Мегаполис пубертатного периода
Ново-сибиряки живут каждый под своим зонтиком, удивляя дизайнеров и модельеров
Что такое сибирский стиль? Умеют ли жители нашего региона одеваться красиво и оригинально, к месту и по случаю?
В старинном особняке в английском коктейль-баре Twiggy знатоки моды собрались «для поговорить»: поразмышлять о капризах моды, женской красоте и традициях мегаполиса.
Непарадный портрет
Прежде всего участники дискуссии условились, что одежда для них — понятие философское. Выразительное средство, с помощью которого личность презентует себя в городском пространстве как самостоятельную кодовую единицу. Правда, далеко не каждому из нас хватает умения одеваться просто и со вкусом.
Что представляет собой коллективный портрет Новосибирска? Резюмируя летние впечатления, мастера-модельеры отметили, что облик горожан крайне эклектичен. Зачастую — прямо-таки чудовищен! Фантастическое зрелище представляют собой женщины в «стриптизерских» туфлях, мужчины, дефилирующие в ярких трусах, как будто не вполне вернувшиеся из отпусков и бредущие по Красному проспекту в поисках океана.
— Такое ощущение, что Новосибирск начал ездить по разным странам, увидел Европу и Азию, а когда возвратился, забыл переодеться, — делится впечатлениями Лада Юрченко, директор Института регионального маркетинга и креативных индустрий. — У меня самой была ситуация: приехав из Таиланда, мой шестилетний ребенок попробовал надеть тайские шорты в Новосибирске. Пришлось поставить его перед зеркалом и спросить: «Ты кто?» — «Ну там же все так ходят». — «Сын! Это там, а мы с тобой — здесь и сейчас». Когда наблюдаешь за жизнью города, хочется поинтересоваться: кто все эти ново-сибиряки, одетые на тайский манер? Какое заявление миру они хотят сделать своим внешним обликом?
Типичная ошибка горожан — неумение подбирать одежду ко времени и по ситуации. Собираясь, например, в оперу, следовало бы предпочесть джинсам классические брюки, отправляясь на свидание — выяснить, как будет одета твоя «вторая половинка»: все-таки вечернее платье барышни и спортивные шорты кавалера — дичайшее сочетание.
— Мы сами создали для себя вязкое пространство, которое очень сложно продавить,— считает дизайнер Ольга Бузыцкая. — Равнодушие, нелюбопытство, каждый под своим зонтиком — эти настроения привели к тому, что город не имеет своего лица. Меня удивляет поколение женщин, которым за тридцать, — этот бежевый оттенок, стремление соответствовать стандартам. Удивляет зажатость молодых людей, хотя, казалось бы, для юности так естественно взрывать пространство.
Может, пора уже устроить в Новосибирске флешмоб? Объявить день без черного цвета или день без брюк, добавив тем самым красок в межсезонную серость?
Дресс-код: попытка расшифровки
Почему некоторые фирмы с упорством навязывают дресс- код своим сотрудникам? Неужели руководство и впрямь считает, что, преобразившись снаружи, подчиненные похорошеют внутри?
Собравшиеся в Twiggy модницы вспомнили расхожую теорию о том, что дресс-код навязан обществу мужчинами: мол, именно сильный пол правит бал в деловой среде и заставляет бизнесвумен упаковываться наглухо, чтобы не мешали работать. С другой стороны, в определенных кругах дресс-код уже успел пустить глубокие корни.
Представим такую картину. Седовласый дедушка приходит в швейцарский банк, чтобы оформить наследство на внучку, и посетителей встречает клерк — синий костюм, темные туфли. Повзрослев, девушка изъявляет желание снять деньги со счета и в банке видит того же самого клерка в темно-синей форме — элегантного, учтивого, сосредоточенного. Годы спустя, когда она вновь приходит в банк уже в сопровождении детей и внуков, ее глазам предстает та же самая картина… Чем в данном случае является консерватизм костюма? Правильно. Подтверждением надежности.
Спрашивается, стоит ли российским компаниям механически копировать западные традиции? Ведь доказывать надежность и отрабатывать собственный стиль им еще предстоит, а заимствованные приемы выглядят пафосно и вызывают скорее недоверие клиентов, чем наоборот.
Отметив, что культура дресс-кода — предмет серьезных научных исследований, модельеры посоветовали женщинам чаще смотреться в зеркало и спрашивать себя: чего они хотят добиться? Порекомендовали одеваться без оглядки на моду-однодневку, а на собеседовании демонстрировать собранность и деловитость.
— На работу — юбка до колен, небольшое декольте, — инструктирует Ольга Бузыцкая. — Цвет — светлый монохром, освежающий. Главные элементы образа — туфли, прическа, безупречный маникюр.
И уж ни в коем случае не «стриптизерская» обувь и тому подобные дизайнерские изыски, предостерегают знатоки моды.
Семейные саги и спящая генетика
Стиль создается годами. Поэтому мы, новосибирцы, сознательно или бессознательно заимствуем манеры у наших бабушек и дедушек, цитируя былые эпохи в контексте XXI века. Старые фотографии могут многое рассказать и об истоках моды, и об укладе жизни, и о спящей генетике.
«В годы войны моя бабушка жила в Ленинграде, и за все время блокады ее семья так и не продала маленькую серебряную ложечку. Почему? Потому что для моих родных важно было сохранить человеческое достоинство, семейные традиции. И на протяжении многих блокадных месяцев в семье пили чай, точнее, воду, пользуясь этой ложечкой…»
«Моя бабушка тоже из Ленинграда. Помню, она никогда не позволяла себе выйти из дома с ненакрашенными губами, даже если нужно было просто вынести мусорное ведро...»
Воскрешая в памяти семейные саги, дамы попеняли Коко Шанель, которая («в своей шляпке, вся такая утонченная») приезжала в СССР и устраивала фотосессию на фоне работниц-крестьянок — женщин, которым было совершенно не до моды в разрушенной, обескровленной России.
Может, это вообще неуместно и цинично — рассуждать о моде в стране, которую на протяжении всего ХХ века потрясали войны, революции и прочие катаклизмы? Ведь даже в самые стабильные времена россияне страдали от дефицита, дороговизны, а законодателем стиля в Новосибирске был, как известно, не Дом моды, а мутная стихия барахолки. Но, с другой стороны, разве истории наших бабушек не говорят о том, что женщина хочет оставаться женщиной во все времена, при любых войнах и политических режимах, в любом возрасте?
Что ж, быть красавицей в двадцать лет просто и легко. Быть красавицей в шестьдесят — удел женщин утонченных, чувственно-интеллектуальных. Женщин, которые поняли, что смена времен года — это новые образы, кайф и драйв, а не тревожное ожидание, что дальше будет только хуже.
В завершение разговора представители сибирского бомонда призвали граждан не загрязнять эгрегор, не носить «скукоту» и принимать город таким, каков он есть, — как пространство, в котором можно созидать, творить и совершать «глубокие вещи».
…Выплывая из мерцающих сумерек Twiggy на Красный проспект, такой шумный, обыденно эклектичный, автор этих строк почувствовал, что готов согласиться практически со всем услышанным, и тем не менее... Да, краса ногтей, каблуков, локонов — страшная сила, но хотя бы теперь, напоследок, замолвим слово о главном. Вспомним, что внутреннее содержание все-таки важней эффектной упаковки. Что гламурный фантик едва ли обрадует, если конфетка не ахти.