USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Олег ТОФАНЮК: Как даётся «Победа»

Татьяна ШИПИЛОВА
Фото предоставлено кинотеатром «Победа»
Фото предоставлено кинотеатром «Победа»

В городе, где есть знаменитый Оперный и еще восемь профессиональных театров, несколько современных кинокомплексов, многочисленные развлекательные центры, клубы и прочее, кинотеатр «Победа» выделяется особо. Это, можно сказать, киностолица в культурно-досуговой структуре Новосибирска — с европейским шармом и свободой выбора для зрителя.

Информационных поводов для разговора с исполнительным директором новосибирского кинотеатра «Победа» Олегом ТОФАНЮКОМ всегда масса. Потому что иногда количество интересных и значимых событий, происходящих даже в одни сутки в семи залах мультиплекса, а также в нескольких кафе плюс летней веранде «Победы», если не зашкаливает, то создает весьма упругий ритм существования для любителей кино и журналистов.

Фестиваль forever
— Олег Филаретович, будем считать, на этот раз поводом для встречи стало вступление «Победы» в европейскую ассоциацию кинотеатров EuropaCinemas/Eurimages — с чем вас от души поздравляем! Что этот статус дает кинотеатру?

— Спасибо за поздравление, на самом деле мы об этом уже забыли, заняты другим. Что касается вступления, мы собственно ничего особого не делали, просто наши подходы — мы показываем большое количество европейских, в том числе российских, фильмов — совпадают с позицией ассоциации, которая поддерживает кинотеатры. Когда мы послали документы, приезжала комиссия — смотрела все, изучала… Если бы, несмотря на все другие параметры — репертуар, количество сеансов и прочее, у нас не соответствовало эталону, допустим, качество показа, нас, конечно бы, никуда не приняли. А в статусе членов ассоциации нам, безусловно, будет проще разговаривать с фестивалями, звездами и национальными киноорганизациями.

— Вы скромно говорите о «параметрах», но есть масштаб и разнообразие деятельности — предпремьерные показы лучших картин, встречи со знаменитыми режиссерами, актерами, музыкантами, изысканные киноциклы, фестивали, в первую очередь, европейского кино и так далее, и так далее. И чувствуется, это не предел: пару лет назад вы публично сказали, что мечтаете об эксклюзивном фирменном кинофестивале уровня Каннского и, мол, кое-что в этом направлении уже предпринято. Это реально?

— Думаю, не надо объяснять: фестивалей очень много, их даже в России сотни, а кто их знает? Чтобы создать свой, единственный и неповторимый, необходимо очень много этапов пройти. Во-первых, нужна правильная идея фестиваля. Чтобы она никого не повторяла, ни с чем не пересекалась. Второе, на нормальном фестивале должно быть хорошее кино, которое с удовольствием можно представлять, а зрителям — смотреть. И третье — хорошее и представительное жюри. Вот мы потихонечку пытаемся все эти вещи собирать. Есть несколько идей, но такой, чтоб воскликнуть: вот она, вот! — пока нет. В общем, думаем, готовимся. Но, если мы это сделаем, мы не хотим, чтоб выстрел получился холостым. Если начинаешь фестиваль, он на всю оставшуюся жизнь…

— А нынешний формат фестивалей в «Победе»?

— Для Новосибирска каждый из них, конечно, фестиваль, а по сути — это недели фестивального кино: немецкого, итальянского, французского… Но в этих, в отличие от фестивалей классических, отсутствует конкурс, призы, победители, жюри. Поэтому в классическом варианте самое важное — церемония закрытия, когда раздают призы, а у нас — церемония открытия.

— Каков самый ваш на сегодняшний день лучший фестивальный проект?

— Скажу общее место: как выбрать из своих детей любимого? Все проекты — самые любимые, пока не заканчиваются. Потом начинается следующий, тоже любимый. Вот в сентябре в четвертый раз мы открываем наш совместный теперь с Эллой Давлетшиной фестиваль «Встречи в Сибири». И мы радуемся: удалось договориться показать на открытии фильм, который взял в этом году документального «Оскара». В русском переводе он называется «В двух шагах от славы» — о бэк-вокалистах, безымянных героях рока, чьи уникальные голоса служили не только фоном для звезд, но порой выталкивали этих звезд на авансцену.

Человеческий талант 
— Всегда интересен этот механизм договоров: кто с кем, как и почему «Победе» дали этот фильм, а кому-то нет?

— Это достаточно длинная цепочка. Но вообще весь кинобизнес основывается всегда на знакомствах и личных контактах. Так уж устроено.

— Проекты, что зарождаются в «Победе», на мой взгляд, отличают вкус, профессионализм, особая эмоциональная атмосфера… Ощущаются стиль, рука, разум… Чьи они?  Исполнительного директора Олега Тофанюка?

— Упаси Бог! Это коллективный разум! Начиная с учредителя и заканчивая персоналом кинотеатра. На самом деле, наши проекты создаются двумя путями: когда к нам приходит какая-то организация, например Гете-институт, и предлагает: давайте сделаем такой-то по счету фестиваль немецкого кино, мы договариваемся и делаем. Второй вариант: мы, увидев где-то фильм или подсмотрев что-то интересное, активно готовим программу, премьеру или что-либо еще, то есть сами инициируем, созваниваемся, ищем партнеров.

— Талант, обусловивший профессионализм вашей команды, преимущественно бизнесменский, киноведческий или просто человеческий?

— Человеческий — все рождается в коллективе. Киноведов и людей с каким-то специальным образованием у нас в штате сегодня нет. Мы сами очень любим кино и пытаемся понять, что любит наш зритель.

Наш любимый зритель

— У вас в кинотеатре особый зритель?

— Самый лучший. По итогам исследования, средний его возраст 32 года, 98 процентов наших зрителей с высшим образованием.

— Такой хороший и идеальный, взял и пришел в «Победу». Сколько лет вы его воспитывали?

— Среднему зрителю в кинотеатрах России 20 лет. Это не плохо и не хорошо. Это факт. А к нам, помимо 20-летних, ходят и 30-летние, и 40-летние. Привлечь именно этого зрителя для нас очень важно. У этих людей в детстве не было кино, так как оно пришлось на период развала системы кинопроката. То есть у них не сформировалась культура похода в кино, поэтому их чрезвычайно трудно затащить в кинотеатр и очень здорово, когда это получается. Мы показываем практически все достойное кино, которое выходит на кинорынок. В год мы демонстрируем примерно 600 кинолент, из них только 40 процентов голливудские фильмы, остальное, можно сказать, «ручной» подбор. Репертуар — наше сильное место на сегодняшний день. Мы можем предложить такое разнообразие, как никто.

— Это не влияет на бизнес?

— Влияет, наверное, но каким образом, не знаю. Потому что, когда в начале 2000-х «Победа» после реконструкции оторвалась ото всех, она оказалась первым таким по-настоящему современным кинотеатром. Сейчас же в городе шесть мультиплексов и достраивается седьмой. То есть на этом поле конкуренция очень жесткая, и заниматься ровно тем же, чем занимаются все, мы не считаем верным. У нас есть свое. Все-таки люди, которые хотят посмотреть, допустим, фильмы французского фестиваля, больше нигде их не найдут, даже в Сети, — только в «Победе», и это уникальная возможность.

— «Победа» создала также уникальную возможность для пенсионеров — билет на дневной сеанс в будние дни стоит 50 рублей. Откуда идея, вы в этом деле пионеры?

— Как-то пришло само собой. И, честно говоря, я не встречал прецедентов… Хотя коллег-кинопоказчиков понимаю и не умаляю их достоинств: бизнес есть бизнес — он ориентирован на массовую культуру и соответственно на массовые посещения. Мы ориентированы несколько иначе.

— Как вы считаете, уже выросло у нас, в России, потерянное поколение, воспитанное на блокбастерах и ничего другого не способное воспринимать?

— Судя по тому, какое количество студентов ходит к нам на нормальные фильмы и фестивальные программы, ничего потерянного нет. Как и во все времена, есть люди, которым нравится цирк, и есть люди, которым нравится театр. Не может такого быть, чтобы всем нравилось оперное искусство. Без исключения. Это странная штука — вокруг одни только оперные театры, и все слушают оперу…

Гурманы: оперные и не только

— А так поклонники этого вида искусства ходят в Новосибирский оперный и к вам — на показы лучших оперных спектаклей мира…

— Это вообще потрясающий по эффективности проект. Я смотрю в 11 утра на этот полный зал — люди идут в гардероб, снимают пальто (кстати, они одеты как на настоящий оперный спектакль), и удивляюсь: в кинозале царит атмосфера оперы! Тут можно говорить о настоящей уникальности события: на экране спектакли, которые 99 процентов зрителей никогда в жизни не смогли бы увидеть — ни съездить, ни попасть на конкретное представление в «Ла Скала», «Ковент-Гарден» и так далее. У нас это возможно и доступно. То же самое касается программы, которая началась в «Победе» в конце прошлого года, — «Театры HD»: лучшие драматические спектакли мира на большом экране, в хорошем качестве. Публика здесь несколько другая, но проект тоже успешно раскручивается.

— Форматы, в которых работает «Победа» с публикой, в интервью не перечислить — получится длиннющий список. Есть еще резервы и что еще хотелось бы сделать?

— Конечно, то, что делаем мы сегодня, не предел. А некоторых вещей нам прямо-таки явно не хватает. К примеру, постоянной программы «Классика кино», ну это условное название… Ведь столько в мире снято фильмов, которые надо, хочется и интересно посмотреть на большом экране и в хорошем качестве! Но здесь все упирается в правообладание, прокатные удостоверения — то есть это очень сложный процесс и нелегкий путь.

Мы пытаемся и, скорее всего, дойдем. Потому что, допустим, с «Гераклом-3D» все понятно: дистрибьютер купил права, получил прокатное удостоверение, сделал перевод и продает его по кинотеатрам. Для любого другого по уровню фильма, даже известного, надо найти по миру правообладателя, умудриться купить фильм недорого, потому что кинотеатр показать его сможет от силы пять раз, кроме того, мы должны его перевести, адаптировать, получить прокатное удостоверение — работа не очень простая. Если бы за создание качественной классической подборки взялся кто-то из прокатчиков, было бы проще — мы, показчики, у него эту программу тотчас возьмем… Мы и так, все, что есть в России — независимое, авторское, всякое разное лучшее кино, стараемся заполучить и показать новосибирцам. По сути, все достойное, что скажем так, «заходит» в Россию, появляется в «Победе».

Еще одна неизведанная стезя – документальное кино. На Западе документальное кино сегодня тренд, и есть очень хорошие настоящие фильмы. Но опять та же самая история, та же сложная цепочка… Одному кинотеатру очень тяжело ее пройти. Здесь либо надо находить единомышленников (чтобы, условно говоря, можно было купить ленту на 10 кинотеатров), либо самим выполнять все задачи прокатчика-дистрибьютера. А желание есть и есть, что показывать — в мире снимается только игровых фильмов 10 000 в год! Из тех 300 — 500 картин, которые поставляются на российский рынок, есть много хорошего, много среднего… Но много хороших фильмов вообще в Россию не попадает. Так что резервов, возможностей, как и работы, море!

Кто делает погоду
— «Победе» помогает сложившаяся за эти годы репутация?

— Безусловно. На кинорынках, на фестивалях нас многие знают, знают режиссеры, прокатчики, в том числе зарубежные, европейские. И, понятно, что сейчас нам проще по сравнению с периодом налаживания связей. Все знают, чего от «Победы» ожидать: что, если проект запущен, «Победа» сделает это хорошо, доведет до конца и попытается даже улучшить.

— Чего нам, зрителям, ожидать интересного в ближайшее время?

— Проект, которым мы сейчас живем, который проходит у нас впервые и который нам самим очень нравится, — это День российского кинематографа. Его отмечают 27 августа. Точнее говоря, никто его никогда особо не отмечал, но мы подумали, что это прекрасный повод, чтобы дать зрителям возможность посмотреть хорошие российские фильмы. Поэтому 27 августа у нас будет проходить как День Победы российского кино. Во всех залах, весь день по чисто символическим ценам можно будет посмотреть лучшие фильмы последних лет. И художественные, и детские, и документальные. Начав готовить этот проект, мы осознали, сколько прекрасных фильмов снято за последние годы. Собранные вместе, они развеивают все домыслы о плачевном состоянии нашего кинематографа. «Стиляги», «Адмиралъ», «Возвращение» Андрея Звягинцева, «Географ глобус пропил», «Трудно быть богом» — всего сегодня в нашем списке почти сорок картин.

— Мне, как и, наверное, многим горожанам, очень нравится ваш проект — замечательный уличный праздник «Лето начинается в «Победе». Нынче вы и впрямь открыли лето в погодном плане: после 11 июня стало по-настоящему тепло. Несерьезный вопрос: когда вы собираетесь лето закрывать?

— Наверное, в День российского кино… Будем надеяться, что после него в Новосибирске начнется красивая и нарядная осень.

ВОПРОС НА ЗАСЫПКУ
— Ваш любимый фильм?

—  Не могу сказать, что такой фильм существует… Мне нравится один фильм, а потом — раз! —  и другой.

— И все-таки?

— Люблю фильм «Бриллиантовая рука», но его все любят… Мне очень нравится «Меланхолия» Ларса фон Триера. Очень-очень-очень нравятся тарантиновские фильмы. Конечно, фильмы Балабанова. Из современных российских режиссеров интересно то, что делает Роман Каримов. И еще много всего разнообразного вне зависимости от жанра, темы, режиссера. Что-то внутри фильма такое должно быть, что нравится, —  я даже не могу отдавать отчет своим чувствам и не могу представить, как именно автор это сделал. И когда примешивается к интересу еще и подобного рода восхищение — это и есть мое любимое кино!

Фотографии статьи
Олег Тофанюк и режиссер Кшиштоф Занусси на открытии фестиваля в «Победе». Фото предоставлено кинотеатром «Победа»