Спеть для толпы
Как становятся уличными музыкантами и какие песни любит Новосибирск?
Один выходит со своим инструментом на улицу, чтобы подзаработать, другой — ради удовольствия, третий — чтобы побороть страх перед публикой, но чаще всего мы наблюдаем комбинацию всех вышеперечисленных причин.
Уличные музыканты берут с собой вдохновение и отправляются «стритовать». В русском языке это слово — калька от английского street, что переводится как «улица». У нас этот глагол означает «выступать на улицах». Еще один неологизм — «аскер» (от английского to ask — «просить», «спрашивать») — это человек, который работает в паре с музыкантом (чаще всего гитаристом). В его обязанности входит улыбаться окружающим и «просить» у них деньги. Иногда встречаются целые «ансамбли» из нескольких музыкантов и «аскера», кто-то просто работает вдвоем, но и одиночки тоже есть. Они предпочитают играть «для себя», не деля выручку с партнером.
Для каждой улицы особая мелодия
Никита — один из таких музыкантов-одиночек. Он встретился мне на площади Ленина, что неудивительно, ведь она центральное место наибольшего скопления людей, а значит — довольно привлекательная локация для тех, кто хочет подзаработать и показать себя публике.
— Гитара у меня появилась лет в четырнадцать. Научился за три месяца, без всяких нот, без всяких гамм, — рассказывает он. — Песен семь выучил, потом нашел знакомого, который «стритовал», и пошел вместе с ним. Да, в пятнадцать лет в первый раз пошел зарабатывать деньги игрой.
— Какими качествами должны обладать те, кто хочет выступать на улице?
— Мобильность, общительность. Нужно чувствовать публику и понимать, что для определенного района существует и определенный репертуар. В Первомайском районе, например, люди не поймут Высоцкого, зато Цоя прекрасно там понимают. А в центре ты не сыграешь блатняк.
— Вы знакомы все друг с другом, можно ли назвать «стритующих» узким кругом?
— Конечно, нет. Но к общению располагают практически все. В переходе между станциями метро «Сибирская» и «Красный проспект» сидит дедушка лет шестидесяти, который конфеты раздает. И друг его стоит часто с гитарой, его жизнь сильно помотала, он музыкант по жизни просто. То есть не только молодые выходят. Причины разные бывают. Так и живем.
Для Никиты первоначальной целью была социализация.
— Я знаю ребят, которые приходили все зажатые, будучи интровертами, — рассказывает он. — Потом расслабились, когда ты играешь свою музыку, это всегда приносит удовольствие. Кстати, это второе. И третье уже заработок. Но он как бонус к самовыражению.
Вдохновение от русалки
Проходя мимо торгового центра в Академгородке, я услышала звуки невероятной красоты. Приблизившись, не поверила своим глазам: девушка играла на кельтской арфе, ей завороженно внимали несколько человек. Даша — студентка геолого-геофизического факультета Новосибирского госуниверситета.
— Когда я была совсем маленькой, меня отдали учиться на фортепиано, — рассказывает она. — Мне это очень не нравилось, было скучно. А потом я нашла книжку про Русалочку, и там была картинка, где они играли на маленьких арфах. Мне настолько понравился этот инструмент, что в девять лет я твердо сказала родителям, что хочу на арфу. Мне нашли музыкальную школу, единственную в городе, где преподавалась игра на ней. Играть на улице начала, чтобы получить какой-то опыт. Адреналин присутствует сначала, а потом привыкаешь, я не вижу людей, вижу только струны.
Стоимость инструмента своей игрой на публике Дарья уже окупила.
— Я же не только «стритую», но и выступаю на различных банкетах, свадьбах, — продолжает она. — Жаль, что обучают игре на арфе только в музыкальных школах. Представь, девушке 25 лет, а заниматься хочется, что ей делать? Я провожу уроки по скайпу, мне нравится делиться опытом и знаниями с теми, кто горит желанием учиться игре на арфе. Здорово, когда у учеников есть свой собственный инструмент, у них что-то начинает получаться.
— Ты всегда играла одна?
— Нет, бывало, что играла с флейтой, с гитарой в дуэте, здорово получалось. Нравится исполнять рок-композиции на арфе, они потрясающе звучат.
Амбиции играют
Академгородок — место, где можно встретить не только талантливых ученых, но и неординарных музыкантов. Увидев юную леди с розовыми волосами, которая играла на скрипке, я решила узнать и ее историю.
Девушка представилась как Юми, она школьница.
— Все началось пять лет назад, когда мне было девять лет, — вспоминает она. — Мама захотела отправить брата в музыкальную школу, чтобы он научился играть на гитаре. Приходит она домой, заводит разговор об этом, а брат отвечает как-то неохотно. И тут встреваю я со словами «я тоже хочу». Мама спросила, на какой инструмент мне бы хотелось пойти, а я ответила первое, что пришло в голову, то есть скрипка. В первый день занятий мне дали песенку, где было буквально две ноты. Я обрадовалась, пришла домой и захотела ее сыграть, но не могла вспомнить, что и какие ноты значат, и тут же расплакалась. Я очень сильно переживала, когда у меня что-то не получалось. А потом мне просто стало это очень сильно нравиться.
— Не страшно было выходить «на стрит»? И как возникла идея?
— Мне очень хотелось накопить на один «косплей-костюм» (от англ. costume play — «костюмированная игра», означает копирование образа какого-либо персонажа из игры или анимационного фильма, чаще всего японского), а родители не одобряют мое занятие «косплеем», так как это отнимает много денег и им кажется, что попусту. Сейчас я люблю понемногу иногда поиграть, а на заработанные деньги сходить в кафе, купить мороженое. А вот на публику выходить мне до сих пор страшно, я всегда беру кого-нибудь с собой. На улице все же восприятие музыки сильно отличается от того, что на концертах. «Стрит» — это хобби, от которого, к сожалению, не всегда получаешь положительные эмоции, так как люди на улице ходят разные. Был недавно случай: пока я на скрипке играла, какая-то компания пристала ко мне, в итоге порвали струны.
Часто Юми выступает в дуэте с гитаристом. Его зовут Андрей.
— Песни пишет Андрей, от меня идут только скрипичные и клавишные партии, которые он помогает мне сделать, — рассказывает девушка. — Мне очень все это нравится, рада, что так здорово все сложилось, ведь играем то, что нам обоим по душе. Дуэт — это все же более серьезное дело, чем одиночная игра, на него и время, и силы в немалых количествах уходят. Планирую это как будущий заработок, но посмотрим, что получится. Амбиций у нас хватает.
Все эти ребята, выходя на улицу с инструментами, стремятся поделиться эмоциями, рассказать свою историю посредством струн. Таких музыкантов в городе довольно-таки много, и каждому есть о чем поведать окружающим. Даже если вы торопитесь, стоит остановиться на пару минут, чтобы услышать то, что говорит нам город.