USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Три таланта Арнольда Каца

Алексей КОЖЕМЯКИН
Владимир Михайлович Калужский. Фото Андрея МЕДВЕДЕВА
Владимир Михайлович Калужский. Фото Андрея МЕДВЕДЕВА

Художественный руководитель Новосибирской государственной филармонии рассказал о том, как в нашем городе будет отмечаться 90-летие выдающегося музыканта

Филармония откроет сезон традиционной ярмаркой-презентацией. Как всегда, в занимательной форме на концерте 12 сентября расскажут о самых интересных событиях сезона — 2014/15. А 16 сентября стартует первое из таких событий — цикл мероприятий, посвященных 90-летию дирижера Арнольда Каца, которого по праву можно считать главным организатором и музыкантом в истории самой крупной в стране филармонии. О том, как будут отмечать памятную дату, как в нашем городе намерены актуализировать наследие Каца теперь уже в стенах концертного зала, носящего его имя, нам рассказал художественный руководитель Новосибирской филармонии Владимир КАЛУЖСКИЙ.

Главное — музыка
— Девяностолетие Арнольда Михайловича Каца станет именно празднованием или на этот раз все будет происходить в более сдержанном, академическом стиле?

— С одной стороны, это традиция, которая давно родилась. По-моему, в бытность свою директором филармонии Владимир Григорьевич Миллер воспользовался счастливым совпадением: 18 сентября — день рождения Арнольда Михайловича Каца и начало сезона. И симфонический оркестр на протяжении 25 лет открывал свой сезон в русле этой даты. Ну а дальше это стало чем-то вроде нашего филармонического национального праздника. Воспользоваться нынешней относительно круглой датой мы просто были обязаны. Планируем в рамках 90-летия целый ряд творческих событий. Это выставки — оформление нового вагона-музея в метро, открытие памятной экспозиции в фойе Государственного концертного зала. Будут показаны кинофильмы об Арнольде Михайловиче в рамках фестиваля «Встречи в Сибири». Выпустят диск, подготовленный нашими филармоническими службами. Издана книга, которая сделана по инициативе семьи маэстро. Она включает воспоминания более полутора сотен людей, соображения, рефлексии разного рода, связанные с именем нашего великого дирижера. Но все это вокруг, а в центре, конечно, концертная часть.

— Как она будет выстроена?

— Два концерта 16 и 17 сентября — абонементные. Здесь, как я уже говорил, по традиции будет выступать академический симфонический оркестр под управлением главного дирижера Гинтараса Ринкявичуса вместе с солисткой, скрипачкой Алёной Баевой. Звучать будет музыка, которая связана с деятельностью Арнольда Михайловича, Пятая симфония Шостаковича и Скрипичный концерт Брамса. 18 сентября — основное событие цикла: вечер, посвященный памяти Арнольда Михайловича, где симфонический оркестр — опять главное действующее лицо, и на сцене с ним три наших дирижера — Фабио Мастранжело, Гинтарас Ринкявичус и Томас Зандерлинг.

— Почему именно эти произведения были выбраны открывать сезон и весь цикл мероприятий?

— Пятая симфония Шостаковича еще в советские времена была одним из тех сочинений великого композитора, которые были официально разрешены и наиболее часто исполнялись. Она — одна из первых работ маэстро, связанных с Шостаковичем. Хотя Арнольд Михайлович, например, очень продвигал, скажем, Десятую симфонию Шостаковича, которая появилась как раз в тот период, когда оркестр создавался. Одним словом, Шостакович и Кац — понятия близкие.

Шоу не будет
— Они встречались, были знакомы?

— Еще бы. Шостакович приезжал в Новосибирск несколько раз, поскольку его интересовала судьба композиторской организации, здесь был похоронен его близкий друг, художественный руководитель Ленинградской филармонии Иван Иванович Соллертинский. Такой своеобразной кульминацией этих контактов стало исполнение Тринадцатой симфонии Шостаковича в присутствии автора. В конце 1960-х годов это было важно, значительно, полемично.

— Почему Брамс исполняется здесь в одной программе с Шостаковичем?

— Брамс — один из великих композиторов-романтиков XIX века, который внутренне всегда был близок маэстро, его симфониями — Первой, Второй, Четвертой — он очень часто дирижировал. А скрипачка Алёна Баева, исполняющая с оркестром Скрипичный концерт, одна из последних солисток, которая выступала в концертах с Арнольдом Михайловичем. Так что здесь все сошлось.

— Что каждый из нынешних дирижеров симфонического оркестра выбрал для себя, чтобы исполнить в память об Арнольде Каце?

— Томас Зандерлинг открывает программу исполнением увертюры к вагнеровским «Нюрнбергским майстерзингерам», затем Фабио Мастранжело и Алёна Баева выступят с «Рондо Каприччиозо» Сен-Санса и «Цыганкой» Равеля. Во втором отделении прозвучит Вторая симфония Рахманинова, дирижирует которой Гинтарас Ринкявичус. Это произведения, связанные с симпатиями Арнольда Михайловича. Кроме того, здесь планируется краткое слово каждого из дирижеров — впечатления, воспоминания о маэстро.

— Поскольку 18 сентября все-таки памятная дата, то, возможно, публика увидит и услышит со сцены еще что-то?

— Никаких шоу не будет. Это концерт, академический концерт. Параллельно с этим будут награждаться ветераны оркестра. Но самое главное — музыка. Слушать музыку — то, ради чего приходят в филармонию в первую очередь.

«Помним таким»
— Этим вечером цикл кацевских мероприятий не исчерпывается?

— Дальше будут еще три концерта, посвященные памяти маэстро. 23 и 24 сентября квартет Filarmonica, музыканты которого являются и музыкантами академического симфонического оркестра, исполнит музыку Гайдна, Моцарта и Шостаковича. Программа не претендует на какие-то изыски, здесь просто звучит высокая классика. 24 сентября в кацевском зале — еще один концерт с названием, которое стало слоганом всего цикла мероприятий, посвященных Арнольду Михайловичу, — «Помним таким». В нем выступают два коллектива, которые создал маэстро на базе своего оркестра. Это «Новосибирская камерата» и Концертный духовой оркестр. Кстати, у «Камераты» в этом году юбилейный сезон, им исполняется 20 лет, и у них весь сезон посвящен 90-летию Каца.

— Будет ли на выставках, в книге, на диске что-то о «непарадном» Каце?

— Кац был разным. Парадный — это Кац за дирижерским пультом или принимающий очередную награду. Закулисной жизни здесь тоже достаточно много. Он был экстравертом. Но при всей своей экстравертности был человеком достаточно закрытым, в свою личную жизнь фотографов не пускал.

— Письма, заметки будут?

— Нет. В книге, прежде всего, люди, которые по жизни соприкасались с ним. Да и переписка — жанр, который, по-моему, был ему не свойственен. Он предпочитал междугородний телефон. Письмо требует времени, а этого ему органически не хватало, все было расписано. Когда его спрашивали: «Вы где были?», он отвечал: «В Голландии». «А что видели?» Да ничего он не видел. Он запоминал концертные залы. Он не был типом дирижера-туриста. Их вообще таких мало. Были только его знаменитые путешествия на машине. Была у него еще одна страсть — часы. Он обожал собирать, менять часы, хронометры. Причем речь шла не о какой-нибудь эксклюзивной, винтажной марке — просто часы, которые точно показывают время. Для дирижера время — это очень важно, это не только хронометраж музыки, это репетиции, контакты и прочее.

— Что Кац для вас сегодня?

— Он ассоциируется в первую очередь с уникальностью: сочетание музыкального дарования, организаторского таланта и таланта экономиста. Он умел считать деньги, которые приходили в филармонию, в его оркестр, его музыкантам. Он сумел удержать за счет этого очень многих музыкантов в оркестре, что создавало стабильность в коллективе. Если бы у него были только два последних названных таланта, то публика бы его не любила, хотя любили бы музыканты, уважало бы начальство. Но он был и потрясающе пассионарен, красив за дирижерским пультом, музыкально одарен.

Фотографии статьи
Арнольд Михайлович Кац принимает поздравления, 2004 г. Фото предоставлены Новосибирской филармонией
Маэстро такой молодой... Фото предоставлены Новосибирской филармонией
Музыке предшествует тишина... Фото предоставлены Новосибирской филармонией