходимую сумму и уезжаете на новом авто уже в этот же день. Все хлопоты по снятию с учета старого авто салон берет на себя. То есть каждая единица автохлама, принятая по трейд-ин, равняется новой проданной машине. Но вопрос по утилизации старых авто для салонов пока действительно открыт.
Этот вопрос действительно краеугольный во всей программе, в конце концов тогда бы она называлась программой сбора и обмена старых авто. В 2010 — 2011 годах в Новосибирске четыре компании принимали участие в утилизации, а сейчас никто официально не аккредитован. Буксует принятие нормативных актов на федеральном уровне, что и отражается на регионах. Впрочем, механизм был обкатан, поэтому утилизаторы надеются, что эта заминка скоро закончится.
— Автосалоны могут хотя бы использовать трейд-ин либо попросить людей занимать очередь, а мы вынуждены просто ждать, — говорит гендиректор ЗАО «Авторециклинг» Дмитрий Орешкин. — Появятся официальные механизмы — начнем принимать на переработку.
Кстати, по программе 2014 года на компенсационные выплаты дилерам предполагается 10 миллиардов рублей, а утилизаторам — миллиард. Деньги немалые, но когда они дойдут до регионов — тот еще вопрос. Но главное — ни в прошлой, ни в нынешней программе так и не решен главный вопрос: организация нормального рециклинга — глубокой переработки автомобилей, которые, помимо металла, с которым управляются неплохо, состоят еще из очень многих запчастей из пластика, тканей, стекла, дерева, резины... Зачастую многие из этих деталей просто отправляются на свалку. По результатам прошлой программы планировалось составить проект концепции создания в России системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств. Однако существенных результатов это не принесло: до сих пор в стране чуть более десятка современных центров по разборке отслуживших автомобилей, а остальные (к прошлой программе было допущено 176 компаний-утилизаторов) — мелкие предприятия. Правительство рассчитывало, что малый бизнес и возьмет на себя переработку остальных отходов, но этого не произошло. В России из отходов, что выбрасываются, возвращается к жизни только около половины процента.
Как бы то ни было, программа потихоньку движется, о ней говорят, пишут, так что втихую ее все равно не свернут. А заминка на старте — привычное российское явление: долго запрягаем, а потом быстро едем. Хочется верить, что многие поедут уже на новых машинах.
СПРАВКА
В январе — сентябре 2010 года в России было реализовано 1,32 миллиона легковых и легких коммерческих автомобилей, из которых около 175 тысяч продано по программе утилизации. Восемьдесят процентов пришлось на продукцию АвтоВАЗа. В апреле 2010 года, через полтора месяца после старта проекта, в день выдавалось по 2 — 3 тысячи утилизационных свидетельств. Высокий спрос на недорогие автомобили, участвующие в программе утилизации, даже привел к их дефициту: очереди в автосалонах составляли до нескольких месяцев. По итогам всего 2010 года рост продаж легковых автомобилей в России составил 30 процентов.