USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Бок о бок с сыщиками

Подготовила Татьяна ШИПИЛОВА

Елена ТОПИЛЬСКАЯ — сценарист и автор первых сезонов одного из самых популярных российских детективных сериалов «Тайны следствия», действующий адвокат и кандидат юридических наук. В интервью интернет-ресурсу cinemotionlab.com она рассказала о подводных камнях для сценаристов сериалов и о том, насколько включены люди, пишущие детективы, в практику реальных сыщиков.

— Многие криминалисты отмечают, что расследования, показываемые в фильмах и сериалах, отличаются от реальных меньшим количеством подробностей. Что в первую очередь приходится сокращать при адаптации реальных расследований для сериала? Часто ли при этом приходится что-либо додумывать?

— Следствие — это рутина. Звездных, зрелищных моментов там катастрофически мало. Бумажки, канцелярщина, специфическая утомительная процедура. Я когда-то, будучи следователем, допрашивала обвиняемого по большому хозяйственному делу, и допрос фиксировали на видео. Так на третьем часу следственного действия видеоинженер заснул со скуки, мне пришлось в него туфлей кидать, чтобы он не храпел под видеозапись. Спасибо, человечество придумало такой художественный прием, как монтаж. В следствии мы его использовать не можем, а в кино избавляем зрителя от тоскливых уголовно-процессуальных подробностей.

— Как вы выбираете случаи из практики, которые лучше всего подходят для экранизации? Есть ли, на ваш взгляд, истории, которые не поддаются адаптации для экрана?

— Есть дела, которые до слез трогают даже бывалых сыщиков, но про это нельзя писать в сценарии. Не надо умножать тоску и горе, которыми и без того полон окружающий мир. Как сказал философ Эмерсон, «есть вещи, относительно которых разумный человек мог бы пожелать остаться в неведении». А в остальном критерий один — чтобы было интересно.

— Как вы считаете, является ли непосредственное знакомство с работой следователей обязательным для сценаристов детективов?

— Полагаю, что если писатель или сценарист пишет о любой сфере жизни, он должен быть с ней непосредственно знаком. Между прочим, это всегда было законом профессии. Во многих парах классиков жанра: братья Вайнеры, Ольга и Александр Лавровы («Следствие ведут знатоки») — один из соавторов был опером. Про Андрея Кивинова и моего мужа Максима Есаулова («Ментовские войны» и прочее) я уж и не говорю. Кроме того, детектив — это всегда жизненная коллизия, настолько острая, что разрешается преступлением. Я поверю в эту коллизию и заинтересуюсь ею, если мне покажут живых людей. Можно ли описать в сценарии участников запутанной жизненной драмы, не имея жизненного опыта? По-моему, нет. Как бы красиво автор ни выражался — если он не знает жизни, сценарий в этом случае останется сотрясением воздуха.

КСТАТИ
Писатель Юрий Герман, создавая книгу об уголовном розыске про Ивана Лапшина (прототипом которого был питерский сыщик Иван Бодунов), год провел бок о бок с операми — выезжал с ними на задания, осматривал места происшествий, наблюдал, как они живут.