USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Бесправные и безнаказанные

Виталий ЗЛОДЕЕВ
Скутер — самый демократичный и доступный вид транспорта. Фото Михаила ПЕРМИНА
Скутер — самый демократичный и доступный вид транспорта. Фото Михаила ПЕРМИНА

Закон, несколько лет вынашивавшийся в недрах российского парламента, оказался нежизнеспособным

Мопеды, мокики или скутеры — как их не назови, эти «недомотоциклы» с объемом двигателя до 50 кубических сантиметров стали привычной частью нашего дорожного пейзажа. Но так и не стали своими, раздражая водителей авто опасными маневрами и пренебрежением правилами дорожного движения. Российская Госдума задумала решить проблему доступным ей правовым путем, обязав водителей скутеров получать специальные права и становиться полноправными участниками дорожного движения — не только с правами, но и обязанностями. Пока не получилось…

Железная логика
В апреле 2013 года депутаты Госдумы приняли закон, который ввел в России новые категории и подкатегории транспорта — всего их парламентарии умудрились насчитать шестнадцать вместо всем привычных A, B, С, D и Е. С одной стороны, оно и правильно, ведь с советских времен «ассортимент» транспорта на наших дорогах так изменился, что глаза разбегаются: от самого большого и нестандартного до «велосипедов с моторчиком», как по привычке называют мопеды-скутеры. Конечно, глядя на все это, так хочется упорядочить ситуацию, ввести ее в правовое поле.

Но народные избранники не скрывали и других своих целей: человек, имеющий права на вождение транспортного средства, автоматически становится потенциальным штрафоплательщиком. Также мопед нужно будет зарегистрировать, застраховать по ОСАГО — а это опять верная копеечка в бюджет. В этом плане логика парламентариев настолько железная, насколько это возможно. Но, судя по всему, депутаты несколько переоценили готовность людей так просто расставаться с деньгами.

Поймай меня, если сможешь
Скутеры традиционно считают подростковым видом транспорта, что правда, но не до конца. Попасть к 14 — 15-летнему отпрыску эта радость может двумя способами: как подарок от родителей «за хорошую учебу и примерное поведение» или по наследству от старшего брата, отца, деда, друга и так далее. Да, новый скутер стоит десятки тысяч рублей, но по мере амортизации его цена стремительно падает. И не может подросток, которому это досталось бесплатно, серьезно относиться к средству передвижения. А еще и прав не нужно, что только снижает престиж скутеров. Многие воспринимают их как эдакие игрушки, которые, в принципе, достаточно быстро передвигаются и позволяют преодолевать любые пробки. Естественно, что сам платить за права подросток не может, и захотят ли родители выкладывать искомую сумму — большой вопрос, учитывая, что из скутеров быстро «вырастают», начиная поглядывать на мотоциклы или машины. Словом, большого наплыва в автошколы от этой категории водителей ждать не стоит, да и как-то слабо представляется подросток, покорно стоящий в пробке между фурой и джипом, когда вокруг столько лазеек и возможностей для проезда. Об этом, кстати, предупреждал своих коллег по Госдуме депутат от фракции «Единой России», глава движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков.

— Подростки никогда не пойдут сдавать на права, у них нет ни времени, ни денег на это. Они будут воспринимать это как национальный вид спорта — попытку убежать от инспектора ДПС. Все это закончится ДТП, травмами и смертями, в том числе и детскими, — говорил еще в прошлом году Лысаков.

Запасной вариант
Точной статистики нет ни у кого, но среди скутеристов немало и взрослых людей, по крайней мере, только у меня трое знакомых обладателей мокиков — все семейные, серьезные ребята за 30 лет.

У Андрея и Славы есть машины, следовательно, и права категории В, так что для них этот вопрос неактуален. Скутеры они используют практически одинаково — для ближних поездок по району, чтобы лишний раз не жечь бензин. Права не берут — нарушив правила на скутере, можно лишиться автомобильных прав. Вряд ли будут брать и тогда, когда права категории М станут обязательными.

— Я правила знаю, стараюсь не нарушать, но когда попадаешь на скутере в пробку, невольно пользуюсь своим преимуществом: по обочине объеду или по встречке аккуратно, — говорит Андрей. — Так что, получается, нарушаю. Хотя в последнее время все чаще думаю продать скутер — очень страшно ездить, водители машин таких двухколесных за людей не считают. К тому же если заставят регистрировать, платить налог, страховку, то зачем он нужен? Уверен, большинство по привычке будут кататься нелегально, ведь у кого есть права более высоких категорий, не захотят ими рисковать.

Самое интересное!
После принятия закона ему дали полгода «настояться» — в силу новые правила вступили с 1 ноября 2013 года. Но ни один владелец скутера или мопеда так и не получил специальные права. Нашлась причина, перекрывающая все предыдущие: в автошколах до сих пор нет программ обучения новичков на категорию М. Казалось бы, что там учить, спросит читатель, но правила есть правила: необходимо определенное количество часов изучения ПДД, «несколько минут» на изучение хитрого устройства скутера, наверняка какие-то минимальные навыки вождения необходимо показать. Наконец, с ценой определиться, имея программу на руках, что для автошкол немаловажно. В некоторых новосибирских автошколах, куда мы позвонили, нам сказали, что сейчас даже приблизительно не назовут стоимость обучения на категорию М, но совсем задешево, конечно же, никто учить не будет.

А загвоздка в том, что два федеральных министерства не могут разобраться, кто будет отвечать за разработки программ обучения будущих водителей и других необходимых нормативных актов. Минтранс хочет контролировать только обучение водителей-профессионалов, то есть тех, кто водит грузовики, автобусы, трамваи и троллейбусы. В ведомстве считают, что, помимо общих знаний ПДД, такие водители должны знать международное законодательство о перевозке грузов и основы безопасности перевозки пассажиров. Подготовкой остальных водителей, как полагают в Минтрансе, должно заниматься Минобрнауки. Однако там подчеркивают, что действующее законодательство не разделяет водителей на любителей и профессионалов.

Особую пикантность этой ситуации придает тот факт, что, по официальным данным, закон, который сейчас не то что пробуксовывает, а просто стоит на месте, разрабатывался почти три года! По-хорошему, за это время можно было учесть все нюансы и еще подстраховаться, но получилось как всегда: учли все, кроме того, кто разработает программы обучения. Так что как минимум в этом году водители скутеров останутся бесправными. И, соответственно, безнаказанными…

ФАКТ
Впрочем, если права категории М все же введут, совсем без наказания скутерист без прав не останется. В лучшем случае — на первый раз — он отделается небольшим штрафом, теоретически транспортное средство могут забрать на штрафстоянку. Согласно постановлению правительства Новосибирской области от 1 июля 2014 года, плата за перемещение на штрафстоянку транспортных средств категории М составляет 1 550 рублей, а один час содержания —19,75 рубля.

Фотографии статьи
Фото с сайта futocentre.ua