Тариф точность любит
Станут ли прозрачными правила изменения тарифов?
Взяв в руки платежку по жилищно-коммунальным услугам, далеко не каждый из нас, неспециалистов, в состоянии расшифровать цифры, указанные в документе. Отсюда — поток обращений в газету с просьбами объяснить, почему цены растут «как на дрожжах», и когда же, наконец, тарифные дела удастся вывести «на чистую воду».
Кто и по каким принципам регулирует ценообразование? Рассказывает Гарей АСМОДЬЯРОВ — временно исполняющий обязанности руководителя департамента по тарифам Новосибирской области.
Департамент уполномочен заявить
— Гарей Равильевич, уточните, входит ли в полномочия департамента регулирование тарифов? Что именно делается на федеральном уровне, а что передано региону?
— Система регулирования состоит из двух звеньев. Она включает в себя Федеральную службу по тарифам, а также орган исполнительной власти субъекта — департамент по тарифам Новосибирской области. Статья 71 Конституции РФ определяет, что основы ценовой политики находятся в ведении Российской Федерации, областной департамент принимает решения на основании и в соответствии с законодательством.
Федеральная служба устанавливает границы величин — максимальные (минимальные) уровни тарифов, предельные индексы изменения тарифов действующих на территории субъектов (так называемые федеральные ограничения). Региональный департамент определяет итоговую стоимость ресурса и принимает конкретные тарифные решения на основе обосновывающих материалов (в том числе данных бухгалтерской и статистической отчетности), полученных от регулируемых организаций — поставщиков.
Пакет документов регулируемой организации включает в себя заявку и обоснование величин, предлагаемых для того или иного тарифа. Департамент делает выводы по результатам экспертизы с учетом индивидуальных технико-экономических показателей функционирования конкретной организации: объема поставок, протяженности сетей и прочих факторов.
— Но ведь ваша структура регулирует тарифы не только в сфере ЖКХ…
— Да, действительно, в компетенции департамента — цены на перевозку пассажиров и багажа общественным транспортом, социальное обслуживание, предельные оптово-розничные надбавки на жизненно-важные лекарственные средства и многое другое. Особенность работы состоит в том, чтобы соблюдать баланс интересов всех сторон — и потребителей, и регулируемых организаций.
— Согласно регламенту, изменение тарифов должно происходить не чаще, чем раз в год. Этот принцип соблюдается?
— Естественно. Более того, сейчас мы переходим к долгосрочному тарифообразованию, цель которого — прогнозирование и предоставление инвесторам максимально полной информации об экономическом поле, на котором они планируют действовать. Впрочем, не стоит обманываться терминами и думать, что долгосрочные тарифы обязательно будут неизменными в течение ряда лет. Процесс тарифообразования подразумевает предусмотренные законодательством корректировки, и поскольку долгосрочные тарифы в определенных случаях пересматриваются, их смысл, к сожалению, теряется.
Ценовые ингредиенты: о надбавках
— Отличаются ли запросы регулируемых организаций от того, сколько реально мы платим за коммуналку?
— Любая коммерческая организация стремится к максимизации прибыли, поэтому завышения случаются. Одна из возможных причин — некомпетентность специалистов и управленческие ошибки. Тем не менее, в среднем изменение размера платы граждан за коммунальные услуги по Новосибирской области (июль 2014 к декабрю 2013) составляет 103,7 процентов. Это один из минимальных показателей роста на моей памяти, за предыдущие периоды регулирования.
— Насколько цены за ЖКУ приближены к себестоимости услуг? Заложена ли в тариф инвестиционная составляющая? Этот вопрос волнует многих наших читателей, которые жалуются, что цифры непрозрачны.
— Да, разобраться в тарифообразовании, не будучи специалистом, довольно сложно, однако мы можем назвать непрозрачным и любой другой специфический процесс. Управляя автомобилем, водитель, не знакомый с принципом работы двигателя внутреннего сгорания, не видит, что происходит в двигателе, но эта «непрозрачность» ему не мешает, так как все необходимое для функционирования механизма предусмотрено.
Возвращаясь к тарифообразованию, отметим: есть уполномоченный орган, осуществляющий государственное регулирование в данной области, а прозрачность достигается посредством функционирования ряда механизмов. Так, федеральным законодательством предусматривается наличие стандартов раскрытия информации регулируемыми организациями. Раскрытию подлежат как тарифные заявки регулируемых организаций, так и показатели финансово-хозяйственной деятельности. Создан и функционирует Общественный совет при департаменте по тарифам Новосибирской области. К тому же работа департамента зарегламентирована процедурами, установленными на федеральном уровне.
Теперь — что касается инвестиционной составляющей. Модернизация предприятия, строительство инфраструктуры финансируется, в случае наличия тарифного источника, из расходов на амортизацию и/или из прибыли. При привлечении инвестиционных ресурсов, разработчики инвестиционных программ предусматривают расходы, связанные с возвратом инвестированного капитала. Так, в ближайшее время департамент рассмотрит программу МУП города Новосибирска «Горводоканал». Она включает мероприятия, связанные со строительством новых объектов, которые будут профинансированы за счет платы за технологическое присоединение. В тарифе компенсирующих сумм не предусмотрено.
Кстати, ремонтные работы не имеют отношения к инвестиционным программам, нацеленным на повышение качества услуг, увеличение мощностей, подключение новых потребителей. Расходы на текущий, средний и капитальный ремонты учитываются в составе тарифа.
— Если провести на предприятии модернизацию — к примеру, установить новую котельную, — можно ли добиться снижения тарифов?
— Результат модернизации — это, прежде всего, улучшение качества услуг и экономических показателей в том числе, части энергосбережения. Но вместе с тем организации придется возвращать затраченные инвестиции. Поэтому ситуацию нужно рассматривать индивидуально, в отношении каждого конкретного поставщика. Необходимо просчитывать и смотреть, какие тарифные последствия для потребителя будет иметь та или иная инвестиционная программа.
— До какой степени изношены коммунальные сети? Является ли это ценообразующим фактором?
— Состояние, в котором находится коммунальная сфера сегодня — результат 90-х годов. Того периода, когда рост тарифов сдерживался, а стоимость материалов и прочих составляющих расходов увеличивалась. О ремонтах, модернизации или развитии речи не шло, так как организации стремились выжить, удержать специалистов, выплатить вовремя заработную плату, не допустить перебоев с подачей энергоресурсов. Недофинансирование привело к износу коммунальной инфраструктуры, к повышению расходов на ремонт, и этот момент, конечно, приходится учитывать в тарифообразовании.
— Если «латание дыр» включено в тарифы, не удивительно, что размеры коммунальных платежей все-таки растут… В прошлом году Контрольно-счетная палата региона проанализировала экономическую обоснованность тарифов на жилищно-коммунальные услуги и отметила, что с 2006 года по 2012 тарифы выросли вдвое — при общем росте потребительских цен в 1,6 раза и росте реальных денежных доходов населения в 1,4 раза. Аудитор КСП Валерий Алехин заявил, что в ряде поселений нормативы потребления по водоснабжению и водоотведению, утвержденные областным департаментом, существенно превышают нормы, установленные органами местного самоуправления. КСП констатировала высокую дебиторскую задолженность населения по платежам за жилищно-коммунальные услуги. Прокомментируйте, пожалуйста, эту информацию.
— Увязывать ежегодное изменение тарифов на коммунальные ресурсы с реализацией ремонтной программы некорректно. Сценарными условиями, основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации предусматриваются плановые показатели, учитываемые при установлении тарифов на очередной период регулирования. Так, например, это и индекс потребительских цен (для определения расходов на оплату труда), и индекс цен производителей промышленной продукции (для определения ряда затрат по статьям условно-постоянных расходов). Имея указанные показатели больше ста процентов, формируя «чистую» индексную модель, понятно, что тариф будет расти. Вместе с тем, учитывая иные факторы, такие, например, как изменение полезного отпуска, департаментом по тарифам Новосибирской области в 2014 году снижены тарифы для 33 и оставлены без изменения тарифы для 183 теплоснабжающих организаций, снижены тарифы для 186 и оставлены без изменения тарифы для 151 организаций, оказывающих услуги в сфере холодного водоснабжения. Что касается установления нормативов потребления коммунальных услуг, в частности по холодному водоснабжению, то указанные нормативы установлены департаментом по тарифам Новосибирской области в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306, как данные нормативы ранее устанавливались органами местного самоуправления, для нас остается тайной. Но можно по нормативам и не платить — установить прибор учета.
Ясная логика и «железные» знания
— Чтобы департамент мог принимать верные решения, финансово-хозяйственная деятельность регулируемых организаций должна быть грамотно отражена в документах. Но не секрет, что кадровая проблема в сфере ЖКХ стоит очень остро, особенно в сельской местности.
— Безусловно, некоторые регулируемые организации предоставляют материалы низкого качества, и говорить об адекватной оценке деятельности таких поставщиков сложно. Поэтому необходимо всемерно содействовать повышению квалификации работников регулируемых организаций.
— Какими профессиональными качествами обладают служащие департамента? Должны ли они иметь экономическое образование? Или юридическое? Или, скажем, навыки управдома?
— Деятельность департамента очень специфична, и специалистов в данной сфере вузы не готовят. Лично я пришел в департамент с производства. Думаю, представитель нашей структуры должен понимать микро- и макроэкономические процессы, быть юридически подкованным, уметь грамотно формулировать решения, затрагивающие интересы многих сторон. Для анализа инвестиционных программ необходимо понимать техническую составляющую процесса, непосредственно связанную с «железом», а чтобы доносить решения до потребителей и доходчиво их объяснять, требуется гуманитарный склад ума.
— Кстати — о доходчивости информации. Волна дискуссий вокруг тарифных решений привела к созданию общественного совета при департаменте. Как вы оцениваете эту инициативу?
— Общественный совет — своеобразный совещательный орган. Он создан в помощь департаменту, чтобы анализировать производственные и инвестиционные программы регулируемых организаций, изучать проблемы тарифоприменения. Члены совета могут беспрепятственно знакомиться с материалами, которые предоставляют в департамент регулируемые организации, и мы надеемся, новая структура сделает процесс формирования тарифов более понятным для жителей региона.
ФАКТ
В среднем изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по Новосибирской области (июль 2014 года к декабрю 2013-го) составляют 103,7 процента