USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Космос Арнольда Каца

Татьяна ШИПИЛОВА
Слева направо: маэстро Гинтарас Ринкявичус, директор филармонического симфонического оркестра Лев Крокушанский,  главные приглашенные дирижеры оркестра Фабио Мастранжело  и Томас Зандерлинг. Фото Натальи КУЗНЕЦОВОЙ
Слева направо: маэстро Гинтарас Ринкявичус, директор филармонического симфонического оркестра Лев Крокушанский, главные приглашенные дирижеры оркестра Фабио Мастранжело и Томас Зандерлинг. Фото Натальи КУЗНЕЦОВОЙ

Главными на вечере, посвященном 90-летию маэстро Арнольда Михайловича Каца, конечно, были музыка и его симфонический оркестр, который во всем мире называют оркестром Каца или Новосибирским симфоническим, подразумевая то же самое: это оркестр, созданный и выпестованный прославленным маэстро. Новый концертный зал, в котором проходило торжество, Арнольд Михайлович, к сожалению, воочию не увидел, он появился спустя шесть лет после кончины дирижера.

— Он очень о нем мечтал, и это самый лучший подарок к юбилею маэстро, — говорит нынешний художественный руководитель и главный дирижер Новосибирского симфонического оркестра Гинтарас Ринкявичус. Кстати, выбирали преемника Каца музыканты: нелегко справляясь с утратой, они сами назвали имя маэстро из Литвы, который прежде выступал с коллективом и, по мнению артистов, смог бы на высоком уровне продолжить дело дорогого им человека и дирижера. К счастью, так и случилось.

Звучала в этот вечер музыка Вагнера, Равеля, Сен-Санса и Рахманинова. За пульт по очереди вставали Томас Зандерлинг, Фабио Мастранжело (главные приглашенные дирижеры оркестра) и Гинтарас Ринкявичус. Кроме музыкальных приношений памяти великого маэстро, все они, а также молодая, всемирно известная скрипачка Алена Баева, покорившая новосибирцев виртуозным и изысканным по краскам исполнением интродукции и рондо каприччиозо  Сен-Санса и «Цыганки» Равеля, поделились с публикой своими воспоминаниями и мыслями о Каце.

Томас Зандерлинг подчеркнул, что именно этот выдающийся человек и музыкант вывел Новосибирск на мировую музыкальную орбиту, придал новый импульс развитию нашего города как центра культурного притяжения для многих людей искусства. Гинтарас Ринкявичус, поясняя, почему в программе концерта заявлена Вторая симфония Сергея Рахманинова, развил космическую тему:
— Один журналист задал Арнольду Михайловичу очень «умный» вопрос: «Если бы можно было взять с собой в космос две партитуры, что бы вы выбрали?» Каца вопрос, конечно, удивил, однако после раздумья он ответил, что взял бы ноты Второй симфонии Рахманинова и Восьмой Шостаковича…

…Звучала музыка, звучали благодарные аплодисменты, звучал — в самом начале этой волнующей встречи новосибирцев с большим искусством — голос самого Маэстро. Он говорил, словно размышляя наедине с собой, в своем внутреннем космосе, о миссии дирижера. «Никто не знает, — сказал он. И еще раз повторил: — Никто не знает…» Речь шла о том, каким должен быть истинный путь музыканта — как можно более ярко и полно выразить себя в музыке или отдать всего себя выражению композиторского замысла, самой музыки…
Он выбрал свой путь в искусстве и подарил нам целый мир.