USD 101.6143 EUR 105.2512
 

Желудок покажет путь к сердцу Родины

Валентина МАЛЬЦЕВА
Коллаж Михаила ЗАБУГИ
Коллаж Михаила ЗАБУГИ

Тридцать лет патриотизм считали уделом маргиналов, пока жизнь не доказала российской элите, что свою Родину любить выгоднее, чем чужую

Когда наконец новосибирцы дождались открытия «Макдоналдса», авторитет бренда резко пошатнулся. Москва закрыла четыре заведения, в том числе и тот, на церемонии открытия которого гамбургер откушал сам Ельцин.

С тех пор кто бы сомневался, что еда — это большая политика. Теперь по всей стране «откушать» бигмаки планируют строгие контролеры Роспотребнадзора. Интернет-группа «Пищевой патриотизм» затевает новые флешмобы, клеймя химическую продукцию США.

В том, что она химическая, давно знает весь мир. В Швейцарии закрыли «Макдоналдсы» еще два с половиной года назад. Тогда же еврокомиссар по сельскому хозяйству Дачан Чолош принял около 120 заявок от Испании, Германии, Болгарии и ряда других государств с требованием законодательно запретить в их странах вредный фастфуд.

Реклама за местную еду
Новый вид патриотизма вплотную подбирается к зауральским регионам: в Новосибирском метрополитене появилась реклама «за местную еду».

Но есть и другая реакция на санкции Запада:

— Мой знакомый ресторатор возмущен: «Мы столько лет приучали город к изысканным блюдам из заморских продуктов, а теперь я должен кормить клиентов какой-то черепановской свининой?» — этот эпизод, воспроизведенный лидером новосибирского отделения «Справедливой России», депутатом Законодательного собрания НСО Анатолием Кубановым, вызвал целую дискуссию в пресс-клубе Новосибирского союза журналистов.

Депутат считает: «нам везут продукты распада», и удивляется, «откуда это презрение к черепановской свинине», которая в тысячу раз полезнее, чем пресловутые бигмаки и прочий фастфуд.

Патриоты своего тела
Прямая обязанность государства — нести ответственность за безопасность производимых и ввозимых в страну продуктов. Но что оно может сделать с нашим испорченным вкусом: мы так и норовим купить вкусненькое-вредненькое, после чего наступает уже персональная ответственность. По данным продовольственной комиссии ООН и ВОЗ, на первом месте среди покупок — замороженные пельмени, сардельки и котлеты, на втором — колбаса, на третьем — хлеб, на четвертом — сладости.

Эти продукты — лидеры по содержанию жиров, холестерина и жирных кислот, про вред которых не знает только тот, кто не хочет знать, чтобы не расстраиваться.

Здоровое население — здоровая страна. Если ты патриот, крепи здоровье. Из этой идеологемы, видимо, исходил еще полтора года назад руководитель Роспотребнадзора, главный государственный санитарный врач РФ (теперь уже бывший) Геннадий Онищенко: «Мы уповаем на высокую сознательность и пищевой патриотизм наших граждан, которые уже давно отказались от использования «макдоналдсов». Это все-таки экзотическое питание».

Прекрасная эпоха отрезвления
Упованья оставались втуне. А происходило это, по версии Анатолия Кубанова, потому, что еще не наступила прекрасная эпоха отрезвления, когда патриотизм потребовался «на уровне повседневной народно-хозяйственной деятельности».

— Всем туземным элитам (а именно так воспринимают новых буржуа из так называемых развивающихся стран) показывают «морковку» — дочь может учиться в Лондоне, банки обещают преференции, и наши «туземцы» ощутили себя «над народом». Но вот игры закончились, пул олигархов стал невыездным, у них отобрали активы. Если не работаешь на свою страну, значит, работаешь на другую. Это наши элиты поняли лишь после того, как им указали «на место» — частью мировой элиты им никогда не стать.

Депутат Законодательного собрания НСО Игорь Умербаев тоже с упреком и в тот же адрес:

— Отказ от идеологии закреплен в Конституции, а патриотизм воспринимался как маргинальное проявление общественного сознания.

Игорь Умербаев, который возглавляет Новосибирскую общественную организацию ветеранов СОБР, имел немало случаев во время локальных войн убедиться в том, что это не так.

— Патриотизм не декларация идей — это то, что сплачивает все слои населения. Много лет эта идея не пронизывала все общество — оно не было единым, это грозило раздроблением «по интересам»: народ отдельно, крупный бизнес отдельно.

Депутаты уверены: нашу страну «заклятые друзья» поощряли до тех пор, пока мы разрешали ее беззастенчиво грабить. Борьба за ресурсы, которыми богата Россия, влечет только зависть и ненависть со стороны наших врагов. А потому Анатолий Кубанов декларирует необходимость укрепления оборонного сознания. И главная опора его — прикладной патриотизм, т. е. патриотизм дела, а не слова.

Масскульт остается агрессивной средой
Руководитель арт-проектов Аркадий Пасман не уверен, что прикладной патриотизм быстро станет нормой, по двум по крайней мере причинам. Этому препятствует «прививка патриотизма» советских времен, кроме того, масскульт остается агрессивной средой, разъедающей сознание:

— Страшнее телевидения только Интернет, в котором размещены рецепты бифштексов из человеческого мяса.

Ну, в самом деле — не черепановскую же свинину рекламировать?!

Но еще страшнее то, что лучшие силы ведущих брошены на шоу ЕДЫ с больших букв. Притом что ингредиенты «звездных» рецептов содержат, как правило, рекламу никчемных завозных деликатесов.

Сначала блага, затем любовь к Отечеству
Так и слышу ветеранский вздох: дожили! Еда стала мерилом патриотизма!

А уже не стыдно нам. А чтобы уж совсем стало не стыдно, вспомним учение безусловного авторитета — Карамзина.

Николай Михайлович уповал не на то, что любовь к Отечеству имманентно присуща, «врождена человеку», а на любовь к собственному благу. Сначала это, а уже потом она «производит любовь к Отечеству». Связывая понятие патриотизма с личным благополучием, знаменитый историк не мог претендовать на популярность этой логики в советские времена.

После того как вырос целый класс тех, кто имеет возможность жить в любой стране мира, обеспечивая комфорт себе и своим детям, патриотизм окончательно вышел из моды. Однако нынешняя верховная власть сначала мягко намекала, что «есть нечто такое, что нас объединяет: мы хотим жить хорошо и чтобы отечество у нас было крепкое». Но гуманистический подход не помог, пока не клюнул «жареный петух». Теперь Родина потребовала обеспечения любви к Родине путем реальной работы. И уже деваться некуда — «гражданам мира» пора возвращаться на родные поля.

ЧТО ВМЕСТО «MADE IN…»
Сердце и желудок расположены рядом. Если в желудке бигмак, это влияет на привязанности сердца. Вот такую прямую зависимость видит журналист Элеонора Соломенникова. Она предложила депутатам выступить с законодательной инициативой: вместо «Made in…» маркировать местную продукцию «Сделано в Новосибирской области». Заодно мы узнаем: нам не только есть что есть, но и есть чем гордиться.

Остается только один вопрос: поверят ли наши осторожные крестьяне и не раз пуганный бизнес в серьезность и долгосрочность намерений не менее осторожного правительства? Ведь Россия ввела эмбарго на поставку продукции из стран ЕС, США, Австралии сроком на год...


ЧТО ПИШУТ В ИНТЕРНЕТЕ
Говорят, кока-кола очищает унитазы лучше, чем любое другое средство для чистки санфаянса.

Во многих штатах США дорожная полиция всегда имеет в патрульной машине пару галлонов колы, чтобы смывать кровь с шоссе после аварии.

Хоть пей, хоть унитазы чисти... главное — будь тупым: покупай кока-колу!


СПРАВКА
Ежедневное питание человека на 70 процентов состоит из мясных полуфабрикатов и прочей «быстрой еды» при норме 20 процентов, а вот овощи и фрукты каждый из нас употребляет в два раза меньше, чем положено. И так, говорят специалисты, едят 67 процентов жителей нашей планеты…

ЦИФРА
Примерно 65 % россиян старше 18 лет от случая к случаю посещают заведения быстрого питания