Ирина МАНУЙЛОВА: «Труд учителя всегда будет нужен людям»
Какой будет наша школа и ее выпускники в будущем, что сейчас происходит в образовании и стала ли эта сфера деятельности более привлекательной для выпускников педагогических вузов? В преддверии 1 сентября эти вопросы мы задали Ирине Мануйловой, депутату Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации по Новосибирской области, заместителю председателя комитета по образованию.
«Я не хвалю и не ругаю ЕГЭ»
— Ирина Викторовна, тема образования бескрайняя, потому что касается всех. Начнем с того, что у всех на слуху. В этом году многие ребята из Сибири благодаря ЕГЭ смогли поступить в лучшие вузы страны. Пришло время не ругать, а хвалить Единый государственный экзамен?
— Я не отношусь к тем, кто ругает или хвалит ЕГЭ. Считаю, что это инструмент оценки знаний наших выпускников и механизм поступления в высшие учебные заведения, который максимально защищает интересы детей, так как лишен субъективизма оценки. ЕГЭ действительно дает возможность ребятам из глубинки поступить в лучшие вузы страны.
— На ваш взгляд, хорошо или плохо, когда дети из провинции едут в большие города? Ведь происходит, скажем так, отток интеллекта?
— Мне всегда сложно отвечать на этот вопрос. Конечно, хотелось бы, чтобы лучшие выпускники школ оставались учиться в своем регионе. С другой стороны, как педагог я понимаю, что нельзя держать ребенка и не позволять ему расти в том направлении, какое он для себя выбрал. Другой вопрос, что мы можем сделать, чтобы человек захотел вернуться. Пусть он получит образование там, где пожелает, но потом приедет работать на свою родину.
Должны быть не врозь, а вместе
— Мы знаем, что в Новосибирской области на будущий год увеличена квота по инженерно-техническим и естественно-научным специальностям, найдутся ли через несколько лет рабочие места для этих выпускников?
— Эта тема, конечно, непростая. К сожалению, рынок труда и рынок образовательных услуг у нас пока существуют отдельно друг от друга. Работодатель не может грамотно сформировать заказ на будущих специалистов, а вузы не могут его принять. Отлаженного механизма взаимодействия пока нет.
Еще один момент — быстрота происходящих в производственных процессах перемен. Сегодняшние выпускники даже не предполагают, какие знания и какие компетенции им потребуются через пять-шесть лет после окончания вуза на реальном производстве.
Ситуация, о которой я говорю, разумеется, не безнадежна. В новом законе «Об образовании» заложена система, предполагающая участие в образовательном процессе трех сторон, абитуриента, работодателя и образовательного учреждения. Работодатель определяет, какой специалист будет ему нужен, образовательное учреждение берется выполнить этот заказ, а абитуриент обязуется качественно освоить предложенную программу.
— Перейдем от высшего образования к школе обыкновенной. Что нового в этой сфере?
— Проекты модернизации региональной системы общего и дошкольного образования очень многое изменили в этой сфере. МРСО позволила улучшить материально-техническую базу школ, оснастить их хорошим лабораторным и компьютерным оборудованием. Значительно возросла в последние годы скорость школьного Интернета, и благодаря этому мы решили вопрос с дистанционным образованием.
Курсы повышения квалификации прошли все руководители и педагогические работники, что является необходимым условием перехода на работу по новым образовательным стандартам наших общеобразовательных учреждений. Согласно требованиям нового Закона «Об образовании в РФ» учитель имеет право повысить свою квалификацию один раз в три года за счет средств бюджета.
Многое можно рассказать и о проекте модернизации дошкольного образования. На его реализацию также выделяются немалые ресурсы: к примеру, на введение новых мест в дошкольных образовательных учреждениях из федерального бюджета в 2013 году было направлено 59 миллиардов рублей, в 2014-м — 50 миллиардов рублей. При этом Новосибирская область получала по 1,008 миллиарда рублей ежегодно. Такие вложения, разумеется, окажутся заметны: в прошлом году мы ввели более восьми тысяч мест, и я уверена, что к 1 января 2016 года вопрос очередей в детские сады будет закрыт.
Больше залов, больше спорта
— Не секрет, что современные школьники подолгу сидят у компьютера... Предпринимаются ли какие-то меры, чтобы сделать сегодняшнюю среднюю школу более спортивной?
— На самом деле нежелание двигаться действительно наша беда. О необходимости усилить физическую подготовку в школах мы заговорили еще в конце 90-х годов, когда стали менять учебные планы и подняли тему введения третьего часа физкультуры. Ввести этот час во всех школах мы до сих пор не можем по одной простой причине: у нас не хватает спортивных залов и спортивных площадок на базе образовательных учреждений.
Стандартная школа имеет один спортивный зал, и даже при занятиях в две смены три урока физкультуры для всех классов в нем провести невозможно. Самый простой способ решить проблему — вывести детей на свежий воздух, но мы живем в Сибири, а не на юге. Не хватает спортивных залов, а те, что есть, не всегда в отличном состоянии. Поэтому третий час физической культуры в школах нередко проводится как внеурочное занятие фитнесом, ритмикой и так далее.
— Что-нибудь делается сейчас для восстановления, поддержания спортивной инфраструктуры школ?
— Чтобы привести спортивные залы в порядок, в 2014 году был запущен проект по капитальному ремонту и строительству спортивных залов для сельских школ. Результаты уже есть. Так, 31 образовательное учреждение в области отремонтирует свои спортивные залы к первому сентября этого года. Средства для этого уже выделены из федерального бюджета, и в последующие два года этот проект даст возможность отремонтировать еще немало спортивных залов.
Мы сумели привести в порядок учреждения общего образования, теперь то же самое надо будет сделать и в дополнительном образовании. Необходимо восстанавливать материально-техническую базу спортивных школ и готовить кадры для работы в этой сфере. Сейчас у нас не хватает тренерского состава, нет людей, которые занимались бы спортом с детьми, в том числе и в вечернее время на уровне дворовых клубов.
Детям спорт необходим просто для того, чтобы быть здоровыми и свое свободное время проводить не в сомнительной компании, а среди сверстников под руководством тренера — человека, который воспитывает характер и формирует коллектив. Будем надеяться, все задачи, о которых я говорю, будут решены в ближайшее время — это прямое поручение нашего Президента.
Пара слов об имидже педагога
— В прессе проходила информация о том, что разработана программа подготовки педагогических кадров. Что в этой программе, как изменится жизнь педагогов?
— Работа над программой проходила нелегко, и было сломано немало копий. В чем смысл проделанной работы? Мы должны повысить престижность профессии учителя, улучшить условия его жизни и работы, обеспечив необходимые меры социальной поддержки и условия для профессионального роста.
Мы должны разработать для педагога такую программу профессиональной подготовки, чтобы он приходил в школу вооруженный и методикой, и знанием предмета, и набором личностных качеств, которые позволят ему быть лидером среди детей. Это значит, нам надо вернуться к практике открытия в школах педагогических классов, когда мы будущего учителя отбирали среди учеников еще в школе, когда мы культивировали в детях желание служить людям, быть нужными и полезными в обществе.
Заканчивая школу, я без труда могла бы поступить на любую специальность, но желание быть учителем было сформировано во мне задолго до окончания школы, и оно культивировалось, активно поддерживалось моими педагогами. Сейчас, к сожалению, я по пальцам могу пересчитать случаи, когда люди приходят в профильный вуз с убеждением, что педагогика — это их призвание.
— Существует ли какая-то программа по повышению имиджа педагога?
— В августе на Всероссийском молодежном форуме «Селигер» проходила профильная педагогическая смена «Учитель будущего». Там я принимала участие в работе дискуссионной площадки, где мы с молодыми педагогами обсуждали проблему повышения имиджа учителя.
С удовольствием услышала от ребят, что многие их сокурсники, которые после окончания педагогического вуза пренебрегли полученной профессией и ушли в другие сферы, сейчас интересуются, какую зарплату получают учителя, какие они имеют льготы, и некоторые всерьез задумываются о том, чтобы пойти работать в школу.
Я убеждена в том, что педагог — это по-прежнему одна из самых нужных профессий, и сейчас быть учителем и почетно, и выгодно. В настоящее время педагоги законодательно защищены от социальных потрясений.
Дорогие друзья!
Первого сентября мы отмечаем День знаний. Это наш общий, любимый всеми поколениями праздник. Но главными героями дня станут те, кто переступит порог класса, аудитории, чтобы учиться и учить. В этот день для тысяч первоклашек и первокурсников прозвучат первые звонки, для них наступит новый жизненный этап, полный интересных встреч и удивительных открытий. Для старшеклассников-выпускников начнется год, который должен стать для них определяющим при выборе профессии.
Новосибирская область всегда славилась талантливой молодежью и любящими свою профессию учителями, настоящими подвижниками, бесконечно преданными своему делу людьми, которые не только дают воспитанникам знания, но и передают им свой опыт и мудрость, учат их добру и справедливости, толерантности и солидарности, формируют активную гражданскую позицию и ответственность за судьбу своей малой родины и всей страны.
В современном обществе образование становится основой для успешной карьеры и благополучной жизни. Стремительно растущий уровень технологий, развитие наукоемких отраслей, инновационные подходы — все это требует непрерывного обучения и постоянного совершенствования профессиональных навыков.
Благодаря усилиям всех ветвей власти и активной позиции педагогического сообщества в Новосибирской области созданы условия для получения качественного образования: в учебном процессе используются современные информационные технологии, здоровьесберегающие и инновационные проекты, укрепляется материальная база образовательных учреждений, растет уровень профессионализма наших педагогов.
В этот праздничный день желаю всем школьникам и студентам неиссякаемого стремления к новым знаниям, успехов и уверенности в своих силах, родителям — участия и неподдельного интереса к учебе своих детей, а педагогам — профессионального роста и благодарных учеников! С Днем знаний!
Ирина МАНУЙЛОВА, депутат Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации по Новосибирской области, заместитель председателя комитета по образованию
КСТАТИ
Учителя в России раньше представителей многих других профессий выходят на пенсию (после 25 лет непрерывной педагогической деятельности), имеют удлиненный — 56 дней — отпуск во время летних каникул, работающие на селе дополнительно пользуются льготами на оплату коммунальных услуг.
В Новосибирске на протяжении нескольких лет были и иные меры социальной поддержки учителей: компенсация за съемное жилье в размере от 5 до 10 тысяч рублей в месяц, оплата проезда в городском транспорте, возможность материального поощрения по результатам участия в профессиональных конкурсах.
По данным соцопросов, среди всех профессиональных категорий именно педагоги пользуются наибольшим доверием россиян!
ФАКТ
В первом полугодии 2014 года средняя заработная плата педагогов Новосибирской области составила 28 742 рубля, в областном центре она поднялась до 31 716 рублей